Напоминание

"ТРУД В ПРИРОДЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Смирнова Ольга Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Росинка"общеразвивающего вида г.Бирюча"

Населённый пункт: г.Бирюч Белгородская область

Наименование материала: опыт работы

Тема: "ТРУД В ПРИРОДЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Описание:

И.Кон Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня культуры каждого человека. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических понятий и представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решение некоторых экологических проблем. Всё это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2325

Опубликовано 17.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Смирнова Ольга Николаевна Управление образованием администрации Красногвардейского района ТРУД В ПРИРОДЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Автор опыта: Смирнова Ольга Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.Бирюча» г. Бирюч 2015
Смирнова Ольга Николаевна СОДЕРЖАНИЕ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТ 3 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 8 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 17 4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20 5. ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ 21 3
Смирнова Ольга Николаевна ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия становления опыта
. Все народы, во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. И.Кон Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня культуры каждого человека. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических понятий и представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решение некоторых экологических проблем. Всё это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.
Актуальность опыта.
Почему я обратилась к данной теме. Причин для возникновения моего опыта много. В течение нескольких лет, работая в данном направлении, я убедилась, что в настоящее время нельзя не заниматься вопросами трудовой деятельности детей в природе, решая при этом нравственные аспекты развития личности ребёнка. Нравственная гарантия – это добросовестный труд в природе, где заключены возможности положительно влиять на ум и сердце ребёнка, его поведение, отношение к окружающему природному миру. Таким образом, труд является средством и методом воспитания, содействует развитию личности. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Участвуя в труде, он способствует проявлению самостоятельности, сноровки, ловкости, смекалки, получению одобрения и признания окружающих людей. И чем труд разнообразнее, тем интереснее жизнь ребёнка и приобретаемый им опыт. Волевые усилия, формирующиеся в ходе трудовых занятий, связываются положительно на достижение результата. (Исследование В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре). 4
Смирнова Ольга Николаевна Положительный результат - это уже показатель успеха, который стимулирует развитие интереса к деятельности, а в итоге – развивает личность.
Ведущая педагогическая идея опыта
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Поэтому основная идея опыта – это тактичное и умелое введение детей в круг трудового общения, доведения до сознания каждого школьника того, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Работа по представленному опыту дает детям не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет воспитывать ответственное и гуманное отношение к природе. Поэтому усилия воспитания должны быть направлены и сосредоточены на двух аспектах. Первый, сам труд, то есть практическая деятельность. Второй, нравственно-трудовое воспитание в процессе самой деятельности. В практике дошкольных учреждений оба аспекта должны реализовываться одновременно. Если затрагивается один аспект – практическая деятельность, то труд превращается в узкопрогматическую деятельность, далёкую от воспитательных целей. Фундаментом нравственно-трудового воспитания детей являются впечатления об окружающей действительности. Ведь чем разнообразнее опыт ребёнка, тем больше возможностей для его развития и воспитания. У ребят активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников, к результатам их труда.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2011-2015 учебные годы. 2011-2012гг.-выявление проблемы, возникновение идеи опыта, постановка цели и задач, выбор методов и средств их решения; подбор литературы, проведение диагностики; 2012-2013гг.-этап корректировки задач, методов и средств достижения цели; 2013-2015гг.-становление опыта, обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, оценка
Смирнова Ольга Николаевна результатов. 5
Диапазон опыта
В опыте раскрыта работа с детьми дошкольного возраста по развитию у них нравственных качеств в процессе трудовой деятельности в природе. Представлены различного вида занятия, экологические акции, дидактические игры, беседы в старшем дошкольном возрасте. Подробно описаны методы и приёмы организации совместного труда детей и взрослых, разработано диагностическое обследование детей. Показана работа с семьёй. Автор надеется, что данный опыт поможет многим дошкольным работникам по- новому взглянуть на проблему нравственного воспитания детей в процессе трудовой деятельности в природе. И позволит им практически реализовать эти новые подходы в своей работе. Теоретическая база опыта Работая над темой «Труд в природе, как средство развития нравственных качеств у дошкольников», я изучила и проанализировала ряд программ и новых технологий выдающихся педагогов-экологов: Н.А.Рыжовой. Экологическое воспитание дошкольников Л.В.Кокцевой. Технология воспитания личности ребёнка через приобщение к природе; Т.И. Бабаевой программа «Детство»; Н.Н.Кондратьевой; программа «Мы»; С.Н.Николаевой программа «Юный эколог»; Л.А.Каменевой «Роль экологической тропы в воспитании у дошкольников любви к природе»; М.М.Марковской «Уголок природы в детском саду». В опыте использованы методические пособия Т.М.Бондаренко, В.Н.Смирновой, Н.В.Степановой новейшие технологии по проблеме нравственно-трудового воспитания А.Шатовой, В.Петровского, Т.Куликовой. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников и порождают множество проблем и вопросов. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен дошкольнику? Каковы требования к экологической подготовке дошкольников? Как учить? Конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывает, что оптимальные возможности для становления экологической культуры дошкольников представляет собой смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебные цели. Очень важно постоянно искать новые эффективные приёмы обучения и воспитания, целенаправленно пополнять свои знания о природе.
