Напоминание

"Система занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Междуреченском".

Автор: Енченкова Галина Аркадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №46

Населённый пункт: город Межддуреченск Кемеровская область

Наименование материала: Открытое занятие

Тема: "Система занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Междуреченском".

Описание:

Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, уточнить знания детей о названиях улиц, Дать понятия о происхождении названий улиц. 2.Формировать интерес к истории возникновения города. 3.Воспитывать любовь к родному городу.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2408

Опубликовано 24.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Система занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Междуреченском. Составитель: Воспитатель Г.А.Енченкова 1 квалификационная категория.
Сентябрь, октябрь ,ноябрь. Тема. Родной город. История возникновения города Междуреченска. Задачи. 1.Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, уточнить знания детей о названиях улиц, Дать понятия о происхождении названий улиц. 2.Формировать интерес к истории возникновения города. 3.Воспитывать любовь к родному городу. Методические приемы. Рассказ воспитателя, рассматривание , показ, чтение стихотворений о городе. Словарная работ. Проспект. Содержание работы. Фотографии с видами и достопримечательностями родного города. История возникновения родного города – это выбор удобного для жизни людей места, первые дома, первые улицы. Уточнить знания детей о названиях улиц, дать им представление о происхождении названий улиц, показать детям ,что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города, пробудить у детей интерес к истории своего города. Рассказать о то, почему их родной город носит такое название. Чтение стихов о Междуреченске. Тема. Родной край. Задачи. 1.Расширять знания детей о жизни людей в нашем крае, чем занимались коренные жители. 2.Познакомить с природой Сибири. Методические приемы. Рассказ, рассматривание. Материал. Альбомы с фотографиями о городе, иллюстрации, контурные карты. Словарная работа. Растительный мир, Кузнецкая земля, климат, мамонты. Содержание работы.
Контурная карта области с выделенным городом где мы живем, известные промышленные предприятия. Рассказ о древней истории земли, о климате Сибири. Беседы о древних жителях Сибири, чем они занимались (охота, рыболовство, делали из глины посуду). Чему научились с годами (добывать уголь, добывать огонь, выделывать шкуры и шить одежду). Собирали дикие растения (черемшу, ревень, полевой хвощ). Тема. Наша Родина. Люблю березу белую. Задачи. 1. Уточнить знания детей о Родине, дать знания о главных Городах России. Воспитывать любовь и чувство привязанности к Родине, к городу, в котором они живут, пробудить желание сделать его еще красивее. 2. Воспитывать интерес к народному искусству. Вызвать у детей восхищение талантом русского народа и гордость за него. Методические приемы. Беседа, рассматривание, показ, рассказ, вопросы к детям, чтение произведений. Материал. Иллюстрации, картины, чтение пословиц, поговорок, стихов. Словарная работа. Величие, просторы. Содержание работы. Рассмотреть и обсудить с детьми иллюстрации о природе нашей Родины – России. Чтение А.Прокофьева «Люблю березу белую». Поговорить о море, лесе, полях, чем богата Россия (красота, величие, просторы, дать понятие о русском народном творчестве). Чем занимались люди. Познакомить с матрешкой, процессом ее изготовления, с историей русской матрешки. Декабрь, январь, февраль. Тема.
Родной город. Путешествие по родному городу. Задачи. 1.Продолжать знакомство с основными предприятиями города, достопримечательностями, дать детям знания о местах отдыха его жителей. 2.Воспитывать в духе патриотизма, любви к родному городу. Методические приемы. Рассказ, рассматривание, беседа, вопросы к детям. Материал. Альбом с фотографиями о городе, конструирование из бумаги «Улица города», видеофильм, слайды. Словарная работа. Зона отдыха, памятник, мемориал. Содержание работы. Рассказать о том, что в каждом городе есть предприятия, на которых работают жители города. Много мест, где жители города могут отдохнуть в выходные дни вместе с детьми – это парк, зоны отдыха, стадион, кинотеатр, дворцы культуры. В каждом городе есть памятники и мемориалы тем, кто защищал свою Родину и свой город от врагов и отдавших за них свою жизнь, шахтерам, погибшим в шахте. О том ,что основная профессия мужчин города – шахтеры. Конструирование из бумаги (дома, улицы, города), обыгрывание макетов. Тема. Родной край. Задачи. 1. Формирование у детей представления о коренных жителях Горной Шории (шорцы, телеуты), вид их деятельности, образ жизни. Воспитывать любовь к родному краю. 2. Расширять представление детей о животном мире Кузбасса, формы их обитания. Методические приемы. Рассматривание, беседы, рассказ, вопросы к детям. Материал. Фотографии, иллюстрации национальных костюмов, быта. Словарная работа. Горная Шория, обитатели, шорцы, телеуты. Содержание работы.
