Образовательная область. Познание. Формирование целостной картины
мира.
Области интеграции : Коммуникация, чтение художественной литературы,
социализация.
Тема: «Мы друзья природы».
Цель: Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к
окружающему природному миру.
Задачи: Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев,
взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце – свет, тепло,
почва, животные); уметь объяснить какую ценность преподносит дереву
подарок, развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать
эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, научить
видеть их красоту и неповторимость.
Предварительная работа : Изготовление подарков детьми для деревьев,
заучивание стихотворений, пословиц.
Ход занятия.
Вос –ль : Загадаю я вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше
занятие.
Вос –ль:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём! ( Лес)
- Отправимся в лес на прогулку. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами!
А какие могут быть в лесу чудеса?
Когда ты идёшь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой
Одно «Почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Вос –ль : А что такое природа?
Дети: Природа – это солнце, воздух, вода, камни, растения, животные,
человек, грибы.
Вос – ль : Природа бывает живая и неживая. Чем отличается живая природа
от неживой?
Дети: Всё живое дышит, питается, растёт, размножается, и умирает.
А неживая природа – это то, что сделано руками человека.
Вос – ль: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
Я буду называть объект живой или неживой природы.
Если я назову растение, то вы будете поднимать руки « Вы растёте»,
Если животное – прыгаете, а если объект неживой природы – то замираете на
месте.
Молодцы!
Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я
вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу.
В лесу хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я весёлый старичок.
Старичок – Лесовичок!
Вос – ль: Ну что, ребята, примем приглашение Старичка – Лесовичка?
Но прежде чем отправимся в путь, скажите мне ребята: Что такое лес?
Дети: Лес – это место, где растёт много деревьев и кустарников.
Вос – ль: А какие деревья вы знаете?
Дети: Тополь, ель, сосна, берёза, дуб, осина и т. д.
Вос – ль : Много разных деревьев вы назвали. А как их отличить? Какой лес
бывает?
Если в лесу растут только ели и сосны – это (хвойный лес)
А если растут деревья с листьями, то такой лес называется (лиственным).
А если в лесу растут и те и другие деревья, то такой лес будет называться –
смешанным.
Вос –ль : А чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по лесной тропинке.
(Появляется Старичок – Лесовичок).
Ст – Лесовичок : Здравствуйте, дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим
деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в
конце которого вас ждёт сюрприз.
Деревья на моей тропинке особенные, волшебные.
Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень
ждут. Старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не
узнаете ни одной тайны.
Итак, в путь! Желаю удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать.
Если вы сделаете всё правильно, то выйду ещё побеседую с вами.
Вос –ль : День наступает, природа оживает.
Солнышко встаёт – нам тепло даёт,
Мы собираемся – в добрый путь отправляемся
Друг на друга поглядим,
Улыбнёмся и за руки возьмёмся.
Вот мы и пришли с вами на лесную полянку.
(Путь к поляне преграждает сломанное деревце).
Ой, какое несчастье случилось с деревом!
Ветром дерево качало.
Ветром дерево сломало.
Ранка на его стволе,
И ветка на земле.
Кто же дереву поможет?
Приподнимем немного ствол
И заботливо потом
Обвяжем его бинтом.
Ствол поправился почти,
Будет деревце расти.
Реб: Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля, и реки
Чтоб сохранилось всё навеки.
Вос – ль : А как называется это дерево?
Дети: Берёза.
Вос – ль : Наша белоствольная красавица берёзка нравиться всем, это дерево
считается – символом силы, здоровья. Особенно красивы наши берёзы во
время цветения.
Реб: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(В.Рождественский)
Реб : Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявая пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косички.
Вос – ль: Ребята, а ведь мы с вами приготовили для деревьев подарки,
давайте мы их им вручим.
Дети: Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей –
птиц.
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит
тебя.
- Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя.
- Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листиках, пусть украсит
тебя своим ярким нарядом.
- я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасёт от
гусениц.
- Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она
будет кормить тебя.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревает тебя,
помогает листикам окраситься в зелёный цвет.
Вос – ль: Молодцы, ребята! Деревья благодарят вас - послушайте как.
(грамзапись «Шум леса»)
Вос – ль: Дальше по тропиночке пойдём,
Много интересного найдём.
Смотрите, паук. Как называется его сеть? А паук – это насекомое или нет?
Дети: Нет. У него восемь ног и нет крыльев.
Вос – ль : Для чего им нужна паутина?
(Чтобы ловить насекомых, они ими питаются).
Пауки нужны природе, поэтому не рвите паутину и не уничтожайте пауков,
они полезны.
- Идём дальше. Вот наш знакомый муравейник.
- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из
мелких веточек, кусков коры, а укрепляют его землёй. У муравьёв много дел!
Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых.
Там, где много муравьёв, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому
муравейники разрушать нельзя.
Вос – ль: А вот и наш водоём. Давайте посмотрим, что есть в нём.
А рядом альпийская горка. Какие знакомые вам растения здесь растут?
(одуванчик, подорожник).
Продолжим наше путешествие по экологической тропе.
Ребята, посмотрите, нитка натянута на деревья. Наверное старичок –
Лесовичок хочет нас куда –то направить.
(Дети держатся за ниточку, и все выходят к поляне, садятся на пенёчки).
Вос – ль: Ребята давайте немного отдохнём и расскажем пословицы о
природе и о лесе.
-«Лес и вода – родные брат и сестра»
-«Лес видит, а поле слышит»
-«Лес да вода поле красят»
-«Возле леса жить, голода не видать»
-«Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте»
-«Кто природу губит, тот свой народ не любит»
-«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить»
-«Растение – земли украшение»
-«По лесу ходи, под ноги гляди»
-«Лес не школа, а всех учит»
Ну а вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Вос – ль: Вот и кончается, ребята наше путешествие. Я хочу, чтобы, уходя из
леса, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько
захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не
болеть. Давайте попрощаемся с лесом, нам пора возвращаться в детский сад.
Лес дремучий, до свидания!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
( Появляется Старичок – Боровичок).
Стар – Боровичок : Ну, что ребята , закончилось ваше путешествие.
Понравилось вам? А что больше всего понравилось? ( Выслушивает ответы
детей). А теперь - мой сюрприз!
Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты?
В моём царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве
выросли эти волшебные плоды!
На прощание, ребята, оставляю вам деревце. Посадите его у себя на участке и
ухаживайте за ним.