Смирнова Ольга Николаевна 6 Успех в формировании экологической культуры дошкольников в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы и разумного их сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности детей в условиях ДОУ и в условиях окружающей среды. Все методы и формы работы должны быть связаны с изучением программного материала. Таким образом, формирование экологической культуры в дошкольных учреждениях должно проходить поэтапно и сохранять принцип непрерывности. Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется ввиду и внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочный, но весьма живучий лозунг «покорение природы», «господство над природой», широко распространенный взгляд на природу как на предмет. Исходя из вышесказанного, основной идеей исследования является системная, поэтапная, последовательная реализация вдумчивого и творческого отношения к природе и окружающему миру с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также природных особенностей своей местности. В основу опыта положены основные дидактические принципы: 
Принцип целенаправленности
. Я считаю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников. 
Принцип доступности.
Опираясь на него, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей. 
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Я стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.
Смирнова Ольга Николаевна 
Принцип наглядности обучения.
В работе я тщательно продумываю: дидактические цели использования наглядности, методику показа, 7  количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности. 
Принцип интегрированного подхода.
Я использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия. 
Принцип адаптивности.
Методы и формы экологического воспитания применяю в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. 
Принцип систематичности и последовательности.
Свою работу по формированию экологической культуры дошкольников веду в определенной последовательности: – накопление впечатлений; – поиск творческих решений; – совместная деятельность воспитателя и детей; – самостоятельные действия детей; – индивидуальное и коллективное творчество. 
Принцип прочности.
В своей работе я стремилась эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике. Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии
Новизна опыта
Новизна опыта выражается в следующих положениях:  создание условий для развития нравственных качеств в процессе трудовой деятельности экологической направленности;  целенаправленное и эффективное использование новых форм, методов и средств обучения;  создание развивающей экологической среды, обеспечивающей развитие активной самостоятельной трудовой деятельности;  воспитание гуманного отношения к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально- чувственного опыта общения с ними;
Смирнова Ольга Николаевна  формирование бережного и ответственного отношения к миру природы в процессе трудовой деятельности.


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
8 Обучая детей экологическим знаниям, я заметила, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Разрабатывая свою методику, я поставила перед собой цель – воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе. И главными задачами в связи с реализацией этой цели являются: 1) сформировать у детей гуманные чувства и интерес к различным представителям природного мира; 2) воспитывать культуру труда: умение подготовить рабочее место, убрать материалы и оборудование, рационализировать свой труд, умение правильно пользоваться инвентарём; 3) формировать стойкие трудовые навыки и привычки по уходу за комнатными растениями, домашними животными. Данная работа была начата с того, что мною была тщательно изучена литература по ознакомлению детей с природой, по организации их трудовой деятельности. В группе создана экологическая развивающая среда, где осуществляется детская трудовая деятельность экологической направленности. Постоянные наблюдения, уход за растениями и животными, где акцентируется внимание детей на том, что ухаживать за ними надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Всё это воспитывает гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними. Организация воспитательно-образовательной работы Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель отдалена во времени и требует от ребёнка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Существуют различные формы организации трудовой деятельности, но самые эффективные: в виде занятий и в повседневном труде. Занятия проводятся в уголке природы на огороде, в цветнике, на участке. В процессе занятий дети получают первоначальные свойства жизни растений,
Смирнова Ольга Николаевна животных, узнают какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни. Большое значение имеют комплексные и интегрированные занятия. Вариантом такого занятия являются экскурсии походы на природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, 9 наслаждаются их красотой, укрепляют своё здоровье в специально организованных играх, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранные акции (ограждение муравейников, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек). Усвоение знаний и формирование трудовых навыков происходит преимущественно в повседневном труде. Во время работы перед детьми ставится конкретная задача, намечается конечный результат и сообщаются необходимые знания. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для предстоящего трудового действия. Основная задача, которую я ставлю перед собой – это тактичное и умелое введение детей в круг трудового общения, доведение до сознания каждого дошкольника того, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей почувствовали его необходимость. Решению этих задач способствует объединение детей на длительное время в небольшие подгруппы. Такое объединение ведёт к установлению контактов, укреплению дружеских взаимоотношений. Опыт показывает, что уже в старших группах в результате коллективной деятельности и систематического обмена опытом начинают отчётливо проявляться и активно развиваются такие качества личности как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, инициативность и сознательность. В процессе трудовой деятельности в природе мною были выделены наиболее важные трудовые процессы: уход за комнатными растениями, за посевами и посадками на огороде, цветнике; помощь старшим в уборке урожая на огороде, в саду, уборка участка; участие в кормление птиц и животных, как в уголке природы, так и на участке в осенне-зимний период, изготовление и вывешивание кормушек. Отбираю для каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильными для детей, с другой, требовать напряжения от подопечных. Детский инвентарь проверен и подготовлен заранее. Он хранится в доступном для детей месте и соответствует их росту, силам и возможностям.