Дать представление о коренных жителях города. Объяснить, что такое Горная Шория. Чем занималось коренное население, их образ жизни , чем питались, национальные игрушки, поделки. побеседовать о животном мире Сибири Какие основные виды животных обитают в Сибири, их места обитания и способы выживания суровых климатических условиях. Тема. «Наша Родина –Россия». (Народно – прикладное творчество). Задачи. 1. Формировать у детей интерес к народному творчеству, вызвать восхищение талантом русского народа и гордость за него. Воспитывать любовь к своей Родине. 2.Формировать знания детей о истории России, Геральдике (герб, флаг), вызвать интерес к истории страны. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Методические приемы. Рассматривание, рассказ, Беседы, вопросы к детям. Материал. Репродукции с изображением природы России, побеседовать с детьми о красоте природы, таланте людей. Рассмотреть предметы народно – прикладного творчества, о мастерах и учениках. Загадать загадки о игрушках, предметах быта. Практические задания по городецкой, хохломской росписи, дымковской игрушке. рассказать о богатстве и красоте страны (много городов, сел, деревень). О богатстве природы и ее красоте. Рассмотреть флаг, герб, рассказать все о символике России. Март, апрель, май. Тема. «Мой город». Задачи. 1.Закрепить знания о достопримечательностях родного города. 2. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что их окружает. Методические приемы. Беседа, экскурсия, вопросы к детям.
Содержание работы. Уточнить, на сколько, они различают здания по их функциональной принадлежности. Беседу можно провести во время экскурсии, в виде рассказа детей о разных местах родного города «Ты экскурсовод». Тема. «Родной кузнецкий край». Задачи. 1. Закрепить знания детей о Кузбассе, Столице Кузнецкого края (Кемерово). Познакомить с творчеством шорских писателей, легендами. 2. Воспитание устойчивого эмоционального, положительного отношения к родному краю. Методические приемы. Рассматривание, вопросы , рассказы детей, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя. Материал. Иллюстрации, произведения шорских писателей. Содержание работы. Рассказ о том, что Кузнецкий край большой, проживает много народа, Занимаются различными видами деятельности (производство, торговля, образование). Познакомить с легендами ,сказками шорцев. Тема. «Наша Родина». «Москва – столица нашей Родины». Задачи. 1. Познакомить с достопримечательностями Москвы. 2. Формировать понимание о том, что в России проживают люди разной национальности. Воспитывать доброжелательность, симпатии к сверстникам, живущим далеко от них. Методически приемы. Показ, рассказ, просмотр диафильма, беседа, вопросы к детям. Материал. Иллюстрации, диафильмы, фотографии. Словарная работа. Кремль, метро, Красная площадь.
Содержание работы. Рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями Москвы. Объяснить , что такое столица. Рассказать о метро, о том, как оно облегчает проезд людей по городу (город большой, много транспорта). Почему площадь называется Красной? Формировать понятие, что в России проживает многонациональный народ (татары, башкиры, чеченцы, удмурты, хакасы) и другие. есть у каждого народа своя культура, свои обычаи, язык. Работа с родителями. 1. Посоветовать совершить, вместе с детьми прогулку к главному памятнику города - мемориал «Погибшим шахтерам». 2. Предложить посетить с детьми в парке памятник «Павшим героям». Обратить внимание детей на цветы, венки возле памятника, возложенные людьми, народ помнит тех, кто отдал жизнь за Родину. 3. В индивидуальной беседе посоветовать сходить с детьми на встречу ветеранов ВОВ, т.к. приближается 9 мая – День Победы.
Конспект


занятия по ознакомлению с окружающим

подготовительная группа.

