Учебное заведение: МАОУ начальная школа - детский сад № 72
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Оригами – искусство далекое и близкое".
Описание:
Оригами сегодня активно внедряется в педагогическую практику, так как через привлекательную для детей деятельность способствует гармоничному развитию их личности. Этот вид искусства является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
«Оригами – искусство далекое и близкое».
Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок…
В.А.Сухомлинский
Квадратный листочек бумаги, ловкие, почти неуловимые движения
пальцев – и вот уже в руках появляется забавный зайчонок, непоседливый
щенок или кораблик, готовый к отплытию. Родившись много столетий назад,
оригами покорило сердца многих людей в разных странах мира. Каждый,
кто хоть раз складывал своими руками фигурки из бумаги или любовался
работами оригамистов, не будет отрицать, что в этом занятии есть что-то
особенное, магическое. Оригами – искусство воспроизведения целого мира
из нескольких листов бумаги.
В руках человека простая бумага оживает,
превращаясь в красочных птиц, загадочных зверей, волшебные цветы, а то и
героев из мира сказок. Ведь это волшебство, что один и тот же лист бумаги
принимает самые разнообразные облики. И в каждой фигурке ощущается
своя душа, свой характер, а при виде цветов даже начинаешь ощущать их
аромат, настолько точно и искусно все исполнено.
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Рис. 1 цветы к празднику, рис. 2 коллективная работа «Новогодний праздник»,
рис. 3 коллективная работа «Птицы на веках».
Дети от природы фантазийные и творческие личности. Они верят в
сказки и волшебство, дружат с феями и волшебниками. Часто их баловство,
бесшабашность происходят от того, что им просто скучно, и совершенно
нечем себя занять, а клокочущую внутри детского организма энергию
необходимо куда-то девать. Оригами для детей – замечательная возможность
не просто угомонить и увлечь малыша творчеством, но и дать возможность
ощутить себя маленьким чародеем, который может творить чудеса.
Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую
практику, так как через привлекательную для детей деятельность
способствуют гармоничному развитию их личности. Этот вид искусства
является не только увлекательным способом проведения досуга, но и
средством решения многих педагогических задач.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает
детей. Они овладевают приемами и способами действий с бумагой, такими
как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под
контролем сознания, способствует развитию мелких и точных движений
пальцев, как правой руки, так и левой. Это уникальное развитие тонкой
моторики и массажа кончиков пальцев, которое повышает их
чувствительность, делает их более ловкими. А так же происходит развитие
глазомера.
Оригами прекрасно стимулирует развитие памяти
и внимания у детей:
чтобы сделать поделку,
ребенок должен запомнить последовательность ее
изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и
более объектами, восстановить по памяти ранее увиденное (схему, чертеж,
модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы
для запоминания нужной операции.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного
мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями
(угол, диагональ, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно
происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения
наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значения
в практическую деятельность ( самостоятельное выполнение действий ).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру
труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги
маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой
сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир
цветов, птиц, животных и т.д.
И это далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное
искусство оригами.
Учитывая, что оригами процесс творческий, то и формы
проведения непосредственно образовательной деятельности разнообразны,
например: сказки-оригами, когда дети складывают фигурки и сочиняют
сказки. Или оригами и сказка, складываем сказочных персонажей с
последующей драматизацией. Это и совместные коллективные работы,
оформление различных панно. А так же викторины и презентации.
Работая с детьми по оригами следует планировать изучение
познавательного материала последовательно, от простого к сложному, чтобы
дети усваивали знания постепенно. Изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, это формирует у детей желание
выполнять предлагаемые виды деятельности, стремиться к достижению
результата.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи
окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно
перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетная формы общения педагога с детьми.
Рис.4
Рис. 4 творческая работа
Методы работы по ознакомлению с искусством оригами самые
разнообразные:наглядные, словесные, практические.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна тем, что
посредством этой деятельности у детей формируются важные качества
такие как: умение слушать воспитателя; принимать умственную
задачу и находить способ ее решения; развитие самоконтроля и
самооценки осознание собственных познавательных процессов.
Возможности детей в процессе освоения конструирования из бумаги по
техники оригами безграничны. Дети показывают свои неповторимые работы,
проявляют творчество, азарт, с удовольствием демонстрируют свои умения.
Взрослым, наблюдая за детьми, сложно удержатся и не попробовать сделать
что-нибудь самим.
Рис.5
Рис. 5 работа выполнена родителями
Маг, что придумал бумагу цветную – красную, желтуюи голубую,
Верил, наверное, что смогут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Литература.
1.Гарматин А. «Оригами. Красивые фигурки из бумаги» Владис – 2011 г.
2.Колганова Ю.С. «Самые изысканные модели оригами» АСТ, Астрель,
Полиграфиздат – 2010 г.
3.Мусиенко С., Бутылкина Г. « Оригами в детском саду». Обруч. Москва–
2010 г.
4.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка». «Академия развития»
Ярославль,1998 г.