Смирнова Ольга Николаевна Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребёнка. Мною было воспитанно бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать за собой после работы). Использование инвентаря было совмещено с объяснением культуры труда; дети были приучены к тому, что рабочее место всегда должно содержаться в порядке. Труд детей в уголке природы и на участке сочетаю с наблюдениями 10 за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пройдёт интерес к этому виду труда. Основной задачей, которую я ставлю перед собой – это тактичное и умелое введение детей в круг трудового общения, доведения до сознания каждого дошкольника, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Решению этих задач способствует объединение детей на длительное время в небольшие группы. Такое объединение ведёт к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дети активнее помогают друг другу, учатся проявлять заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству, получая при этом удовлетворение. Постоянно анализирую проявление инициативности и способностей каждого ребёнка, побуждаю их, развиваю и направляю. «Неумеек» поддерживаю, воодушевляю на дальнейшие старания, учитываю при этом личные интересы, склонности и возможности. Учу ребят принимать общие решения, высказывать своё мнение, отстаивать его в творческом споре, учитывать мнение товарища, разрешать споры благодаря совместным обсуждениям. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает у детей и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. На протяжение всей работы формирую интерес, эмоционально-положительное и гуманное отношение к живым существам. Использую в работе раздаточный и демонстрационный материал. Картины из серии «Дикие и домашние животные\птицы»; наборы дидактических карточек «Профессии»; модели экосистем, опорные карточки. Иллюстративно-наглядный материал помогает мне в формировании знаний, умений и навыков в природоведческой трудовой деятельности детей. Ведь чем разнообразнее опыт ребёнка, тем больше возможности для его развития и воспитания. Разработала перспективно-тематический план по ознакомлению детей с природой и трудовыми процессами (приложение 1). Ведущей формой организации труда в уголке природы в старших группах считаю дежурство. Детей объединяю в группы по 3-4 человека. Группы комплектую таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющим опыт, дежурили и новички. Направление усилий детей на достижение общих целей
Смирнова Ольга Николаевна способствует тому, что они на деле начинают осознавать необходимость дружеской поддержки и взаимопомощи. В начале года на занятии «Беседа о дежурстве в уголке природы»Закрепляю правила и определяю круг обязанностей дежурных: своевременно приходить на дежурство, знать последовательность трудовых обязанностей, выполнять их и правильно пользоваться инвентарём. Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, первое время 11 возглавляю группу дежурных и все трудовые процессы выполняю совместно с детьми, помогаю им понять их обязанности, пробуждаю работать так же аккуратно, как и взрослый, тем, кто затрудняется, оказываю своевременную помощь, вселяю в них веру в свои силы и тем самым поддерживаю интерес к труду и желание трудиться. Практические действия, знакомство с обитателями уголка природы, обогащают опыт детей, упорядочивают представление о них. Дети накапливают новые впечатления и знания, пользуются практическими действиями - как познавательными. Обязательно по окончанию дежурства, дети сообщают об окончании работы и просят проверить сделанное. Дежурные рассказывают всей группе как они ухаживали за обитателями уголка, что нового и интересного заметили. Это вызывает ещё больший интерес к работе, повышает ответственность детей за выполнение своих обязанностей. Оцениваю работу положительно, чтобы доставить детям удовлетворение и радость от результата работы. При отборе содержания работы в уголке природы было поддержано принципами научности и стимулирования активности через включение детей в практическую деятельность. Дети никогда не отказываются от совместной деятельности. Однако с особым удовольствием трудятся, когда вносятся элементы игры, когда взрослые общаются эмоционально. Иными словами, когда совместная деятельность увлекает. Дежурство решает ряд важных воспитательных задач, среди которых чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими. Требует постоянного обновления, как в руководстве так и в организации деятельности детей. В последнем должна предусматриваться логика усложнения – от индивидуальной деятельности к совместной, а позднее к коллективной. Процесс этой сложный – и для детей и для педагога. Однако, если придерживаться определённых рекомендаций в процессе коллективного труда дети усваивают ряд моральных правил, необходимых в любой совместной деятельности: объединения в звенья, не более 4-5; создание разнообразных объединений внутри звена – «труд рядом», « труд общий», «труд совместный» - в зависимости от содержания занятия. Наблюдая внимательно за детьми можно заметить, как они общаются со сверстниками, как помогают друг другу, как находят себе место
