"Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Автор: Филатова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ с.Ольгино д/с "Журавленок" м.р. Безенчукский Самарской области
Населённый пункт: с.Ольгино Самарская область Безенчукский район
Наименование материала: семинар-практикум для родителей
Тема: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Описание:
Объединить усилия семьи и детского дошкольного учреждения в решении задач по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста правилам культурного поведения.
структурное подразделение
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с.Ольгино
муниципального района Безенчукский Самарской области
детский сад №24 «Журавленок»
Сценарий
Семинара-практикума для родителей
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Выполнила
Филатова Светлана
Владимировна,
воспитатель
Ольгино, 2015 г.
Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, ещё
прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление
ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному…
Н.А. Добролюбов
Цель: Объединить усилия семьи и детского дошкольного учреждения в
решении задач по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста
правилам культурного поведения.
Задачи:
Проанализировать вместе с родителями проблемные ситуации в
обучении ребёнка правильному поведению в обществе, оценить
влияние используемых родителями в приведённых примерах методов
воспитания на личность ребёнка.
Обменяться опытом формирования навыков культурного поведения и
ознакомления ребёнка дошкольника с правилами этического поведения
человека. И как в доступной форме раскрыть эти правила своему
ребёнку.
Проанализировать опыт работы педагогов по воспитанию культуры
поведения.
Ожидаемый результат: Познакомить родителей с представлением о
современном воспитании культуры поведения у детей в обществе.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация.
Ход семинара-практикума.
Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании
культуры поведения детей дошкольного возраста. Эта проблема в
современном обществе очень актуальна, она должна решаться сегодня всеми,
кто имеет отношение к детям. Чему мы научим ребёнка сейчас, проявиться
позднее, станет его и нашей жизнью.
1 слайд Выработанный обществом порядок поведения для успешного и
приятного общения людей начал формироваться в России в18 веке. За триста
лет поведенческие правила, конечно же, изменились, но неизменной
осталась нравственная основа – любовь и уважение к людям. Быть
культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей,
но уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность
каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с
раннего возраста и протяжении всего детства.
2 слайд С чего следует начинать обучение ребёнка? Желательно с себя. Ваш
ребёнок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и
папины поступки, слышит все их слова, зеркально перенимает их манеру
поведения.
3 слайд (ролик «В общении с людьми нет мелочей»)
Мама постоянно говорит дочери, как важно быть красивой и опрятной.
Внушает ей: хорошо выглядеть – значит уважать окружающих людей.
Собираясь на работу или в гости, мама продумывает всё до мелочей – от
одежды до цвета губной помады. А вот дома носит старый халат и
стоптанные тапочки.
- Как вы думаете, усвоит ли дочь наставления матери?
- Будет ли девочка уверена в том, что её мама уважает своих близких?
4 слайд « ролик «Правила этики»
Много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий
мир, делать его лучше, появилась культура. И сразу же возникла
необходимость в правилах взаимоотношения людей. Правила этики – это
правила взаимоотношения людей друг с другом. Если человек делает только
то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он
не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не
уважают, их и не любят. Разговаривая с ребёнком необходимо дать ему
понять, что нередко красивый человек ведёт себя грубо, неприлично. Такой
человек никому не в радость. И наоборот, есть не очень красивые, но добрые
люди, честные. Культурный человек никогда не станет капризничать, громко
плакать, как бы трудно ему ни приходилось. Он не станет кричать и
оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего,
себя.
Уже потому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие
первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят о его
культуре. Культурный человек никогда не станет перебивать говорящего,
дослушает его до конца, лишь потом задаст вопрос и уточнит. Помогать
близким, заботиться о них – для культурного человека главное. Приведём
пример.
5 слайд Игра «Что правильно - что нет» ( случай на лестнице )
Объясните, как должны вести себя эти люди?
6 слайд « Основные компоненты культуры поведения у детей
дошкольного возраста »
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и
правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности. Культура общения предполагает умение не только
действовать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной
обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребёнка надо научить замечать
состояние других людей.
Культура деятельности в это воспитание у ребёнка умение содержать
в порядке своё место, где он занимается, трудится, играет; привычку
доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам,
книгам.
Культура внешности предусматривает содержание ребёнка в чистоте
лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви что продиктовано не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети
должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к
окружающим.
7 слайд «Способы педагогического воздействия»
Приучение : дать детям определённый образец поведения, например,
за столом , за игрой , в разговоре со старшими или ровесниками.
Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения
того или иного правила.
Систематичность: повторение того или иного действия
Воспитывающие ситуации: создание условий.
Поощрение: активизация к правильному поведенческому шагу.
Осуждение и разъяснение негативного поступка.
Пример для подражания: сказочный и литературный герой,
знакомый взрослый или ребёнок.
Разнообразные словесные методы: беседа, изучение поведенческих
правил, рассказ реальной истории, чтение художественной литературы.
8слайд «Советы родителям»
Используйте любую возможность, чтобы сказать малышу что-то
доброе, родители не только подтверждают свои чувства, что для него важно,
но и учат видеть в других людях хорошие качества. Пример: Вечером,
забирая ребёнка домой из садика, мама говорит сыну, который угощает маму
конфетой: «Какой ты добрый! Ты замечательный!». Другая ситуация мама
нервничает - «Какой ты грязный, вечно где-то лазишь!». Эти короткие
встречи, но как много они могут сказать о порядках, заведённых в семьях.
Ребёнок нуждается во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях.
Каждому ребёнку нужен свой подход.
Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку детским поступкам.
Говоря ребёнку «Ты плохой», мы учим его негативно оценивать нас,
взрослых. Не «Ты плохой», а «Ты сейчас поступил плохо». Не «Вечно у тебя
грязные руки», а «Они сейчас грязные у тебя».
Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы не произошло,
внушайте маленькому человеку чувство ответственности за свои поступки.
Обучая ребёнка правильному и доброжелательному отношению к
людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним свои отношения:
почему они любят друг друга.
Поссорившись с ребёнком, помогите ему выйти из ситуации ссоры:
обсудите вместе, почему вы считаете его поступок неправильным, выясните,
что заставило его так поступить.
Учите ребёнка налаживать мир с взрослыми: искренне произнести
слова извинения.
Подведение итогов.
Какие методические рекомендации педагога вы хотели бы использовать?
Какие пособия можно приобрести в группу?
Решили: 1. Приобрести в группу наглядно-дидактические пособия на тему:
«Современный этикет и воспитание культуры поведения»
2. Составить план совместных мероприятий ДОО и семьи «Гостям всегда
рады».