Напоминание

Педагогическая диагностика по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста

Автор: Еникеева Марина Евгеньевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 188

Населённый пункт: город Екатеринбург

Наименование материала: Диагностическая книжка "Путешествие с Незнайкой по Литературной стране" и методические рекомендации по проведению педагогической диагностики

Тема: Педагогическая диагностика по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста

Описание:

В данном материале представлена авторская диагностическая книжка для использования в педагогической диагностике детей старшего дошкольного возраста по литературному развитию и даны методические рекомендации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=25

Опубликовано 18.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Диагностическая книжка

«Путешествие с Незнайкой по Литературной стране»

и методические рекомендации

по проведению педагогической диагностики детей старшего

дошкольного возраста по литературному развитию

АВТОР: Еникеева М.Е.,

Воспитатель ВКК,

МБДОУ № 188,

г. Екатеринбург
На современном этапе развития общества литературное развитие детей дошкольного возраста является важнейшим направлением. Формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства и воспитание в ребенке грамотного читателя – основная цель литературного развития дошкольников. Для того чтобы правильно выстроить педагогу свою работу по литературному развитию детей необходимо проводить педагогическую диагностику умений и знаний дошкольников. Мы предлагаем использовать в работе диагностичекую книжку. Уважаемые педагоги ДОУ предлагаемая диагностическая книжка дополняет и продолжает компоненты диагностики по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. Данная диагностическая книжка адресована педагогам ДОУ и детям. При разработке книги и заданий мы использовали наработки авторов программы «Детство» и свои собственные. Для оформления и насыщения книжки использовали картинки из интернет - ресурса (player.myshared; nachalo4ka; images.yandex и другие)
Особенность этой книжки в том, что педагогическая диагностика проходит: во-первых, в игровой форме; во-вторых, рассматривая страницы книги, ребенок не только слушает вопрос или задание педагога, но и видит на картинках какие-то моменты; в-третьих, педагогическая диагностика может проводиться в разное время, в разные дни, как удобно для ребенка и педагога; в-четвертых, после диагностики данная книжка может быть предоставлена детям для самостоятельного рассматривания, игр и т.п. Педагогическая диагностика осуществляется 2 раза в год (начальная и итоговая) с использованием диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» и диагностической книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране» № 2 соответственно. В книжках предоставлены аналогичные задания, чтобы у детей не пропал интерес. В методических рекомендациях даны критерии оценки показателей по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста. Несколько советов, как работать с диагностической книжкой: 1.Картинки непосредственно адресованы ребенку. Он их может рассматривать; 2.Текстовая часть адресована взрослому. Взрослый читает текст от лица героя Незнайки; 3.Путешествует ребенок на разном транспорте (автомобиль, самолет, воздушный шар, паровоз, вертолет), поэтому ребенку нужно дать возможность рассмотреть соответствующую картинку, поддержать игровое настроение. 4. Если какое-то из заданий вызывает у ребенка затруднение, взрослый может помочь, выполнить задание вместе! Надеемся, наши рекомендации по проведению диагностики и диагностическая книжка (страницы книжки расположены в приложении № 1 и № 2, картинки можно увеличить и распечатать) будут полезны. Желаем успехов!

Педагогическая диагностика по теме «Литературное развитие детей».

Цель:
выявить уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности литературного опыта детей. 2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей. 3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров. 4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в творческой деятельности.
Диагностики по теме «Литературное развитие детей старшего

дошкольного возраста»

1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии

литературных произведений.

