Напоминание

"Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста".

Автор: Лисавцова Татьяна Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росинка"общеразвивающего вида г.Бирюча"

Населённый пункт: г.Бирюч Белгородская область

Наименование материала: опыт работы

Тема: "Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста".

Описание:

В настоящее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Наиболее благоприятным периодом ознакомления с народной культурой является дошкольный возраст. Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностям, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2317

Опубликовано 17.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Лисавцова Татьяна Николаевна Управление образованием администрации Красногвардейского района Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста . Автор опыта: Лисавцова Татьяна Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка»общеразвивающего вида г.Бирюча» г. Бирюч 2015
Лисавцова Татьяна Николаевна СОДЕРЖАНИЕ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 3 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 7 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 13 4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 5.ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ
Лисавцова Татьяна Николаевна 3 ИНИФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия становления опыта
В настоящее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Наиболее благоприятным периодом ознакомления с народной культурой является дошкольный возраст. Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностям, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев. Прошлое сохраняет себя в отношениях детей и родителей, национальных традициях, окружающих предметах. Любая национальная культура - это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Его нужно «приобщать» к ней, сделать так, чтобы ребенок смог находиться внутри этой культуры. А для этого нужно время. Поэтому используя фольклор, которому отводится всё более заметное место в выполнении задач нрав ственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармо нически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа. Мою группу посещают дети из различных слоев населения, родители которых принимали активное участие в организации совместных праздников, викторин, экскурсий, подбора материала для создания образовательной среды в группе, которая базировалась на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в нашем регионе. Образовательно-окружающая среда явилась частью взаимодейственных образовательных систем по познанию окружающего мира и развития у детей представлений о традициях народной культуры, а также эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. По результатам диагностики в старшей группе в 2013-2014 учебном году высокий уровень знаний по приобщению детей к традициям народной культуры отсутствовал, средний уровень составил -45%, а низкий – 55%.
Лисавцова Татьяна Николаевна 4
Актуальность опыта.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе. Телевидение, СМИ, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена тревожными, раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, поэтому необходимо уберечь его от такой разрушительной силы. Я работаю по «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, согласно которой мы должны приобщать детей к разнообразным и доступным им способам познания окружающего мира, развивать познавательную активность, воспитывать гуманное отношение к окружающему. Все занятия, получаемые детьми должны носить самостоятельный характер, получаться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребенка. Однако практика показывает, что у детей знания о предметах народного быта, праздниках, традициях и обычаях своего народа отрывочны и поверхностны. Они не имеют представления о народных играх, о назначении сказок, какую нравственную ценность они несут в себе, ограниченны знания о жизни и трудовой деятельности людей в далеком прошлом. Мне захотелось вызвать у моих воспитанников чувства причастности к наследию прошлого, возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания, через особую среду, позволяющую непосредственно с ним соприкоснуться. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской культуры, а фольклор в свою очередь раскрывает перед детьми дверь в мир прекрасного и доброго. Он влияет на формирование у детей нравственных качеств, прививает любовь и уважение к родному очагу, обычаям и традициям русского народа.
Ведущая педагогическая идея
Идея опыта направлена на приобщение детей дошкольного возраста к традициям народной культуры на основе ознакомления с фольклором, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2011-2015 учебные годы.
Лисавцова Татьяна Николаевна 2011-2012гг.-выявление проблемы, возникновения идеи опыта, постановка 5 цели и задач, выбор методов и средств их решения; подбор литературы, проведение диагностики; 2012-2013гг.- этап корректировки задач, методов и средств достижения цели; 2013-2015гг.- становления опыта, обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, оценка результатов.
Диапазон опыта
представляет собой целостную систему работы, где раскрываются цели и задачи по приобщению детей к истокам народной культуры. - познавательная: занятия, экскурсии, целевые прогулки; - игровая: дидактические, народные, подвижные игры, игры-драматизации; - трудовая: наблюдения за работай взрослых, совместный с воспитателем труд; - продуктивная: рисование, лепка, аппликация; - художественно – речевая: музыкальные занятия, участие в праздниках: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др. Игры проводила на занятиях, в утреннее время, на прогулке, после сна, вечером. Весь необходимый материал преподносился детям фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Теоретическая база опыта
В основу опыта положены основные дидактические принципы теории дошкольного обучения:
1. Принцип целенаправленности.
Я считаю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления нравственного воспитания дошкольников.
2.Принцип доступности.
Опираясь на него, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
3.Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Я стараюсь правильно определить ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
4. Принцип наглядности обучения.
В своей работе я тщательно продумываю: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определённых видов деятельности.
5.Принцип интегрированного подхода.
Я использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.
Лисавцова Татьяна Николаевна
6.Принцип адаптивности.
Методы и формы нравственного воспитания 6 применяю в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
7.Принцип систематичности и последовательности
. Свою работу по приобщению к традициям народной культуры дошкольников веду в определённой последовательности: - накопление впечатлений; -поиск творческих решений; - совместная деятельность воспитатель и детей; - самостоятельные действия; - индивидуальное и коллективное творчество.
8.Пинцип прочности.
В своей работе я стремлюсь эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике. По мнению В.П. Зеньковского, В.Г. Безносова, Д. С. Лихачева, ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что за основу был взят новый фундаментальный принцип построения воспитания и обучения детей - это оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития, где развитие обусловлено действиями взрослого, а саморазвитие собственной активностью ребенка. Особое значение имел используемый мной новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включила в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, шел непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные, точные (чему уделяла основное внимание на занятиях), а с другой постоянно шел противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявлялись в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность и есть как своеобразная проблема, которая послужила стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта и общечеловеческой культуры, и в конечном итоге стало основой саморазвития и творчества детей.
Лисавцова Татьяна Николаевна 7
Технология опыта
Цель моего опыта – воспитать ребенка в национальных традициях, донести до их сознания, что они являются носителями русской народной культуры. Данная работа включает целый комплекс задач
:

1.

Развивающие:
развитие познавательной активности, познавательных интересов, любознательности, интеллектуальных способностей детей; развитие детской самостоятельности, инициативы, стремление к активной деятельности и творчеству, воображения; развитие интереса к окружающей действительности, художественной литературе, народному творчеству.
2. Познавательные:
углубление представлений о русской народной культуре, об ее обычаях и традициях; формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого; развитие чувства ответственности и гордости за достижения своего народа;
3.

Воспитательные:
воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками; воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, освоение способов поведения; воспитание любви к литературе, живописи, народному творчеству.
Методы обучения и развития

1.Наглядные методы :
- наблюдение за объектами изучения, осмотр, экскурсии;- рассматривание натуральных предметов, картин, фотографий, игрушек;- показ образца, способов выполнения задания; - демонстрация обучающего материала; - создание эмоционально – нравственных ситуаций.
2.Методы, повышающие познавательную активность

:-
элементарный и каузальный анализ (причинные связи);- сравнение;- моделирование и конструирование;- экспериментирование и опыты.
3.Методы, стимулирующие эмоциональную активность

:-
игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; - сюрпризные моменты;- элементы новизны;- юмор и шутка.
4.

Методы, способствующие установлению связи между различными

видами

деятельности
:- предложение и обучение способу установления связи между разными видами деятельности;- перспективное планирование;- развитие потребности через другую деятельность.
5.