Смирнова Ольга Николаевна в общем деле, умеют ли трудиться, как ведут себя; кто на что способен. И это помогает на практике решать формы «обновления». Большое значение для поддержания интереса к трудовым процессам имеют поручения. Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Трудовые поручения могут стать средством нравственного воспитания, если учитывать возможности каждого ребёнка; когда решается какая-то конкретная воспитательная задача, когда каждый ребёнок принимает участие в выполнении заданий. Работу следует организовывать конкретно и ясно так, 12 чтобы каждый ребёнок мог представить, какую конкретную задачу он должен выполнять, чтобы задача была доступна уму и он не утомившись, получил удовлетворение от хорошо выполненной работы. Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет научить воспитанника тому, что он ещё не освоил. Именно индивидуальные задания – благоприятное условие для изучения возможностей каждого ребёнка, его склонностей и интересов. Для поддержания интереса по уходу за растениями и животными, формирования правильные представлений использую не рассказы и показы дидактических карточек, а сам факт роста и развития растений и животных и направлению внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Одним из видов занятий по экологическому образованию и особая форма организации работы являются экскурсии. На экскурсиях детей знакомлю с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Они способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса у детей к природе. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению их здоровья. Это своего рода занятия под открытым небом. Они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. По содержанию они делятся на 2 вида: природоведческие, то есть познавательные экскурсии и ознакомление с трудом взрослых. Намечаю экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяю все ли необходимое мы взяли, и напоминаю, как дети должны себя вести. На экскурсии для закрепления приобретенных знаний дети собирают естественный материал. При сборе растений слежу, чтобы дети бережно относились к ним: не мяли, не бросали цветы, срывали столько, сколько нужно для букета или сплести венок. Из пойманных насекомых, чтобы оставляли тех, которые нужны для наблюдений, остальных
Смирнова Ольга Николаевна выпускали. Перед возвращением с экскурсии обязательно даю детям отдохнуть. В это время провожу дидактические игры: «Узнай растение», «Листик с какого дерева», «Под каким деревом сидим, а что вокруг». Экскурсии провожу, начиная со средней группы. В старшей и подготовительной планируются 2-3 экскурсии в парк в разное время года, чтобы облегчить детям наблюдение за сезонными изменениями. Путем сравнения, показа, описания особенностей разных деревьев помогаю детям выделить наиболее характерные признаки березы, дуба, тополя, ясеня, акации. На следующей экскурсии знакомлю детей еще с одним деревом и 13 опять провожу дидактическую игру «Найди дерево». Жизнь природы очень интересна для ребенка. И одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды являются экскурсии по экологической развивающей среды являются экскурсии по экологической тропе. Экологическая тропа - это специально разработанный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществляю с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочетаю ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Экологическую тропу организовала на территории детского сада. Разработала маршрут на бумаге и планирование объектов. Выбрали вместе с детьми хозяина тропы «Лесовичка», который всегда ждет детей к себе в гости, дает различные задания. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе провожу экскурсии с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших детей. В средней группе содержание работы становится целенаправленным. Ставлю задачи показать взаимосвязь в природе, учу оказывать посильную помощь растениям и животным, упражняю в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляю на занятиях. С детьми этого возраста составляю загадки, заучиваю пословицы и народные приметы, знакомлю с лекарственными растениями. В старшей группе экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными. Организовываю природоохранные акции. Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они выступают в роли экскурсоводов, ведут большую работу по охране природы, правилах поведения в природе. Учу детей в этом возрасте «лечить» деревья. Весной на экскурсии знакомлю детей с весенним обновлением природы, продолжаю формировать представление о сообществе живой и неживой природы, в котором все нужны друг другу, о природе как о доме, в который человек приходит в гости. Обязательно во второй половине
Смирнова Ольга Николаевна дня дети делятся впечатлениями об экскурсии и рисуют то, что больше всего им запомнилось. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественных условиях знакомить детей с объектами и явлениями природы. Приучаю детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а потому должны следовать тем заповедям, которые должны выполнять гости природы. Обязательно с детьми старшей и подготовительной группы провожу экскурсии на огород. Дети сами устанавливают зависимость урожая от ухода за растениями. Для этого ставлю вопросы:- Какой был лук? - Как за ним ухаживали? (поливали, рыхлили почву, вырывали сорную траву) - Почему он вырос таким 14 большим?