старшего дошкольного возраста
Подготовила
воспитатель первой кв.категории
Ерошкина Любовь Филипповна
МДОУ «Детский сад №93.»
г.Ярославль.
Агрессивное поведение-
одно из самых
распространенных нарушений
среди детей дошкольного и
школьного возрастов, т.к. это
самый наиболее эффективный
способ достижения цели.
Агрессивное поведение-
одно из самых
распространенных нарушений
среди детей дошкольного и
школьного возрастов, т.к. это
самый наиболее эффективный
способ достижения цели.
Актуальность
В нашем обществе остро встает вопрос о
формировании активной, самодостаточной
личности, умеющей быстро устанавливать
контакты с людьми и взаимоотношений с ними
на доверительной основе.
В связи с этим возникает особая необходимость
в изучении проблемы развития личности
эмоционально устойчивой, не обремененной
комплексами, не раздираемой
внутриличностными конфликтами, не несущей
печать заниженной самооценки и тревожности,
переходящей в агрессивность.
Причины агрессивности.
Причины агрессивности.
Социально-бытовые.
Социально-бытовые.
Резидуально-огранические
признаки(ММД, травма
головного мозга и прочие.)
Резидуально-огранические
признаки(ММД, травма
головного мозга и прочие.)
Нарастание утомления или
пресыщения.
Нарастание утомления или
пресыщения.
Новизна , увеличиющая
тревогу, или привыкание,
снижающее ответственность за
агрессивное поведение в новой
ситуации.
Новизна , увеличиющая
тревогу, или привыкание,
снижающее ответственность за
агрессивное поведение в новой
ситуации.
Реактивность(ответная агрессия
на присутствие новых взрослых,
сверстников)
Реактивность(ответная агрессия
на присутствие новых взрослых,
сверстников)
Введение ограничений в поведение
ребенка(увеличение темпа или
сложности деятельности,
отрицательная оценка
успешности).
Введение ограничений в поведение
ребенка(увеличение темпа или
сложности деятельности,
отрицательная оценка
успешности).
Наследственно-
характерные признаки.
Наследственно-
характерные признаки.
Временные признаки:
Частота и длительность
проявления агрессии.
Временные признаки:
Частота и длительность
проявления агрессии.
По особенностям
психических действий:
Физическая , вербальная,
в агрессивных мыслях,
чувствах.
По особенностям
психических действий:
Физическая , вербальная,
в агрессивных мыслях,
чувствах.
Классификация проявления агрессии
.
Классификация проявления агрессии
.
Направленность агрессии:
На животный или
предметный мир , на
другого , на себя.
Направленность агрессии:
На животный или
предметный мир , на
другого , на себя.
Пространственные
признаки:
В семье, школе, на улице.
Пространственные
признаки:
В семье, школе, на улице.
.
Цель исследования
– диагностика и коррекция агрессивного
поведения детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников.
Объект исследования
– агрессивное поведение детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования
– влияние методов коррекции на снижение
агрессивности в поведении детей 5-6 лет.
Задачи исследования :
1) изучить особенности эмоциональных нарушений в поведении
дошкольников.
2) выявить психолого-педагогические факторы, причины, условия этих
нарушений.
3) определить психолого-педагогические условия, способствующие
эффективной коррекции агрессивности у дошкольников.
4) обучить детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам
выражения агрессивного поведения;
5) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;
Гипотеза:
мы предполагаем, что обучение умениям выражать свои
эмоции в социально-приемлемой форме, обучение способам снятия напряжения,
развитию эмпатии и навыков сотрудничества способствует снятию
эмоционального напряжения и снижению уровня неконтролируемых, агрессивных
импульсов у старших дошкольников.
Методы исследования :
наблюдение, анализ, опросники, эксперимент научная
новизна исследования состоит в том,что выделены критерии
агрессивности в дошкольном возрасте.
с помощью комплекса диагностических методов и
динамического наблюдения в процессе коррекции изучены
системообразующие факторы, лежащие в основе
эмоционального неблагополучия дошкольника;
предложен и обоснован дифференцированный подход к
построению коррекционной работы с учетом индивидуально-
психологических и возрастных особенностей детей:
рассмотрены особенности динамики коррекционного
процесса, специфичные в работе с детьми с эмоциональными
нарушениями и их родителями, в зависимости от ряда
факторов
Принципы взаимодействия взрослого с
ребенком
Ø
контакт с ребенком;
Ø
уважительное отношение к личности ребенка;
Ø
положительное внимание к внутреннему миру
ребенка;
Ø
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие
его в целом;
Ø
сотрудничество с ребенком - оказание
конструктивной помощи в отреагировании на
проблемные ситуации и наработки навыков
саморегуляции и контроля.
Принципы взаимодействия взрослого с
ребенком
Ø
контакт с ребенком;
Ø
уважительное отношение к личности ребенка;
Ø
положительное внимание к внутреннему миру
ребенка;
Ø
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие
его в целом;
Ø
сотрудничество с ребенком - оказание
конструктивной помощи в отреагировании на
проблемные ситуации и наработки навыков
саморегуляции и контроля.
Исследования показали следующие
результаты:
Исследования показали следующие
результаты:
•
23, 1% - процент детей с
высоким уровнем агрессивности
в поведении (Тимур И., Кирилл
В., Влад Д.).
•
23, 1% - процент детей со
средним уровнем агрессивности
в поведении (Лера С., Данил К.,
Олеся Е.).
•
53, 8% - процент детей с низким
уровнем агрессивного поведения
(Лиза А, Дамир А., Вера Б., Саша
В., Миша В., Антон З, Катя С.)
•
23, 1% - процент детей с
высоким уровнем агрессивности
в поведении (Тимур И., Кирилл
В., Влад Д.).
•
23, 1% - процент детей со
средним уровнем агрессивности
в поведении (Лера С., Данил К.,
Олеся Е.).
•
53, 8% - процент детей с низким
уровнем агрессивного поведения
(Лиза А, Дамир А., Вера Б., Саша
В., Миша В., Антон З, Катя С.)
«Раскрась картинку»
Рекомендации родителям:
Ø
Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая
ребенку личный (положительный) пример.
Ø
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Ø
Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
Ø
Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может
научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные
единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
Ø
Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои
желания.
Ø
Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание
окружающих.
Ø
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в
выполняемом деле.
Ø
На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда
агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным
«
развлечением
»
.
Ø
Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет
огорчение, причиняет страдание близким людям.
Ø
Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему:
«
Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!
»
.
Ø
Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае
ребенок быстро сумеет перерасти
«
естественную возрастную агрессивность
»
и
научится быть гуманным и добрым.
Заключение
Заключение
По результатам исследования проблемы агрессивного
поведения детей в коллективе дошкольников 5 - 6 лет, мы
можем говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась .
Спасибо за внимание!