Методы обучения и развития творчества

:-
эмоциональная насыщенность окружения;- мотивирование детской деятельности;- прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);- игровые приемы;- юмор, шутка; - детское
Лисавцова Татьяна Николаевна экспериментирование;- проблемные ситуации и задачи;- вопросы, задаваемые детьми;- неясные знания, догадки, предположения. 8 В процессе знакомства детей с традициями народной культуры мною использовались разработки О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Л.С. Куприной, Т.А. Будариной, О.А. Маркеевой «Знакомство детей с русским народным творчеством». Приобщение детей к народной культуре мы начали с создания в детском саду комнаты русского быта. Интерьер комнаты составляют подлинные предметы старины, появившиеся в результате поездок но району сотрудников детского сада и родителей наших воспитанников. Русская изба служит местом для проведения занятий, развлечений, посиделок и игр. Предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь, яркие народные игрушки используются в процессе бесед, интегрированных и игровых занятий, выставок народного творчества. Здесь дети наяву видят «лапти лыковые» в которых ходит зайчик в сказке, или «полное лукошко горошка», «дождь сквозь сито моросит», «позолоченная прялица»- эти строки знакомы каждому ребенку, а наши дети могут еще посмотреть на эти предметы, потрогать их руками. Здесь оживают образы бабушки за прялкой, курочки с цыплятами под печкой, малыша в люльке. Традиционными стали посиделки, когда дети собравшись вокруг бабушки и хозяюшки, учатся вышивать, поют народные песни, шутят и угощают то блинами, то кружкой молока из кринки. В «избе» мною проводились занятия по ознакомлению детей с предметами быта и чтение русских народных сказок. Дети могли не только прослушать сказку, но и рассмотреть, попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом, обыграть его, воспроизвести сказочную ситуацию. Знакомя детей со старшей группы с предметами сказочного быта, в качестве подсказки использовала пословицы, поговорки, загадывала загадки. На таких занятиях расширялся активный словарь детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имели разные названия (горшок, крынка, кувшин и др.). Отгадывание и придумывание загадок оказало влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Рассказывая сказки, специально обращала внимание детей на их образность и метафоричность, просила подумать над тем, почему народ именно так, а не иначе, характеризует природу, явления и человеческие взаимоотношения. Главным было вычленить отношение людей к окружающей действительности и осознать сущность их представлений о своем месте на земле, их ценностных ориентаций. Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретали новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Воспитанники получали представления о
Лисавцова Татьяна Николаевна добре и зле, радовались удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводила ребенка в некоторые воображаемые 9 обстоятельства и заставляла пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Все это побуждало активность ребенка, заставлять делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах (Приложение №3) Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно – ролевых игр и игр – драматизаций, стремилась развивать нравственно – эстетические чувства, так как в сказках содержаться правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим. Например: «Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль». Сказки подбирала с учетом возрастных особенностей, идейно – художественных ценностей, поэтому они оказывали огромное воспитательное воздействие на детей: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка – сестричка», «Царевна – лягушка» и др. Вот пример занятия «Бабушкины сказки»: Усаживала на столе куклу: «Сегодня Сташок пришел к нам потому, что мы будем говорить о сказках. А вы любите сказки? Как вы думаете, кто сочинял сказки?» Ответы детей. «Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Читая их, мы узнаем о жизни крестьян в старину, об их труде. Вспомните сказки, в которых говорится о труде крестьян» («Мужик и медведь», «Мальчик с пальчик»). Сказку, знакомую детям, рассказывала не от начала до конца, а привлекала для пересказа детей. Как итоговые занятия, проводила викторины по нескольким знакомым сказкам: «Из какой сказки предмет?», «Из какой сказки отрывок?» и т.п. При этом активно использовала кукольный театр, иллюстрации. Занятия иногда завершались чаепитием у самовара. Во время чаепития дети усваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол». Узнавали историю самовара. Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особенный ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Такое чаепитие давало возможность расширить знания детей о традициях русской кухни. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Вместе с детьми вспоминали русские пословицы о хлебе: «Худой обед, коли хлеба нет». Этими пословицами оказывали почет и уважение хлебу. Знакомила так же ребят, с русским национальным блюдом – киселем. Наши предки варили кисель из ржаной и овсяной муки. На занятии «Игра в гости» старалась формировать навыки поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять
Лисавцова Татьяна Николаевна порцию из общего блюда, умение вести беседу за едой. Дети распределяли роли между собой: «Хозяева дома» и «гости». «Гости» наряжались, делали 10 «прически» в «парикмахерской». «Хозяева» готовили. Закрепляла у детей правила приглашения к столу: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Выражали уважение к гостю. Прощание с гостями всегда сопровождалось доброжелательными пожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб – соль». Вне занятии в русской «избе» дети делились своими впечатлениями об увиденном и услышанном. Для обогащения знаний о фольклоре, использовала на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, на физкультминутках: пестушки, потешки, сказки, уже знакомые детям. Например, дети выполняли упражнения под слова потешки: «На пригорке мельница Кружится и вертится. Раз, два, три, четыре – Завертелись, закружились». (вращательные движения руками вперед – назад). Постепенно дети привыкали к тому, что народная культура входила в их повседневную жизнь. В режимные моменты мною были введены народные игры. Они делали процесс смены видов деятельности и времяпровождения более интересным и содержательным. Многие детские игры имитировали серьезные занятия взрослых: охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. Например, такие игры, как: «Ворон и куры», «Горшки», «Дедушка – рожок», «Гуси – гуси», «Пирог. Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был разработан перспективный план игротеки (Приложение №2). Ее реализация осуществлялась с помощью персонажа бабки Матрены, которая имела «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры: подвижные, игры – соревнования, игры – шутки, игры – забавы, игры – загадки, хороводные игры. С этим ларцом Матрена всегда приходила в гости к ребятам и знакомила их каждый раз с новой игрой. Игры, построены по принципу системности и последовательности. На первых занятиях мы с детьми вспоминали ранее знакомые игры («Ловишки», «Колечко, колечко…» и др.). Приводила к ним, считалки, после чего из ларца «появлялся» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др.), вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождались разнообразным материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получали домашнее задание, то есть Матрена предлагала детям к следующей встречи с учетом новой игры разучить речевой материал: считалку, попевку, приговорку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Приобщая детей к традициям народной культуре, я знакомила детей с народными праздниками и традициями. Дети принимали активное участие в