- Что же можно есть у лука? По такому же принципу рассматриваем морковь и свеклу. Использую в ходе экскурсии художественное слово. Заканчиваем осмотр огорода сбором урожая. Важно, чтобы дети поняли: уход за растениями направлен на удовлетворение потребностей в воде, солнце, чистоте. Постепенно они начинают понимать зависимость состояния растения от труда человека. После рассматривания кореньев и ботвы, предлагаю поиграть в дидактическую игру «Вершки и корешки», с целью закрепления и уточнения принадлежащей корнеплодам ботвы, умение находить вершки, для предполагаемого корня. Например, вынимая корень моркови из корзины, говорю: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва этого растения, показывают ее всем и говорят: «Вершок моркови у меня». Правильно назвавшие растение получают овощи (приложение 2). Считаю целесообразным с детьми старшего дошкольного возраста проводить экологические акции. Акция «Птичья столовая» (приложение 3) была организована в начале зимы. Осенью во время прогулок обращала внимание детей на то, что птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, оставшиеся птицы приближаются к жилью человека. Для углубления знаний о зимующих птицах провела занятие «Птицы зимой», беседу «О зимующих и перелетных птицах» - цель которой формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить их различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. «Поможем нашим друзьям птицам» - воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях, ответственно относится к оказанию помощи к живому существу. «Птицы - наши друзья» - дать представление о жизни птиц зимой, вызвать желание оказать им посильную помощь, закрепить представление о целевом назначении и функциях некоторых предметов зимней одежды. Затем предлагаю сделать кормушки для птиц. Для этого провожу занятие «Изготовление кормушек», на котором напоминаю детям о том, что на
Смирнова Ольга Николаевна последнем занятии решили помочь птицам пережить зиму и сделать для них кормушки. Для работы используем различный бросовый материал: пакеты для молока, пластиковые бутылки, веревочки. Кормушки для птиц готовы. Последующую работу с детьми проводим на участке, развешиваем кормушки на территории детского сада, а также под окнами группы, чтобы наблюдать за результатами своей деятельности через окно, не боясь спугнуть птиц. При этом дети свободно проявляют свои эмоции; восхищаются, смеются, задают вопросы, делятся впечатлениями. Совместную работу с детьми по оказанию помощи зимующим птицам продолжаю всю зиму. Ежедневная подкормка пернатых друзей постепенно превращается в своеобразный ритуал, который проходит следующим образом: утром выходя на прогулку, дети берут корм, 15 рассматривают его, отмечают, чем они сегодня будут кормить своих подопечных, направляются к кормушкам и смотрят, съеден ли вчерашний корм, насыпают новый. Отмечают, какой корм любят птицы больше всего и какое количество его нужно в день. В течение дня наблюдают за ними из окна. И сколько удивительного и интересного они узнают. С моей помощью объясняют, что происходит в «птичьей столовой». Проведение экологических акций с детьми старшего дошкольного возраста стало для меня одной из интересных форм работы. Экологическая акция - это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой- либо цели и прежде всего формирование у детей экологической культуры, экологического сознания, экологических понятий и мировоззрения. Они являются лишь частью той работы по экологическому воспитанию, которую провожу с детьми. В воспитании у детей трудолюбия, любви к природе важна преемственность в работе детского сада и семьи. Чтобы родители стали моими помощниками надо было заинтересовать их, показать им, что дети могут трудиться вполне серьёзно, рассказать о значении труда в природе для развития и воспитания нравственных качеств личности. И я решила наглядно показать родителям, как трудятся дети в нашем учреждении. Мною были оформлены выставки «Воспитание в труде», «Как ухаживать за комнатными растениями», также была подготовлена и проведена конференция, затронувшая такую актуальную проблему «Мир природы и ребёнок» (приложение 4). Ежегодно мною организовывается конкурс совместного творчества детей и родителей «Огород на окошке», данная совместная работа поражает своей задумкой, идеей, творчеством и, конечно же, реализацией, она всегда достойна наивысшей похвалы. Вот, к примеру, у Бабы и Деда на грядках вырос зелёный лук. «Весёлый паровозик везёт в вагончиках зелёный лук». Настоящий огород с грядками охраняется пугалом. Мои затраченные усилия не были напрасны, ведь в каждой семье появился свой «живой уголок», у кого-то хомячки, у кого-то рыбки, у других попугаи или комнатные растения. Забота о растениях и животных объединило семью разные её
Смирнова Ольга Николаевна поколения. При работе с семьями мною были использованы различные формы работы: традиционные и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, бюро педагогических услуг), основанные на педагогическом сотрудничестве в двух направлениях: педагог - родитель педагог - ребёнок - родитель Круглый стол. Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений, была начата с викторины, задавая вопросы как детям, так и взрослым: 16  Отгадай согласно загадке растение и найди его среди других.  Назови растение, расскажи об уходе за ним.  Придумай нежные слова по отношению к своему растению. После того как дети ушли, мною были пояснены родителям виды работ по уходу за комнатными растениями дома и произведена демонстрация осуществления данного процесса. Были даны советы по подбору, содержанию, уходу за растениями, с напоминанием родителям, что дети должны знать цель труда, замечать все изменения, которые происходят и зарисовывать их. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, как хорошо ребята знают природу. Данная информация необходима для развития нравственных качеств в процессе трудовой деятельности и формирования основ экологической культуры.
