Учебное заведение: ГБОУ СОШ №13 СП "Детский сад №29 "Кораблик"
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: презентация
Тема: "Что такое задержка психического развития"
Описание:
Понятие "задержка" подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Задержка психического развития
– это
пограничная форма интеллектуальной
недостаточности, личностная незрелость, негрубые
нарушения познавательной сферы, синдром
временного отставания психики в целом или
отдельных её функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоциональных, волевых). Это не
клиническая форма, а замедленный темп развития.
Понятие «задержка» подчеркивает
временной (несоответствие уровня развития
возрасту) и вместе с тем временный характер
отставания, который с возрастом преодолевается тем
успешнее, чем раньше создаются адекватные условия
обучения и развития детей данной категории
.
Причины ЗПР
Задержки развития могут быть обусловлены
разными причинами: негрубыми
внутриутробными поражениями ЦНС , легкими
родовыми травмами, недоношенностью,
близнецовосгью, инфекционными
заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка,
воздействием ряда других вредностей.
Варианты ЗПР
в соответствии с классификацией К. С. Лебединской
· церебрально-органического генеза;
· по типу конституционального (гармонического)
психического и психофизического инфантилизма;
· соматогенного происхождения (с явлениями
соматогенной астении и инфантилизма);
· психогенного происхождения (патологическое
развитие личности по невротическому типу,
психогенная инфантилизация);
· вследствие педагогической запущенн
ости.
Задержка психического развития
конституционального происхождения
—
гармонический психический и психофизический
инфантилизм. При данном варианте на первый план в
структуре дефекта выступают черты эмоциональной и
личностной незрелости. Инфантильность психики часто
сочетается с инфантильным типом телосложения, с
«детскостью» мимики, моторики, преобладанием
эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют
творчество в игре, эта деятельность для них наиболее
привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не
любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют
социальную, в том числе школьную адаптацию
Задержка психического развития
соматогенного генеза
. Возникает у детей с
хроническими соматическими заболеваниями сердца,
почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют
явления стойкой физической и психической астении, что
приводит к снижению работоспособности и формированию
таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут
в условиях ограничений и запретов, сужается круг
общения, недостаточно пополняется запас знаний и
представлений об окружающем. Нередко возникает
вторичная инфантилизация, формируются черты
эмоционально-личностной незрелости, что наряду со
снижением работоспособности и повышенной
утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня
возрастного развития
Задержка психического развития психогенного
генеза
.
При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих
факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере
ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям,
патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может
наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка
преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В
условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки,
неспособность к волевым усилиям, к труду.
В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие
личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и
агрессивность, истерические проявления, у других — робость, боязливость,
страхи, мутизм. При названном варианте задержки психического развития
на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой
сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной
регуляции поведения.
Задержка психического развития церебрально-
органического генеза
,
характеризующаяся первичными нарушениями
познавательной деятельности, является наиболее стойкой и
представляет наиболее тяжелую форму задержки
психического развития. Данная категория детей в первую
очередь нуждается в комплексной медико-психолого-
педагогической коррекции в условиях специальных классов
и дошкольных учреждений. По своей сути этот вариант ЗПР
нередко выражает пограничное с умственной отсталостью
состояние, что требует квалифицированного комплексного
подхода к обследованию детей.
Особые состояния формируются у детей и вследствие
педагогической запущенности
. В этих случаях у
ребенка с полноценной нервной системой, длительно
находящегося в условиях информационной и часто
эмоциональной депривации (дефицита полноценных
эмоциональных контактов со взрослыми), наблюдается
недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений.
Психологическая структура этого недоразвития и его прогноз
будут иными. В знакомых ситуациях такой ребенок будет
ориентироваться достаточно хорошо, динамика его развития в
условиях интенсивной педагогической коррекции будет очень
существенной.
Целью коррекционно-педагогической работы
с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях
дошкольного учреждения является формирование
психологического базиса для полноценного развития
личности каждого ребенка. Важно сформировать
«предпосылки» мышления: память, внимание, различные
виды восприятия, развить зрительные, слуховые, моторные
функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную
и творческую активность ребенка. Необходимо создавать
условия для становления ведущих видов деятельности. При
достижении этих целей возможна полноценная подготовка
к обучению в массовой школе.
ВНИМАНИЕ
Внимание -
психический процесс,
который обязательно
присутствует при
познании ребенком
мира и проявляется в
направленности и
сосредоточенности
психики на
определенных
объектах.
Причины нарушения внимания
:
из-за диффузного поражения КГМ возникает быстрая
истощаемость психических процессов, ведущая к быстрому
их утомлению и патологической инертности;
нарушение баланса между основными нервными
процессами;
недоразвитие медиобазальных отделов лобных долей
головного мозга;
недостаточная произвольная регуляция деятельности,
служащая причиной нарушения организованности и
аффективности поведения;
отклонения в развитии ВПФ (в т.ч. речи и мышления);
различные социальные факторы усугубляют нарушение.
В свою очередь недостаточность внимания влечет за
собой еще большую утомляемость, усугубляет нарушения
других ВПФ и регуляции деятельности
В психологии под ПАМЯТЬЮ понимают
психические процессы запечатления,
сохранения, последующие узнавание и
воспроизведение следов прошлого опыта, не
теряя при этом прежних знаний, умений и
навыков.
Виды памяти:
Зрительная (сохранение зрительного
образа)
Слуховая (запоминание разнообразных
звуков, музыки)
Двигательная (запоминание движений)
Эмоциональная (память на переживания…)
Онтогенез памяти
Произвольно запоминать дети начинают с 3- 4 летнего
возраста благодаря активному участию в играх, требующих
сознательного запоминания каких- либо предметов,
действий, слов, а также благодаря постепенному
привлечению дошкольников к посильному труду по
самообслуживанию и выполнению указаний и поручений
старших.
Дошкольникам свойственно не только механическое
запоминание, наоборот, для них более характерно
осмысленное запоминание. К механическому запоминанию
они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и
осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно -
логическая память развита ещё слабо, основное значение
имеет наглядно- образная и эмоциональная память.
МЫШЛЕНИЕ
Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР
прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному
усилию, необходимому для успешного решения поставленной
перед ними интеллектуальной задачи.
Одним из основных нарушений познавательного развития у
детей с задержкой психического развития является нарушения
мышления. У данной категории детей нарушены все виды
мышления, в особенности словесно-логическое.
С.Л. Рубинштейн «Мышление - это, по существу своему,
познание, приводящее к решению встающих перед человеком
проблем или задач» [4].
При наглядно-действенном мышлении решение задачи осуществляется с
помощью реального преобразования ситуаций наблюдаемого двигательного
акта.
Функционирование наглядно-образного мышления связано с
представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет
получить в результате преобразующей деятельности.
Словесно-дискурсивное (логическое) мышление характеризуется
использованием логических конструкций, функционирующих на основе
средств языка [3].
Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами
и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные
рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в
среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она появляется у старших
дошкольников в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум
два этапа. На первом ребенок усваивает значение слов, относящихся к
предметам и действия, научается пользоваться ими при решении задач, а на
втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и
усваиваются правила логики рассуждений.
Литература
1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС,
2004. - 136 с.
2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений [Текст] / Л.М. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
Л.В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
3. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника: Монография [Текст] / Н.Н. Поддьяков. -
М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л.
Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.
5. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Е.А.
Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М. :
Академия, 2001. - (Высшее образование). - 312 с.
6. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М.
Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.