"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации"
Автор: Пономарева Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации"
Описание:
Воспитатель применяет в работе игровые формы и методы, которые поднимают интерес воспитанников в обучении. Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на логопедических занятиях. Игры и упражнения с ними помогают решать такие логопедические задачи: формирование мелкой моторики; закрепление понятий (длинный-короткий и т.п.); закрепление знания о цвете; обучение ориентировки в пространстве; развитие творческого мышления.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного
возраста в условиях модернизации
Обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения качественного образования всех уровней, оказание
своевременной и квалифицированной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) с целью их оптимальной социальной
адаптации и интеграции в общество [1].
В нашем детском саду логопед, воспитатели и психолог применяют в
работе игровые формы и методы, которые поднимают интерес воспитанников
в обучении. Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером
палочки, широко применяются на логопедических занятиях. Игры и
упражнения с ними помогают решать такие логопедические задачи:
формирование мелкой моторики; закрепление понятий (длинный-короткий и
т.п.); закрепление знания о цвете; обучение ориентировки в пространстве;
развитие творческого мышления.
В одном наборе 116 цветных
палочек: белых, розовых, голубых,
красных, желтых, фиолетовых, черных, бордовых, оранжевых и одна
коричневая. Самая маленькая палочка белого цвета длиной 1см. Палочки
Кюизенера доступны для работы с детьми старше 3 лет. Каждый ребенок
получает комплект палочек. По их использованию имеются альбомы-
приложения и методические советы: «Волшебные дорожки», «Дом с
колокольчиком». Строить из палочек рекомендуется на специальных листах
форматом А4 голубого и светло-зеленого тонов, дополняя недостающие
детали к постройке (кружки, овалы).
На логопедическом занятии игре с палочками Кюизенера отводится не
более 3 мин. Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые
задания: проговаривание предложений, называние частей предмета,
отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек,
автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов
различной звукослоговой структуры.
Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду
использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную
систему работы с ними на логопедических занятиях. В средней и старшей
группах дети выкладывают палочки по образцу, в подготовительной группе -
по представлению, из собственного опыта [2].
В развитии речи человека значительную роль играет двигательный
анализатор (В.П.Бехтерев, И.П.Павлов и др.). В зависимости от уровня
развития основных характеристик движения мелкой моторики (точности,
координированности, переключаемости, быстроты) можно судить и о
наличии у ребенка тех или иных речевых нарушений. Использование
массажных мячиков на логопедических занятиях дает возможность быстрее
развивать речь у детей дошкольного возраста, способствует улучшению
кровообращения рук, помогает снять мышечный тонус и работу нервной
системы. При выполнении упражнений с массажными мячиками важно
соблюдать ряд требований: сочетать упражнения по развитию мелкой
моторики с упражнениями, направленными на коррекцию просодической,
фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной стороны речи;
устанавливать продолжительность выполнения упражнений в зависимости от
возраста и речевого нарушения ребенка, поставленных целей, этапа занятия;
чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений; использовать
упражнения с массажными мячиками на разных по форме
логопедических
занятиях; соблюдать на занятиях принцип «от простого к сложному»; перед
выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной
инструкцией; каждое упражнение давать в игровой форме [3].
Главная задача логопеда – привлечь родителей к активному участию в
коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех
коррекционной работы во много зависит от добросовестного отношения
родителей детей к выполнению заданий логопеда и правильной организации
работы. Логопед использует следующие формы взаимодействия с семьей:
знакомство (встречи-знакомства, анкетирование), родительские собрания,
индивидуальные и групповые консультации. В течение года проводятся
индивидуальные беседы по результатам обследования [4].
Анализ результатов диагностики показал, что распределение детей по
уровням развития на конец учебного года по сравнению с началом и
серединой года значительно возрастает. Увеличивается удельный вес детей
высокого и среднего уровня развития, и наоборот удельный вес детей низкого
уровня отсутствует у детей подготовительной к школе группы и
незначительная доля низкого уровня у детей средней и старшей групп, что
свидетельствует об успешном усвоении детьми образовательной программы.
По результатам диагностики логопед составляет планы коррекционной
работы с детьми. Содержание коррекционной работы с детьми реализуется в
соответствии с требованиями программ коррекционного воспитания и
обучения детей с нарушениями речи, использование коррекционных
развивающих технологий С.В.Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой.
Учитывая нервно-психическое состояние здоровья ребенка, структуру
речевого дефекта, педагоги предлагают ребенку посильную нагрузку на
фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Учитывая зону
ближайшего развития, педагогами реализуется индивидуальный подход с
учетом уровня познавательных возможностей и состояния здоровья детей.
Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ определяет для детей
группы риска индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
Учебно-методическое и дидактическое оснащение соответствует
программным требованиям и позволяет проводить коррекцию
психологической базы речи, совершенствование коммуникативных навыков.
Формирование и совершенствование речи – необходимое условие для
реализации всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в
школе. Педагоги обладают системой теоретических и практических знаний
об особенностях развития речи дошкольников, владеют методами и
приемами обучения родному языку. Большое внимание уделяется созданию
условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками,
побуждающих детей к вопросам, ответам, высказываниям. Специально
организованные занятия по развитию связной речи помогают добиться
определенного объема и навыков, а также максимальной речевой активности
детей. В течение всего пребывания ребенка в ДОУ создается единый речевой
режим. С целью коррекции речевых нарушений воспитатели поправляют и
упражняют детей в правильном
произношении, используя при этом
чистоговорки,
скороговорки, стихи и загадки, специальные упражнения,
игры и дидактические пособия.
В каждой группе имеется наглядный материал по развитию мелкой
моторики, фонематического восприятия, ознакомления с окружающим и
подготовки детей к обучению грамоте. Накоплен значительный опыт по
вопросу развития и коррекции речи детей – это: консультации для родителей,
конспекты открытых занятий, опыты работ и т.п. В ДОУ ведется
целенаправленная работа по установлению преемственности между МБДОУ
и школой.
Логопедическая работа в период дошкольного детства позволяет
своевременно выявить и максимально скорригировать имеющиеся речевые
нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить
возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное
школьное обучение. В целом, дети подготовительных к школе групп
достигают уровня развития для продолжения
на следующей ступени
образования.
Список использованной литературы
1.
Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и
перспективы развития логопедической службы // Логопед. – 2010. - №6.
–С.6.
2.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
3.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. Игры с мячом для
развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб., 2001.
4.
Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.
Вакуленко. СПб., 2011.