Смирнова Ольга Николаевна 17
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В основу моего опыта положены идеи педагогов-экологов Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой. Предложенный мною опыт дал положительный результат на развитие у детей нравственных качеств в процессе трудовой деятельности в природе. Результатом её использования является высокий уровень знаний и умений детей. Согласно результатам диагностики усвоения программного материала по действенно-практическому отношению к природе составил: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы следующие представления и умения: 1. Экологические знания: высокий уровень – 44%; средний уровень – 56%; 2. Познавательная деятельность (умения): высокий уровень – 50%; средний уровень – 42%; низкий уровень – 8%; 3. Практическая деятельность (на примере ухода за растениями): высокий уровень – 42%; средний уровень – 50%; низкий уровень – 8%; 4. Отношение к знакомым объектам ближайшего природного окружения: высокий уровень – 50%; средний уровень – 42%; низкий уровень – 8%; Итоговое обследование детей позволило, определить изменения в повышении уровня формирования экологической культуры у детей. Результаты динамики уровня экологических знаний отражены в диаграмме:
Смирнова Ольга Николаевна Рис. 1. Динамика уровня экологических знаний. Анализ результатов опытной работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения в познавательно-речевых и практических умениях. Дети анализируют состояние живого существа. Выделяют значимые для деятельности свойства и качества объекта природы. Дошкольники способны видеть зависимость между состоянием живого 18 объекта и потребностью, которая не удовлетворена. Дети выделяют предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего процесса ухода; способны предвидеть результат, умеют отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеют практическими умениями деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеют соотносить результат труда с целью. Динамика позитивных изменений в познавательно- речевых и практических умениях представлена в диаграмме: Рис.2 Динамика позитивных изменений в познавательно-речевых и практических умениях По всем показателям отношения и поступков к «живому». Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру, увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных и растений, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного и растительного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными и растениями приобрело гуманный характер. Динамика повышения устойчивого интереса к живым объектам и увеличения позитивных поступков отражена в диаграмме:
Смирнова Ольга Николаевна Рис.3 Динамика повышения устойчивого интереса к живым объектам и увеличения позитивных поступков Таким образом, посредством проделанной мной работы, на основе результатов проводимой диагностики есть положительные результаты: – сформированы начала экологической культуры у детей; – сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; – дети научились основам практических действий по охране природы; 19 – развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Смирнова Ольга Николаевна 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Бабаева Т.И. Программа «Детство». 2011г. 1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения в детском саду» Мир растений. – М., изд. «Мозаика-Синтез. Творческий центр Сфера», 2003 – стр. 180. 2. Каменева Л.А. «Экологическая тропа». – Санкт-Петербург, изд. «Акцидент», 2003 – стр. 160. 3. Кокуева Л.В. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе». – М., изд. «Аркти», 2005 – стр.210. 4. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы». – Санкт-Петербург, изд. «Детство- Пресс»,2000 – стр. 170. 5. Маневцева Л.И. «Мир природы и ребёнок». – Санкт-Петербург, изд. «Акцидент», 1998 – стр.130. 6. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду». – М., изд. «Мозаика-Синтез. Творческий центр Сфера», 2003 – стр.210.
Смирнова Ольга Николаевна 7. Николаева С.Н. «Юный эколог». – М., изд. «Мозаика-Синтез», 2003 – стр. 12 21 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Перспективно- тематический план. Приложение 2 Конспекты занятий. Приложение 2.1 Айболит и растения. Приложение 2.2 Дежурство в уголке природы. Приложение 3 Экологическая акция « Птицы – наши друзья». Приложение 4 Работа с семьёй. Приложение 5 Диагностическое обследование.
Смирнова Ольга Николаевна 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перспективно-тематический план
Смирнова Ольга Николаевна СЕНТЯБРЬ 1 н. Беседа «Мы друзья природы». 2 н. Экскурсия на огород. Сбор урожая на огород. Дидактическая игра «Вершки и корешки». 3 н. Экологическая акция « Птицы – наши друзья». Занятие « Зимующие и перелётные птицы». 4 н. «Дежурство в уголке природы» занятие-беседа. ОКТЯБРЬ 1 н. Беседа «Как человек охраняет природу». 2 н. Экскурсия в парк. Сбор природного материала. 3 н. Занятие «Сравнительное наблюдение за рыбаками». 4 н. Экологическая акция « Птицы – наши друзья», «Наблюдение за попугаем» НОЯБРЬ 1 н. Занятие на экологической тропе « В гости к деревьям» 2 н. Комплексное занятие «Уходит осень золотая. Что нам осень принесла». 3 н. Экскурсия в парк поздней осенью. 4 н. Занятие «Посадка луковиц тюльпана для выгонки. ДЕКАБРЬ 1 н. Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Дидактическая игра «зоологическое домино». 2 н. Экскурсия в парк в начале зимы. 3 н. Комплексное занятие «Птицы зимой». 4 н. Экологическая акция «Поможем птицам»
Смирнова Ольга Николаевна Изготовление кормушек. ЯНВАРЬ 1 н. Экологическая акция «Ёлочка – зелёная иголочка». 2 н. Беседа о зиме « Как люди помогают лесным жителям зимой». ФЕВРАЛЬ 1 н. «Устройство огорода на окне, посадка моркови, свеклы». 2 н. Беседа «Домашние животные» Дидактическая игра «Потерялись животные». 3 н. Экскурсия в зимний парк. 4 н. Посев овощных семян для выращивания рассады. МАРТ 1 н. Занятие «Уход за комнатными растениями и первая их подкормка» 2 н. Интегрированное занятие «Сороки, Встреча весны». 3 н. Посадка цветочных семян для выращивания рассады. 4 н. Экскурсия в парк к месту появления первых весенних цветов Дидактическая игра «Первоцвет». АПРЕЛЬ 1 н. Экскурсия в сквер для наблюдения за прилетевшими птицами. 2 н. Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели» Дидактическая игра «Птицы». 3 н. Экологическая акция «Здравствуйте, пернатые друзья» Изготовление и развешивание скворечников. МАЙ 1 н. Занятие «Черенкование растений». 2 н. Комплексное занятие «Где живёт вода? Кому нужна вода?»