Лисавцова Татьяна Николаевна календарных праздниках. На Святках они разучивали песни, колядки, ходили с ними в гости в соседнюю группу, к младшим детям. Встречали и 11 провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. На Пасху играли в игры с яйцами, расписывали «писанки» и дарили гостям, друзьям. Вспоминали, в каких сказках есть упоминание о народных обрядах и традициях. Придумывали, в какое время года могло происходить то или иное сказочное событие и почему. Например, дети выясняли, что в русской народной сказке «Колобок» события могли происходить только ранней весной, когда кончились все зимние запасы и идет Великий пост, поэтому иллюстрации к данной сказке художники сделали «неправильно» и нужно было исправить эту оплошность. После детям и их родителям было предложено создать свою новую книжку по сказке. Ни один обрядовый праздник не обходился без игры на народных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем мы знакомили детей с музыкальными инструментами: такими, как дудка, гусли, балалайка, барабан. Для аккомпанирования русских народных песен использовали шумовые инструменты: трещотку, гудки, свистульки, ложки, погремушки, треугольник. Во второй половине дня организовывала «посиделки», на которых разучивали народные игры, обрядовые песни, изготавливали элементы народных костюмов: кокошники, бусы, обрядовые маски и др. Полученные знания применяли в других видах деятельности. Наибольшие возможности для выражения интересов детей, усвоению ими знаний о народной культуре, умений и навыков в области народной культуры предоставляла кукольный театр. Были собраны необходимые для драматизации атрибуты. Обращаясь к традициям русской народной культуры, старалась поддерживать интерес родителей. Для этого использовала такие формы работы как: анкетирование; групповые собрания; педагогические беседы, как групповые, так и индивидуальные; совместные праздники; посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультации, совместные досуги. Взаимодействие с семьей проводилось по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Определила условия для успешной работы с родителями: 1. Целенаправленность и системность; 2. Дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи; Большое значение в приобщении детей к народной культуре имели семейные экскурсии в музей, дом творчества. Итоги таких экскурсий дети выражали в детских рисунках, фотовыставках, составлении рассказов. В группе был оформлен уголок для родителей, где помещалась информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребенком книжку – раскладушку по русским народным сказкам, где родители с радостью принимали активное участие.
Лисавцова Татьяна Николаевна 12 Перед выходными предлагала воспитанникам и их родителям несложные задания, об итогах их выполнения можно было судить по семейному рисунку, фотографии, поделки, аппликации. Примерный перечень домашних заданий: - Сходить в краеведческий музей. - Прочитать русскую народную сказку. Выяснить чему она учит. - Когда поют частушки? Разучивание частушек. - Беседа о праздниках (Покров, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха). - Сделать поделку из природного материала на тему: «В гостях у сказки». Так же были запланированы семейные анкеты – викторины (Приложение№4). Участие родителей вызывало восторг, удивление, гордость ребят за своих мам и пап, дедушек и бабушек. В результате проводимой работы у родителей появилось стремление, заинтересованность в воспитании у детей любви и уважения к истокам народной культуры. Только целенаправленная, системная и последовательная работа позволяет сформировать у детей глубокие знания и представления о традициях и обычаях русского народа.
Лисавцова Татьяна Николаевна 13
Результативность опыта
В результате проведенной начальной диагностики, выявленные возможности детей позволили целенаправленно развивать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности. Начальная диагностика позволила наметить пути приобщения к народной культуре. Активное включение детей в учебную деятельность, восприятие познавательного материала, сосредоточенность на заинтересовавшем материале – такие показатели позволили мне отметить положительную динамику приобщения детей к традициям народной культуры. В
средней группе
в начале года уровень составил средний – 45%,низкий – 55%. Высокого результата не выявила. В конце года высокий уровень – 56%, средний – 34%, низкий – 10% (2011- 2012 учебный год). В
старше группе
в начале года высокий уровень составил – 58%, средний – 23%, низкий -9% (2012-2013 учебный год). В
подготовительной группе,
в результате планомерной работы по приобщению детей к традициям народной культуры через ознакомления с художественной литературой, вырос процент высокого уровня усвоения программы и составил – 59%, низкий – 3%, средний – 38%.
Лисавцова Татьяна Николаевна В середине года высокий уровень – 68%, средний – 30%, низкий – 2%. 14 В конце учебного года высокий уровень – 87%, средний уровень– 13% низкий уровень -0% (2013-2014 учебный год). Проведенная работа по приобщению детей к традициям народной культуры дала положительные результаты: у детей появился интерес к изучению русской народной культуры. Сформировался необходимый минимум исторических знаний. Сформировалось чувство национального достоинства. Расширились знания о традициях русского народа. Я надеюсь, что приобщая детей к истокам русской народной культуры мы развиваем личность каждого ребенка, который надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять будущее.
Лисавцова Татьяна Николаевна 1 5
Библиографический список
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с устным народным творчеством/Т.А.Бударина.-Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004. 2. Ботякова О.А. Солнечный круг/ О.А. Ботякова. – С-П.: Детство-Пресс, 2003. 3. Князева О.Л., Маханѐва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/О.Л.Князева, М.Д.Маханѐва. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004. 4. Микляева, Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, М.Ю.Новицкая. - М.: Айрис пресс, 2006. 5. Науменко Л.В Русские народные детские игры. М., Либерия, 2003. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаева, Т. А. Маркова. М: Просвещение, 1984. 6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей/ В.М.Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: Творческий центр «Сфера», 1998. 7. Программа «Детство». Под редакцией Т.И. Бабаевой. – М., 2005. 8. Соколова, Л., Некрылова А. Воспитание ребѐнка в русских традициях/Л.Соколова, А.Некрылова. - М.: Айрис пресс, 2003.
Лисавцова Татьяна Николаевна 16
Приложения
Приложение 1- Перспективный план Приложение 2 - Игротека Приложение 3 - Конспекты занятий Приложение 4 - Консультация для родителей Приложение 5 –Анкета для родителей
Лисавцова Татьяна Николаевна 17 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перспективный план
Лисавцова Татьяна Николаевна 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план

