"Практические рекомендации по разработке и проведению непосредственно - образовательной деятельности по технологии активных методов обучения"
Автор: Субботина Светлана Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Практические рекомендации по разработке и проведению непосредственно - образовательной деятельности по технологии активных методов обучения"
Описание:
В рекомендациях, на конкретных примерах раскрывается технология применения активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
ул. 8 Марта, д. 7, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629805. Тел. (3496) 34-51-18, 34-51-57
ОКПО 47198908, ОГРН 1028900706174, ИНН\КПП 8905023898/890501001
E-mail: mdou_sineglazka89reg@mail. URL: sineglazka.ukoz
«Практические рекомендации по разработке и проведению
непосредственно образовательной деятельности по технологии активного
метода обучения»
Составитель: музыкальный руководитель
МАДОУ «Синеглазка»
Субботина Светлана Петровна
2015 г.
Уважаемые коллеги! Любая непосредственно образовательная деятельность делится на
логические связанные фазы и этапы, технология АМО (активных методов обучения) не
исключение. Давайте рассмотрим структуру двух вариантов непосредственно -
образовательной деятельности. Первый привычный и хорошо знакомый, второй в
соответствии с технологией АМО (активных методов обучения).
№
этапа
Начало непосредственно – образовательной деятельности или 1 фаза
1
Приветствие
Инициация, знакомство
2
Определение целей НОД
Вхождение и погружение в тему
3
Планирование смысла НОД и
формирование безопасной
образовательной среды
Определение ожиданий обучающихся
Работа над темой или фаза 2
4
Закрепление изученного материала
Закрепление изученного материала
5
Передача и объяснение педагогом
нового материала
Интерактивная лекция (презентация)
6
Общая работа над темой
Проработка содержания темы
Завершение непосредственно – образовательной деятельности или 3 фаза
7
Физминутки
Эмоциональная разрядка
8
Анализ и оценка непосредственно
– образовательной деятельности
Рефлексия, подведение итогов
Из таблицы видно, что структура построения непосредственно – образовательной
деятельности знакома, в обоих вариантах выдержаны все фазы. Каждый этап несет свою
функциональную нагрузку, имеет свои задачи, а в общем, вносит вклад в достижение
поставленной цели.
Давайте же познакомимся с активными методами, из каждой фазы.
К первой фазе или началу образовательного процесса относятся
активные методы
приветствия, знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий.
Например: Активный методприветствия «Любимый предмет» устанавливает хороший
контакт, лучшее понимание друг друга, формирует умение само презентации.
Подготовка:
Педагог заранее просит детей принести из дома любимую игрушку, не объясняя зачем.
Начало метода, педагог предлагает детям подумать, почему данная игрушка самая
любимая? Чем именно она дорога ребенку? И в конце главный вопрос, какие названые
качества игрушки, есть у самого ребенка.
Чем хорош метод? Он позволяет детям и педагогу увидеть, что даже самый непослушный
забияка является простым мальчиком или девочкой и у них есть привязанности. Так же
метод позволяет снять барьеры, создать дружеские отношения в группе. Варьируйте
проведение метода: можно применять в развитии речи и коммуникации, в математике и
художественном слово и т.д.
Активный метод целей, ожиданий и опасений
следующий этап непосредственно –
образовательной деятельности. Уяснение ребенком целей, помогают понять, каких
результатов он должен достигнуть, к концу занятия и начать погружение в изучаемый
материал.Например:
Ребята сегодня мы познакомимся с песней, выучим, а затем споем ее на празднике для
мамы. Очень важно определить и сформулировать цель, дать понять ребенку, почему для
него это важно. Какие знания и умения потребуются от него для достижения результатов.
Поставленные ясные и понятные цели, привязанные к реальным, интересным для
ребенка вещам создают необходимый настрой и мотивацию, вовлекает детей в
обучающий процесс. В данном случае мотивация, мы споем песню для мамы, но для
этого нужно ее выучить – задача.
Активный метод опасений, – очень важен. Выявив у дошкольников подобную ситуацию,
есть возможность помочь ребенку справится с тревогами, это создаст для него
психологически комфортную обстановку в детском саду
(Предыдущая консультация №2
«Гусеничка»).
Вторая фаза - интерактивная лекция, предполагает подачу материала. Здесь можно
варьировать, применять презентации, наглядности, интриги и т.д.
Рассмотрим метод «Золотой ключик
», цель – привлечение внимания и мотивация,
включение ассоциативного мышления детей.
Примерное проведение:
Тема или информация, о которой пойдет речь очень ценная, и находиться в
(шкатулке, за
дверью, в альбоме и т.д.)
, но она закрыта. Нам нужно найти ключик. Таким ключиком
является ответ на загадку(загадка)отгадали, получили ключ, посмотрели в шкатулку, а там
записка со следующим заданием, необходимо найти ключ к следующей информации
Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем идет речь?
Солнце стало ярче греть, вот набухли почки.
Скоро – скоро расцветут первые цветочки.
Птицам стало не до сна, это к нам пришла ……. (Весна).
Следующее задание – сыграть или разучить игру «Совушка - сова». Получили еще один
ключик. Сова – это перелетная птица или зимующая? В какое время года прилетают
перелетные птицы? Ответ детей……… И т. д. На этом этапе можно так же использовать
методы «Автобусная остановка», «Путешествие», «Ярмарка».
(Смотреть диск
«Копилочка» в метод кабинете.)
Такая форма представления материала привлекает внимание ребят, активизирует
мыслительную деятельность, повышает мотивацию, наглядно и увлекательно подается
весь новый материал, выделяются все ключевые моменты.
В этой фазе необходим и активный метод релаксации(физминутки), поскольку важно не
только обеспечивать высокий уровень вовлеченности ребят в процесс познания, но и
внимательно контролировать степень эффективности их работы, поддерживая ее
минутами восстановительной релаксации.
Метод рефлексии ,
лучше использовать в заключительной части
непосредственно –
образовательной деятельности. Подведение итогов и анализ результатов, выявление неудач
и успехов, дадут возможность понять и спланировать, что делать дальше.
– Например: красная карточка – понравилось, зеленая – было интересно, синяя – все
равно, черная – скучно и т.д.
Метод «Сезон года», ассоциация с временами года помогут
детям понять, чего они достигли и какие они сегодня молодцы. Перед детьми на доске,
прикреплены 4 времени года на карточках. На столах у каждого 4 листочка: зеленый –
весна (молодец), белый – зима (пусто), желтый – осень (хорошо), красный – лето (сигнал к
тревоге). Можно выбрать только один листочек. Педагог предлагает детям выбрать листок
и прикрепить к соответствующему сезону года. Сразу появляется эмоциональное
отражение детей к занятию.
Второй вариант, педагог сам раздает листочки и дает
краткую характеристику работы каждого ребенка. Чем больше зеленых листочков ребенок
наберет, тем больше успешнее становятся его знания, умения и т.д. Цель ребенка - набрать
больше зеленых листочков – больше знаний, умений и т.д. этот метод позволяет выяснить
насколько хорошо дети усвоили тему, материал, кроме того такая обратная связь поможет
скорректировать подачу материала наследующем занятии.
И конечно, уважаемые педагоги, немаловажно использование
методов оценок и
стимулирования – поощрение, похвалы, благодарности
на протяжении всей
непосредственно – образовательной деятельности. Ценность подобного подхода состоит
в том, что дети вовлекаются в активную насыщенную деятельность через собственный
интерес.