Смирнова Ольга Николаевна 3 н. Работа на огороде. Высаживание рассады помидор, перца, огурцов, однолетних цветов на клумбе. 25
Смирнова Ольга Николаевна
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспекты занятий 26
Смирнова Ольга Николаевна ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
Айболит и растения

Цель:
Продолжать работу по формированию у детей желания не болеть и укреплять весной своё здоровье витаминной пищей. Знакомить с признаками хорошего состояния комнатных растений. Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать.
Оборудование
: Кукла Айболит, игрушка Луковка, машина с зелёным крестом, ручное зеркало, лейка, палочка для рыхления, опрыскивателя.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, садитесь на стульчики. К нам кто-то едет на машине (За дверью слышится «Би-би»). Воспитатель ввозит машину вместе с доктором айболитом. Айболит: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Да, я доктор Айболит. Мы уже с вами встречались. Как вы живёте? Все ли здоровы? Дайте-ка я на вас посмотрю. Молодцы! Посмотрите на себя в зеркало. У всех румяные щёчки, весёлые глазки, прекрасные улыбки (гладит детей по голове, по плечу, по руке). Воспитатель: Дорогой доктор, наши дети каждый день, чтобы не заболеть, едят зелёный лук, который растёт на окошке. Айболит: Это хорошо, это очень хорошо! Покажите, где у вас растёт зелёный лук? Дети с воспитателем подходят к окну. Воспитатель: Вот, Айболит, этот лук посадили дети. Мы срезаем зелёные перья и едим на обед. Айболит: В луке много витаминов, и его обязательно надо есть. А кто это? (Показывает на игрушку Луковку.) Ваш лук растёт, а эта Луковка тоже растёт? (Нет, это игрушка.) Воспитатель: Нет, доктор, игрушка не растёт. Она неживая. Айболит: Скажите, дети, а что ещё, кроме лука, надо есть весной, чтобы не заболеть? Правильно, чтобы быть крепкими, сильными и не болеть, надо есть морковку, яблоки, лимоны, апельсины и другие овощи и фрукты. Я пришёл осмотреть ваши комнатные растения. Покажите, где они у вас растут.
Смирнова Ольга Николаевна 27 Воспитатель: Доктор Айболит, у нас много растений, они все разные. Айболит: Растения ваши здоровы, они в хорошем состоянии, листья у них зелёные, некоторые растения цветут. Воспитатель: Дорогой доктор, дети каждый день за ними ухаживают. Айболит: Скажите, как вы ухаживаете за растениями? ( Поливаем водой.) А какой водой вы их поливаете? (Комнатной температуры.) Воспитатель: Доктор Айболит, дети знают, что поливать надо осторожно, много воды не лить. Носик лейки должен слегка касаться края цветочного горшка. Айболит: Я всё же хочу вашим растениям помочь. Вот это палочка для рыхления земли. В рецепте я пишу – рыхлить землю. Тогда растениям легче будет дышать, и они ещё лучше будут расти. Рыхлить надо вот этим острым концом, осторожно, чтобы не повредить корни, которые растут в земле. Воспитатель: Доктор, а можно мне порыхлить землю? (Воспитатель показывает приём рыхления.) Кто из детей хочет помочь мне? Айболит: Растениям также надо устраивать душ, чтобы они были чистыми и ещё лучше росли. Вот вам для этого опрыскиватель. Воспитатель: Доктор, а можно я попробую побрызгать растения? Дети, кто хочет мне помочь? Айболит: Мне пора прощаться. Меня ждут дети в других группах. До свидания! До встречи! Воспитатель: До свидания, милый доктор, приходи к нам, мы всегда тебе рады. Давайте поставим в уголок природы опрыскиватель и палочку для рыхления, а утром во время ухода за растениями будет всем этим пользоваться.
Смирнова Ольга Николаевна 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2
Дежурство в уголке природы

Цель:
Уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить знания об инвентаре для работы и месте его хранения. Объяснить устройство доски дежурных. Воспитывать ответственность за порученное дело пи умение доводить до конца.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Дети, сегодня мы поговорим о том как мы ухаживаем за растениями, что делаем (дети перечисляют)». Далее задаёт вопросы: «Как узнать, что растение нужно поливать? (земля сухая на ощупь, светлая). Какой водой мы поливаем? (тёплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня). Как нужно правильно поливать? (предлагать кому-либо из детей показать, как надо поливать). Правильно ли Вова полил растение? Правильно, он держит носик леечки над самым горшком, поливаем осторожно и аккуратно. А что мы делаем, прежде всего, поливаем или протираем горшок, блюдце и подоконник? Почему нужно сначала полить? (потом можно разбрызгать на блюдце и подоконник и придётся протирать ещё раз. Ребёнок показывает, как надо протереть горшок). Когда все растения политы, что нужно ещё сделать? (налить в лейки воды и поставить на завтра, чтобы вода согрелась и отстоялась). Что ещё нужно для ухода за растениями, кроме леек? (тряпочки, миски, клеёнки). Что нужно с ними сделать после того, как работа закончена? (Клеёнки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить).
Смирнова Ольга Николаевна 29 Где хранится все, что нужно для ухода за растениями? (в столике под аквариумом, все в своих местах).
Смирнова Ольга Николаевна 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экологическая акция
Смирнова Ольга Николаевна

31
Экологическая акция «Птицы – наши друзья»

Цели
: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах.
