Напоминание

"Нетрадиционные формы проведения прогулок в ДОУ".

Автор: Крайнова Юлия Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №21

Населённый пункт: г.Кстово

Наименование материала: консультация

Тема: "Нетрадиционные формы проведения прогулок в ДОУ".

Описание:

В материале рассмотрены различные виды тематических прогулок в детском саду, как нетрадиционные формы проведения отдыха и развлечения на открытом воздухе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2450

Опубликовано 26.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми. Все это, благотворно сказывается на здоровье ребенка, а так же его физическом и умственном развитии. Правильно организованная прогулка является залогом всестороннего развития ребёнка, поэтому особое значение имеет качественная подготовка педагога к её проведению. Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. Проведение прогулки в детском саду – это такая же часть учебно- воспитательного процесса, как и занятия в группе, с той лишь разницей, что проходит она в более свободной форме, что дает возможность детям сбрасывать эмоциональное и умственное напряжение. Выделяют следующие структурные элементы прогулки:  наблюдение;  двигательная активность детей на прогулке (подвижные игры);  трудовые поручения;  индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;  самостоятельная деятельность детей. Наряду с традиционной структурой прогулок можно проводить тематические прогулки. Прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе. Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. В методике проведения прогулок определены пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции. Понятно, что ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Планируя прогулку, педагог должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть
возможности оздоровительного эффекта, не только в физическом, но и в психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания. Наряду с традиционными формами проведения прогулок предлагаются новые виды тематических прогулок:
прогулки-походы, развлекательные

прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и трудовые

прогулки.

Прогулки-походы
представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Считаю, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность.
Развлекательные прогулки с персонажем
направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их могут быть разнообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулка-событие
посвящается определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятия определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки
направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках- трудовые акции
преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации форм труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями,
кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда- это результат совместной работы всех. Мне хотелось бы более подробно разобрать организацию и проведение тематических прогулок-развлечений, как наиболее интересный и доступный вид прогулок в ДОУ. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения лежит определенная идея. Прогулки – развлечения могут быть чрезвычайно разнообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашка, Фиксики и др.герои из мультфильмов. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша – следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить что-либо, например, кормушку. Главная цель прогулок развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности. Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают. Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказоч ные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки. Вариантов использования персонажей на про гулке множество. Например, по всему участку мож но расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновремен но). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут ко го-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежон ка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени ре комендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса
появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д. Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радо стью. Те, кто смотрит детский телека нал «Карусель», познакомились с геро ем - Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о прави лах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность». Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка, Смурфик и Гаргамель и др.), так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети рас- скажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключе ний или отправиться всем вместе в новые.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-

персонажи (резиновые, бибабо и др.)
по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет до полнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, само - стоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.
В группе старшего дошкольного возраста
лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педа гог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти Олимпионик, который, расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать спортивную площадку, научит элементам новых игр. Прогулка с персонажем близка сценарию про ведения досуга на свежем воздухе, но не ограни чена жесткими временными рамками . По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанни ков может заниматься самостоятельной игровой деятельностью. Прогулки с персонажем должны заранее плани роваться, а их сценарии детально продумываться.


Яндекс.Метрика