Старшая группа
Тема занятия Содержание Сентябрь «Гуляй, да присматривайся» Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» Народная игра «Огородник». «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. «Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Пословицы о труде и лени. Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. Народная игра «Жнецы и пахари». «Хлеб всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Загадки об орудиях труда. Народная игра «Кто с нами?». Октябрь «Октябрь пахнет капустой» Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение заклички «Восенушка - осень» «Зайчишка- трусишка» Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» «У страха глаза велики» Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» Повторение пословиц, поговорок. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке.
Лисавцова Татьяна Николаевна Ноябрь «Знаешь ли ты сказки» Литературная викторина по русским народным сказкам: «Мужик и медведь», Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др. «Жихарка» Знакомство со сказкой «Жихарка». Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали). Рассматривание деревянной, глиняной посуды. Загадывание загадок о предметах быта. Народная игра «В крыночки». « Русская изба» Беседа о русской избе, ее внешнем и внутренним убранством. Экскурсия в краеведческий музей. Народная игра «В углы». Рисование русской избы. «Крестьянская игрушка» Знакомство детей с русской народной игрушкой- самоделкой. Изготовление тряпичной куклы. Рассматривание иллюстраций русских народных игрушек. Декабрь «Здравствуй, зимушка-зима!» Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» «Проказы старухи зимы» Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Народная игра «Два Мороза» «Зимние святки» Знакомство со сказкой «Золотой Башмачок» Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) «С новым годом со всем родом» Рассказ о традициях празднования Нового года. Рассматривание иллюстраций. Изготовление елочных украшений. Тема занятия Содержание Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Народная игра « Дедушка -рожок» Знакомство со сказкой «Волшебная дудочка». «Морозко» Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» Народная игра «Холодно-горячо».
Лисавцова Татьяна Николаевна «Бабушкины сказки» Самостоятельное рассказывание детьми сказок «Лисичка со скалочкой», «Царевна – лягушка» Февраль «Зимушка хрустальная» Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» Праздник «Зимушка хрустальная». «Народный костюм» Беседа об одежде и обуви наших предков, способах украшения. Рисование «Укрась сарафан» Народная игра « В клубок». « Головной убор» Беседа о русских головных уборах. Рассматривание иллюстраций. Народная игра « Капуста». Изготовление кокошника. «Ой ты, Масленица!» Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно». Лепка «Блины для гостей». Март «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. «Гуляй, да присматривайся» Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки прилетели» «Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Вербное воскресенье Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русской народной игры «Верба - вербочка». Выставка детских работ «Пасхальная радость» Апрель «Небылица в лицах, небывальщина» Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» Рассказ воспитателя о прялке. Проведение русской народной игры «Прялица» «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Знакомство со сказкой «Семь работников». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. «Красна горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. Май «Весна красна цветами» Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок.
Лисавцова Татьяна Николаевна «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». Изготовление открыток для дедушек. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.
Подготовительная группа
Тема занятия Содержание Сентябрь «Восенушка - осень – сноп последний косим» Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень». Загадки об овощах и фруктах. Народная игра «В репку». В гостях у бабушки Варвары Беседа о старинной посуде. Рассматривание деревянной, глиняной посуды. Загадывание загадок о предметах народного быта. Лепка «Бабушкина посуда». Народные игры «В крыночки», «Горшки». Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости». Семенов день Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха» «Хлеб - всему голова» Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе. Народная игра «Пахари и Жнецы». Октябрь «Чудесный сундучок» Придумывание детьми сказки. Рисование «Моя любимая сказка». Разыгрывание сюжета по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Покров Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель». «Посиделки» Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота»
Лисавцова Татьяна Николаевна «Сказание о Белгородском киселе» Знакомство с литературным памятником «Сказание о Белгородском киселе» (Приложение №3). Народная игра « Муха» Ноябрь Викторина по сказкам Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Народная игрушка Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. Лепка «Петушок». «Диво дивное, чудо чудное » Знакомство детей с хохломской, гжельской, городецкой росписью. Рисование детьми узоров. «Бабушкины сказки» Беседа о русских народных сказках. Разыгрывание сказки «Лисичка – сестричка». Выставка «В гостях у сказки» (совместно с родителями) Декабрь «Зима – не лето, - в шубу одето» Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». «Прялка-веретено» Рассказ воспитателя о прялке, веретене. Рассматривание шерстяных вещей. Беседа об обычаях прясть вечером, собираясь на посиделки. «Пришел мороз – береги ухо и нос» Знакомство со сказкой «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Народная игра «Два Мороза» Инсценирование отрывка из сказки «Морозко» Снегурочка – внучка Деда Мороза Знакомство со сказкой «Снегурочка». Складывание и вырезывание снежинок из бумаги. Январь «Пришла Коляда на кануне Рождества» Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок, разучивание колядок. «Зимние забавы» Беседа о зимних играх и забавах детворы. Рассматривание иллюстраций «Игры детей зимой». Проведение игр и забав с обыгрыванием зимних построек на участке. Народные игры «Царь горы», «Бабы». «Золотой башмачок» Знакомство со сказкой «Золотой башмачок», рассматривание иллюстраций. Изготовление поделки. Тема занятия Содержание
Лисавцова Татьяна Николаевна Февраль «Русские потешки» Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота». Отгадывание загадок. «Дело мастера боится» Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. «Ай, да мастера» Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами сапожного, валяльного промыслов, лозоплетение. Рассматривание иллюстраций. Народная игра «Холодно-горячо». Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Участие в празднике «Масленица» Март «Народный костюм» Беседа об одежде и обуви наших предков, способах украшения. Занятие-беседа «Кукла в национальном костюме» (приложение №3) «Русская матрешка» Рассказ о русской матрешке. Разучивание частушек. Выставка «Русская матрешка - своими руками» «В гости к Хозяюшке» Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «В поясок». Рисование русской избы. Солнце красное пригрело, распустила почки верба» Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Вербохлест», «Ловишка». Апрель «Светлый праздник наступил, людям радость подарил» Беседа о празднике Светлое Христово Воскресение, о значении пасхальных символов: кулич, пасха, яйца. Проведение игр с крашенками. «Сделал дело – гуляй смело» Проведение игр-состязаний: «Прыганье через веревочку», «Плетень», «Перебежки», «Перетяни канат». «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. «К худой голове своего ума не приставишь» Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».
Лисавцова Татьяна Николаевна Май «Литературная викторина» Литературная викторина по сказкам Игра -драматизация «Край родной навек любимый» Русские подвижные игры на открытом воздухе. Прощание с «избой». Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие
Лисавцова Татьяна Николаевна Приложение2 25
Игротека
Старшая группа
Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные
С кочки на кочку Медведь и пчелы Солнышко и дождик Самолеты
Малоподвижные
Море волнуется
Хороводные
Хороводная – огородная
Народные
Олени и пастух Капуста
Октябрь