Оборудование
: Фонограмма с голосами птиц. Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
Иллюстративный материал о птицах
: открытки, фотографии, рисунки, плакаты. Раздаточный материал для групп:- кроссворды о птицах, - памятки "Как устроить кормушку",- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.- карточки с названиями "угощений" для птиц, кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений


Ход занятия:
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц. Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей). - В какое время года можно услышать голоса птиц?
-
А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? - Почему? - Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты). Воспитатель
:
Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Воспитатель: Но кто же им даёт приют, когда снега метут? Правильно кормушки, а давайте сегодня их вместе и изготовим. Изготовление кормушек Воспитатель: Сейчас вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено! Главное условие совместной работы : работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.
Смирнова Ольга Николаевна Знаете ли вы, что птицы - синицы, малиновки, воробьи и некоторые другие - могут стать друзьями детей? Правда, очень особенными, потому что они не 32 признают клеток и любят перелетать с места на место. Пусть ваш ребёнок попробует подманить птиц, чтобы они прилетали поближе, садились и склёвывали корм. Сделайте для этого птичьи кормушки, наполните их пищей которую любят птицы. Обязательно поставьте воду, потому что птицы так же, как и мы, испытывают жажду. Самое простое, что вы можете сделать - это положить корм на тарелку и поставить в таком месте, где кошки и другие животные не смогут её достать. Кормушки из корзиночки для ягод - протянуть шнурок через дырочки в решётке корзиночки. положить в неё сало и повесить на ветку. Кормушка из тыквы - сделать в тыкве отверстие, вставить дощечку с кормом и повесить на ветку. Кормушка из консервной банки - отрезать верх и дно банки, пропустить шнур, повесить на ветку. Кормушки из пластиковой посуды. Корзиночки из половинки грейпфрута или апельсина. Пончик на верёвочке. Кормушка из пластиковой бутылки. Нанизать на шнурок воздушную кукурузу и клюкву. Нанизать кукурузу на тесёмку и подвесить на ветку. Вырастить возле подсолнух . Положить в сеточку для овощей салои повесить на ветку. Сало можно положить и скорлупку от грецкого ореха, начинить кусочками сала еловую шишку и или просто привязать к дереву. Ствол дерева можно обмазать небольшим количеством жира.
Смирнова Ольга Николаевна 33 Морозы жестокие в этом году…. Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре – Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за них, За наших воробышков, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им… Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода!
34 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Работа с семьёй 35

Значение труда детей в природе.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. 36
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материал и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. Труд детей должен проходить при участии взрослого или под его наблюдением. В ходе труда взрослый должен поощрять ребенка, показывать приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться и должна быть регулярной. Труд детей в природе должен отвечать гигиеническим требованиям. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Диагностическое обследование 38
Диагностическое обследование детей провожу, используя методические рекомендации О.М.Газиной и В.Г.Фокиной. Нужную информацию получаю при дополнительном наблюдении за дошкольниками в условиях детского сада и группы, а также при кратком обследовании с применением ряда методик: беседы, игровых занятий. Диагностическое обследование посредством беседы проводила с каждым ребёнком индивидуально, используя при затруднении иллюстрации с изображениями объектов или явлений, о которых идёт речь. Содержание каждой беседы направлено на определение круга знаний, особенностей растительного мира. Цикл бесед позволяет достаточно определить полноту и объем усвоенных дошкольниками знаний. Мною было предложено рассказать ребёнку об уходе за комнатными растениями, с помощью задаваемых вопросов: - какие условия необходимы для жизни и роста и развития комнатных растений, растений на огороде и в цветнике; - как правильно ухаживать за ними; - покажи, как правильно это нужно делать (на примере комнатного растения); - для чего нужны людям комнатные растения? - нравятся ли тебе они и почему? - что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения. Задача следующего этапа диагностики – выявление сформированности у детей понятия «животное», знаний общих потребностей животных, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей. Прошу ребёнка 39
назвать известных ему животных и объяснить от чего зависит благополучие этих живых существ. Для этого использую вопросы: - что нужно для того, чтобы животное было здоровым и сильным; - как ты узнаёшь, что животному что-то не хватает; - чем животные питаются, как передвигаются; - как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы; - как ты можешь помочь зимующим птицам. В соответствии с критериями оценки ответов определяю уровень развития трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями. Диагностическое обследованием детей проводила так же с помощью игровых заданий. Так с помощью специальных карт (см. приложение) выявила умение классифицировать растения и животных по видам. В этом случаи для оценки знаний ребёнка при выполнении заданий использую следующие показатели: высокий уровень (5баллов), достаточный уровень (4 балла), допустимый уровень (3 балла), критический уровень(2 балла), низкий уровень (1 балл). 40
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА Имя, фамилия_______________________________Возраст_____________________ Дата обследования__________________________________________________ Средний балл______________________________________________________ Резюме диагностического обследования ребёнка_________________________ __________________________________________________________________ Вскрывая реальные достижения ребёнка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, диагностику использую для проверки готовности детей к школе.


Яндекс.Метрика