Украшение рубашки элементами шорского орнамента.
Составитель : Енченкова Галина Аркадьевна воспитатель.
Тема
: «Знакомство с шорским национальным костюмом».
Программное содержание:
1.познакомить детей старшего дошкольного возраста с национальным шорским костюмом. 2.Развивиать интерес к искусству и традициям шорского народа. 3.Воспитывать уважение к народам разной национальности.
Предварительная работ:
экскурсия в краеведческий музей, посещение библиотеки с целью знакомство с бытом шорского народа, чтение произведений о шорском народе «Шорские легенды и сказания», рассматривание иллюстраций с изображением быта и жизни шорцев.
Активизация словаря:
домотканая ткань, картуз, кожаные галоши, орнамент.
Демонстрационный материал:
иллюстрации национальных изделий, куклы в национальной одежде, рисунки национального костюма.
Ход занятия.
 Рассказ воспитателя: « Дети, сегодня к нам в гости пришли куклы. Их зовут Толай и Карагай, они – шорцы, одеты в шорские национальные костюмы. Мужчины занимались охотой, потому ,ч то она давала им мясо о пушнину, из которой женщины шили теплую одежду: шубу, сапоги из шкуры животного, рукавицы. На голове носили шапку, которая шилась из домотканой ткани или шкуры животного. Посмотрите, у Толая охотничья шапка «пурук», она с шита из домотканой материи. Сапоги « ундук» - из кожи домашней выделки, штаны «чанбар» шили из грубого конопляного холста. Летом шорцы носили на голове картуз (его изготавливали из бересты), традиционные рубахи «кунек», воторник
которой был обшит из цветной материи. Верхний распашной халат украшали также цветной материей или вышивали цветными нитками. Женщины шорки также носили рубахи «кунек», только она шилась длинная, до пят. Полы обшивались лентами или вышивались геометрическими узорами из цветных ниток. Голову покрывали платком «плат» красного или желтого цвета, на ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «ундук».Женщины носили украшения, Серги «ызырга» изготавливались из стальной проволоки, к которой подвешивались нитки с бисером. Ожерелье «леончук» -из стеклянных бус разного цвета».  Рассматривание узоров, украшающих одежду: -из каких форм состоят узоры шорского орнамента? (полоски, геометрические узоры). - какие цвета преобладают в узорах? - элементы в орнаменте чередуются друг с другом по цвету и форме или нет? 3. Творческое задание детям о чем бы вы хотели рассказать Талай и Карагай, если бы они были бы вашими товарищами? 4. Рассказы детей. 5. Воспитатель подводить итог занятия : что нового узнали дети о шорцах, о чем они расскажут дома родителям? Практическая часть занятия. 1. Дети рассматривают как украшены рубашки, из чего состоит узор, какие цвета используются в них( обращает внимание детей на то, что длинные полоски представлены в виде законченных украшений по типу орнаментной ленты и между полосками наклеивают геометрические фигуры, либо геометрические формы составлены из узких отрезков полос, которые, объединяются друг с другом, образуя неповторимое решение орнамента). 2. Рассматривают составные части элемента орнамента: мужская рубашка украшена треугольниками и кругами, а женская – квадратами и узкими отрезками полос. 3. Вспоминают, как вырезать квадраты из полоски бумаги, из квадрата – треугольник, круги из квадратов. 4. Для узора выбирают разные сочетания цветов. 5. Закрепление программного содержания при помощи дополнительных вопросов к детям и выполнение работы.
В процессе выполнения детьми аппликации воспитатель следит за тем, как они подбирают полоски по цвету, как их складывают, вырезают и них геометрические формы, наклеивают; по мере необходимости помогает расположить элементы орнамента , поощряет детей в нахождении новых композиций. В анализе детских работ отметить отображение красоты цветовых сочетаний, ритмичность их наклеивания, аккуратность выполнения аппликации, поощрять творческое проявление детей в подборе сочетания цветов и в расположении элементов.


Яндекс.Метрика