Подвижные
Ловишки Уголки Лохматый пес Наседка и цыплята
Малоподвижные
Летает – не летает
Хороводные
Урожайная
Народные
Муха Охотники и собаки
Ноябрь

Подвижные
Перелет птиц Караси и щука Мышеловка Зайцы и волк
Малоподвижные
Найди свой цвет
Хороводные
Найди себе пару
Народные
Гуси летят Море волнуется
Декабрь

Подвижные
Бездомный заяц Перебежки Хитрая лиса Мыши в кладовой
Малоподвижные
Кто ушел
Хороводные
Новогодний хоровод
Народные
Обыкновенные жмурки Иголка, нитка, узелок.
Лисавцова Татьяна Николаевна
Январь

Подвижные
Охотник и зайцы Кто сделает меньше прыжков У медведя во бору Наседка и цыплята
Малоподвижные
Найди и промолчи
Хороводные
Зимний хоровод
Народные
Пустое место Два мороза
Февраль

Подвижные
Сделай фигуру Мы веселые ребята Лиса в курятнике Кто скорее добежит до флажка
Малоподвижные
Подбрось - поймай
Хороводные
Мы военные
Народные
Горелки Пятнашки
Март

Подвижные
Перелет птиц Затейники Лохматый пес Садовник и цветы
Малоподвижные
У кого мяч
Хороводные
Веснянка
Народные
Пастух и стадо Салки
Апрель

Подвижные
Не оставайся на полу Удочка Ловишки Пятнашки
Малоподвижные
Мяч через сетку
Хороводные
Пошла Млада за водой
Народные
Гуси-лебеди Птички
Май

Подвижные
Классы Мяч водящему Серсо Перебежки
Малоподвижные
Сбей кеглю
Лисавцова Татьяна Николаевна
Хороводные
Во поле береза стояла
Народные
Перетягивание каната Ручеек

Подготовительная группа
Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные
Мышеловка Гуси-лебеди Удочка Хитрая лиса
Малоподвижные
Эхо
Хороводные
Хороводная – огородная.
Народные
Море волнуется Гуси летят
Октябрь

Подвижные
Ловишки Догони свою пару Кто скорее докатит обруч до флажка Совушка
Малоподвижные
Летает – не летает
Хороводные
Как у наших у ворот «У рябинушки»
Народные
Олени и пастух Уголки
Ноябрь

Подвижные
Караси и щука Перелет птиц Чье звено скорее соберется Лягушки и цапли
Малоподвижные
Фигуры
Хороводные
На горе-то калина
Народные
Круговая лапта Иголка, нитка, узелок.
Декабрь

Подвижные
Лохматый пес Зайцы и волк Быстро возьми, быстро положи Хитрая лиса
Малоподвижные
Молчанка
Хороводные
Новогодняя хороводная Праздничный хоровод
Народные
Два мороза Скакалка
Лисавцова Татьяна Николаевна
Январь

Подвижные
Перебежки Волк во рву Лошадки Ловишка, беру ленту!
Малоподвижные
Затейники
Хороводные
Зимний хоровод
Народные
Обыкновенные жмурки Бабка Ёжка
Февраль

Подвижные
Мы веселые ребята Слышим – делаем Охотники и звери Стоп
Малоподвижные
Тихо-громко
Хороводные
Пошла млада за водой
Народные
Пятнашки Салки
Март

Подвижные
Садовник и цветы Лиса в курятнике Перемени предмет Наседка и цыплята
Малоподвижные
Великаны и гномы
Хороводные
Веснянка
Народные
Филин и пташки Птички
Апрель

Подвижные
Коршун и наседка У медведя во бору Бездомный заяц Карусель
Малоподвижные
Тишина
Хороводные
Земелюшко - чернозем
Народные
Классы Пчелки и ласточки
Май

