Напоминание

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации"

Автор: Пономарева Анна Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №15

Населённый пункт: город Коломна, Московская область

Наименование материала: статья

Тема: "Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации"

Описание:

Воспитатель применяет в работе игровые формы и методы, которые поднимают интерес воспитанников в обучении. Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на логопедических занятиях. Игры и упражнения с ними помогают решать такие логопедические задачи: формирование мелкой моторики; закрепление понятий (длинный-короткий и т.п.); закрепление знания о цвете; обучение ориентировки в пространстве; развитие творческого мышления.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2349

Опубликовано 18.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного

возраста в условиях модернизации
Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней, оказание своевременной и квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью их оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество [1]. В нашем детском саду логопед, воспитатели и психолог применяют в работе игровые формы и методы, которые поднимают интерес воспитанников в обучении. Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на логопедических занятиях. Игры и упражнения с ними помогают решать такие логопедические задачи: формирование мелкой моторики; закрепление понятий (длинный-короткий и т.п.); закрепление знания о цвете; обучение ориентировки в пространстве; развитие творческого мышления. В одном наборе 116 цветных палочек: белых, розовых, голубых, красных, желтых, фиолетовых, черных, бордовых, оранжевых и одна коричневая. Самая маленькая палочка белого цвета длиной 1см. Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше 3 лет. Каждый ребенок получает комплект палочек. По их использованию имеются альбомы- приложения и методические советы: «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком». Строить из палочек рекомендуется на специальных листах форматом А4 голубого и светло-зеленого тонов, дополняя недостающие детали к постройке (кружки, овалы). На логопедическом занятии игре с палочками Кюизенера отводится не более 3 мин. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек,
автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях. В средней и старшей группах дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной группе - по представлению, из собственного опыта [2]. В развитии речи человека значительную роль играет двигательный анализатор (В.П.Бехтерев, И.П.Павлов и др.). В зависимости от уровня развития основных характеристик движения мелкой моторики (точности, координированности, переключаемости, быстроты) можно судить и о наличии у ребенка тех или иных речевых нарушений. Использование массажных мячиков на логопедических занятиях дает возможность быстрее развивать речь у детей дошкольного возраста, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечный тонус и работу нервной системы. При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований: сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с упражнениями, направленными на коррекцию просодической, фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной стороны речи; устанавливать продолжительность выполнения упражнений в зависимости от возраста и речевого нарушения ребенка, поставленных целей, этапа занятия; чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений; использовать упражнения с массажными мячиками на разных по форме логопедических занятиях; соблюдать на занятиях принцип «от простого к сложному»; перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией; каждое упражнение давать в игровой форме [3]. Главная задача логопеда – привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех коррекционной работы во много зависит от добросовестного отношения родителей детей к выполнению заданий логопеда и правильной организации
работы. Логопед использует следующие формы взаимодействия с семьей: знакомство (встречи-знакомства, анкетирование), родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации. В течение года проводятся индивидуальные беседы по результатам обследования [4]. Анализ результатов диагностики показал, что распределение детей по уровням развития на конец учебного года по сравнению с началом и серединой года значительно возрастает. Увеличивается удельный вес детей высокого и среднего уровня развития, и наоборот удельный вес детей низкого уровня отсутствует у детей подготовительной к школе группы и незначительная доля низкого уровня у детей средней и старшей групп, что свидетельствует об успешном усвоении детьми образовательной программы. По результатам диагностики логопед составляет планы коррекционной работы с детьми. Содержание коррекционной работы с детьми реализуется в соответствии с требованиями программ коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи, использование коррекционных развивающих технологий С.В.Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой. Учитывая нервно-психическое состояние здоровья ребенка, структуру речевого дефекта, педагоги предлагают ребенку посильную нагрузку на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Учитывая зону ближайшего развития, педагогами реализуется индивидуальный подход с учетом уровня познавательных возможностей и состояния здоровья детей. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ определяет для детей группы риска индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут. Учебно-методическое и дидактическое оснащение соответствует программным требованиям и позволяет проводить коррекцию психологической базы речи, совершенствование коммуникативных навыков. Формирование и совершенствование речи – необходимое условие для реализации всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе. Педагоги обладают системой теоретических и практических знаний об особенностях развития речи дошкольников, владеют методами и
приемами обучения родному языку. Большое внимание уделяется созданию условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками, побуждающих детей к вопросам, ответам, высказываниям. Специально организованные занятия по развитию связной речи помогают добиться определенного объема и навыков, а также максимальной речевой активности детей. В течение всего пребывания ребенка в ДОУ создается единый речевой режим. С целью коррекции речевых нарушений воспитатели поправляют и упражняют детей в правильном произношении, используя при этом чистоговорки, скороговорки, стихи и загадки, специальные упражнения, игры и дидактические пособия. В каждой группе имеется наглядный материал по развитию мелкой моторики, фонематического восприятия, ознакомления с окружающим и подготовки детей к обучению грамоте. Накоплен значительный опыт по вопросу развития и коррекции речи детей – это: консультации для родителей, конспекты открытых занятий, опыты работ и т.п. В ДОУ ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между МБДОУ и школой. Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. В целом, дети подготовительных к школе групп достигают уровня развития для продолжения на следующей ступени образования. Список использованной литературы 1. Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и перспективы развития логопедической службы // Логопед. – 2010. - №6. –С.6. 2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб., 2001. 4. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб., 2011.


Яндекс.Метрика