Подвижные
Мяч по дорожке Медведь и пчелы Цветные автомобили Садовник и цветы
Малоподвижные
Молчанка
Хороводные
Солнышко-ведрышко.
Лисавцова Татьяна Николаевна 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Конспекты занятий
Лисавцова Татьяна Николаевна КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЭТИ МУДРЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ!»
Цель
: Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать чувства любви к сказкам, понимать их глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Закрепить знания детей о русских сказках, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.
Ход занятия:
- Ребята, вы любите сказки? (любим). Как вы думаете, а зачем люди сочиняют сказки? - Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. - А что будет, если у народа не будет сказок? ( ответы детей). - Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевать трудности. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете? (Дети перечисляют знакомые сказки). В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…(дети называют сказки) А теперь мы разделимся с вами на две команды. Давайте придумаем названия своим командам, и выберем капитанов. Мы начинаем с вами путешествие по русским народным сказкам. - А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила (ответы команд). За правильный ответ каждая команда будет получать волшебные жетоны, какая команда больше всех наберет жетонов, та и победит.
Лисавцова Татьяна Николаевна -Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы команд). -Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди» (ответы команд) - А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей) -У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. - Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл и чему она учит. - Угадайте, что это за сказка? ( Детям предлагается сказка «Заюшкина избушка») - А чему же нас учит сказка «Заюшкина избушка?» (ответы детей) - Как важно научиться жить в мире, быть честным и порядочным, добрым и воспитанным. Но не всегда все такие честные, добрые, многие пользуются этой добротой, что не очень хорошо поступают. - А теперь такое вам задание, назовите сказку, в которой маленький удалец, перехитрил лису? (ответы детей) Ребята, сейчас мы с вами будем показывать друг другу фрагменты сказок, каждая команда должна будет узнать сказку. ( первая команда показывает сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», вторая команда «Мужик и медведь») - Все сегодня хорошо соревновались. Команды показали свои знания, умения. Молодцы!


Лисавцова Татьяна Николаевна КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КУКЛА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ»
Задачи
: Знакомить детей с бытом русского народа в доступной для детей форме. Познакомить с национальным костюмом нашей местности. Расширить кругозор, воспитывать чувства уважения, любознательность.
Оборудование
: Две бумажные куклы в русских национальных костюмах; в сарафанах, рубахах и кокошниках, поясах; карточки с орнаментами; репродукции русских нарядов.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, кто к нам в гости пришел! (Вносит бумажные куклы, говорит от их лица.) Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! (Меняет голос) Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и разговаривают по - особенному. Откуда они к нам приехали? Никто из вас не догадался? ( Ответы детей) Откуда же вы прибыли, гости дорогие? (от лица кукол) Из прошлого, из Древней Руси. Когда-то страна наша называлась Древняя Русь, а теперь у нее название – Россия. Правда, похоже? Так вот.. Давным – давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговаривать. Хотите узнать, как зовут наших гостей? Нужно спросить вежливо: «Как же звать вас, сударыня?». Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так – «Сударь» (от лица кукол) Зовут меня Марьюшка – свет Васильевна, а это братец мой Иванушка. Как можно охарактеризовать имена наших гостей? (красивые, ласковые, нежные.) Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки. Какие у них волосы? (светлые, светло- русые.) Какого цвета кожа? (светло – розовая, белая.) А глаза? (голубые, небесные.) О русских девушках говорили: « Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка». Посмотрите на одежду Марьюшки. Одета оно в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетеные, на голове – лента шелковая. Волосы у Марьюшки в косу заплетены. На Руси был такой обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была отныне
Лисавцова Татьяна Николаевна всегда носить головной убор – кокошник. ( Показ узоров бумажных, а затем на портретах женщин.) Во что одет Иванушка? ( В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым ) Воспитатель (от лица куклы). Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например, знак солнца… Что оно дарит людям? ( Тепло, плодородие.) Поэтому и нам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое. Красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство. Посмотрите, как изображали русских людей художники прошлого (показывает репродукции картин). Ребята, хотите поиграть в игру, которая называется « Одень, отгадав загадку?» Я буду загадывать загадку об одежде. Кто отгадает, берет эту одежду и надевает. Каждый раз по утру надеваю я трубу. Ну, не догадаться вам? Она зовется … (сарафан). Украшает голову, на горшок похож, А зовут такой убор… ( кокошник). Что же за одежда: С четырьмя отверстиями. Разложи ее получше – Букву «Т» тогда получишь. ( Рубаха). Целый день хожу я в обруче (Пояс). О девицах – красавицах сказки писали, стихи, песни слагали. Посмотрите на эту книгу. Она называется «Крупеничка». Написал ее Н.Телешов (рассматривают книгу). Скажите, кто здесь нарисован? (девушка). Какая она? (красивая). Это и есть Крупеничка. Сейчас я прочитаю отрывок из книги: «Часто к нам на землю русскую приезжали заморские купцы, и вот как они отзывались о русском народе: «Россичи (так они нас называли) хороши собой, храбры и справедливы по чести. В вещах они любят добротность, в конях ищут силу и прыткость, в себе же – умение да храбрость…. Нет в мире лучшего хлебосола, чем россич». Что вы узнали из этого отрывка? (люди русские храбрые, сильные, красивые, гостеприимные). Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте! Русский человек хлеб – соль водит. Русский человек – добрый человек. Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как- нибудь. У русского мужика нет лучше друга, чем печь.
Лисавцова Татьяна Николаевна Как видите, не только хорошее встречается в русском характере, есть и отрицательные черты, например лень. Быт, национальные черты характера русский народ отражал в сказках. Вспомните, в каких из них высмеиваются такие людские пороки, как лень, жадность, зависть? ( « По щучьему велению», «Крошечка – хаврошечка» и др.) Отмечают в русском характере такую черту, как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, люди любили повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Какие вы знаете? (горелки, прятки, лапта, жмурки и т. д.) Марьюшка и Иванушка хотят поиграть с вами в игру «Гуси – лебеди» (дети играют в игру) А теперь проходите на свои места. Попрощайтесь с гостями.
Лисавцова Татьяна Николаевна ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Консультация для родителей
Лисавцова Татьяна Николаевна ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей

«Возрождение традиций русской культуры

в современной семье»
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени, развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Основными задачами воспитания и приобщения к традициям народной культуры в дошкольном возрасте являются: формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В дошкольном возрасте предусматривается приобщение детей к народной игрушке, знакомству с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Размышляя о том, как воспитать из ребенка человека нравственного, сознательного, думающего, мы приходим к пониманию, что без духовно- нравственной основы такое воспитание шатко и непрочно. Только совместная работа семьи и дошкольного учреждения сможет сделать такое воспитание в большей степени систематическим, целостным и последовательным. Именно в семье закладываются основы духовной жизни, характера, будущей деятельности человека, идет накопление его нравственного опыта. В истории все бывает один раз, поэтому наша задача совместными усилиями использовать накопленный предыдущими поколениями опыт. Семья для ребенка – это самое главное, самое лучшее педагогическое учреждение, где легко обеспечиваются личностные отношения, где ребенок
Лисавцова Татьяна Николаевна воспитывается живым делом. В настоящее время многие современные семьи не имеет достаточно сформированных знаний по воспитанию у детей традиций народной культуры, обычаев, праздников. Такие ученые, как В.М. Межуев, М.С. Каган и другие считают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом. Именно поэтому при знакомстве детей с традициями, обычаями и праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении ребенка с традициями, обычаями и праздниками следует использовать то, что сделает ребенка духовно богаче. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем; рассказать о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику в семье вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. К народным праздникам мы относим: Рождество, Святки, Масленица, Пасха. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается с отношения к семье - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Расширяются знания о семье: отец труженик и кормилиц семьи, мать- хранительница очага; воспитывается умение заботиться о них. Рассматривая с ребенком фотографии своей семье, дети знакомятся с понятиями: фамилия, подворье, родословная. Многие впечатления еще не осознаны глубоко ребенком, но, «пропущенные через детское сердце», сыграют огромную роль в становлении личности, в приобщении к традициям народной культуры. Так же большое место в воспитании ребенка занимают народные игры. Взрослые могут свободное время поиграть в такие игры, как прятки, ловишки, горелки, салочки. Разучить с ним считалку или вспомнить выученную. Например: -Кот, кот, на чем стоишь? -На квашне -Что в квашне? -Квас. -Лови кошек, а не нас. Громадный интерес у детей вызывают русские народные сказки – это огромный пласт великой мудрости народа. Они рождены из жизни и поэтому так близки и интересны детям. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею. В ней – утверждение нравственного закона жизни,
Лисавцова Татьяна Николаевна предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Таким образом, приобщая детей к традициям народной культуры в семье, формируются нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Проявляется ли на ваш взгляд интерес у вашего ребенка к русской культуре? В чем это выражается?................................................................................................... 2. Как вы удовлетворяете интересы вашего ребенка, где чаще всего бываете, с чем его знакомите?........................................................................................................ 3. Посещаете ли вы музей нашего города? Какое впечатление он производит на вашего ребенка?............................................................................................................ 4. Знакомите ли вы ребенка с прошлым ваших дедушек и бабушек? Что рассказываете о них, как на это реагирует ваш ребенок?........................................... 5. Считаете ли вы необходимым знакомить вашего ребенка с истоками народной культуры? Почему?....................................................................................................... 6. В чем на ваш взгляд должна проявляться любовь вашего ребенка к Родине?............................................................................................................................
Лисавцова Татьяна Николаевна ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Диагностическое обследования
Вопросы для диагностической проверки знаний по приобщению

детей к традициям народной культуры.




1.Почему сказки называются народными? 2. Для чего люди придумали сказки? 3. Чему учат сказки? 4.Назовите сказки, которые воспитывают доброту, трудолюбие, взаимопомощь, храбрость, честность. 5.Какие вы знаете русские народные праздники? 6. Почему они так называются? 7. Как мы их празднуем? 8. Какое вы принимаете участие в этих праздниках? 9. Назовите русские народные игры?
Лисавцова Татьяна Николаевна 10. Почему их называют народными? 11. Зачем они нужны были людям? 12. Как трудились люди в старину? 13. Чем отличается труд людей теперь? 14. Назовите предметы одежды людей, как ее украшали? 15. Какие вы знаете предметы домашней утвари? 16. Для чего они нужны?


Яндекс.Метрика