Метод диагностики:
наблюдение, беседа.
Цель:
выявление эмпатийных проявлений детей в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов.
Процедура организации и проведения.
Наблюдение за особенностями сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов проводится по ходу и после прочтения доступного возрасту литературного произведения. Детям читаем рассказ В.Осеевой «Почему?» и наблюдаем, как они его воспринимают, после чтения задаем вопросы: -О ком этот рассказ? -Кому ты больше всего сочувствуешь в нем? Почему? -Почему мальчик не сказал всю правду сразу, а разбудил маму ночью? -Почему мама не бранила мальчика и даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не собака Бум? -Почему Бума выгнали на дождь во двор, а позже впустили и обласкали?
Уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений оценивается по следующим параметрам: 1. особенности эмоционального отклика на неблагополучное/ благополучное состояние персонажа; 2. особенности понимания и восприятия эмоций и чувств персонажа; 3. содействие персонажу.
Подсчет результатов включает следующие критерии:

Критерии

Показатели уровня

Уровень (в

баллах)

1.Особенности

эмоционального

отклика на

неблагополучное/

благополучное

состояние персонажа
Самостоятельно замечает, выделяет и дифференцирует чувства и эмоции персонажа Высокий 3 балла проявляет неустойчивое внимание и интерес к эмоциям и чувствам персонажа Средний 2 балла эмоционально откликается при обращении внимания, объяснении взрослого Низкий 1 балл безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций) 0 баллов
2. Особенности

понимания и

восприятия эмоций и

чувств персонажа
демонстрирует умение правильно распознавать эмоциональное состояние даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений Высокий 3 балла активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии: использует выразительные движения, мимику, пантомимику, голосовые реакции (обращение, обсуждение при восприятии ситуации), Средний 2 балла выражает свои чувства путем подражания Низкий 1 балл демонстрирует безучастие (связанное с отсутствием понимания эмоций) 0 баллов
3. Содействие

персонажу
активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, использует: высказывания, словесные инструкции, внешние действия Высокий 3 балла проявляет заинтересованность, желание выразить свое отношение, оказать влияние на ситуацию, однако демонстрирует отсутствие владения способами проявления содействия Средний 2 балла использует репродуктивные эмоциональные реакции (подражая другим) Низкий 1 балл
Таким образом, суммарный итог по 1 исследованию: Высокий уровень – 8 - 9 баллов, Средний уровень – 5 - 7 баллов, Низкий уровень - до 4 баллов.
2. Изучение умений художественно-речевой деятельности детей
Для проведения педагогической диагностики по изучению художественно-речевых умений детей предлагается книжка «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране». Путешествуя по Литературной стране (перелистывая страницы книжки), ребенок выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, проходит «испытания», помогая Незнайке. При необходимости проведение диагностики может проходить в разные дни (путешествуя по страницам книжки). Исследуются: 1. Наличие литературных предпочтений 2. Знание литературных жанров 3. Объем литературного опыта 4. Творческие речевые умения.
Инструкции:

Задание 1.
Остановка «Мир книг» (Задание 1) Незнайка знает, что есть на свете много разных книг. Расскажи, какие книги ты знаешь. А какие книги твои самые любимые? Почему? А любишь ли ты стихи? Какие стихи тебе нравятся? Почему?
Задание 2.
Остановка «Литературные жанры» (Задание 2) Незнайка хочет загадать тебе загадку. Слушай внимательно, получится ли у него настоящая загадка: Я люблю свою лошадку, Причешу ей хвостик гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Получилась ли у Незнайки загадка? Почему это не загадка? А что это?
Однажды Незнайка услышал 2 истории. Послушай их внимательно и подскажи Незнайке это отрывки из сказки или рассказа (текст представлен в книжке) Почему ты так думаешь? Чем рассказ отличается от сказки?
Задание 3.
Остановка «Отгадай загадку» (Задание 3) Помоги Незнайке отгадать загадки. Почему ты думаешь, что твоя отгадка подходит к загадке?
Задание 4.
Остановка «Прочти стихотворение» (Задание 4) Какие стихи ты знаешь? Прочти стихотворения!
Задание 5.
Остановка «Расскажи отрывок из любимого произведения» (Задание 5) Незнайка хочет послушать, как ты умеешь рассказывать любимое произведение (сказку).
Задание 6.
Остановка «Назови детских писателей» (Задание 6) Незнайка любит произведения Корнея Ивановича Чуковского, а каких детских писателей ты знаешь еще?
Творческие речевые умения
:
Задание 7.
Остановка «Придумай загадку» (Задание 7) Помоги Незнайке придумать загадку.
Задание 8
. Остановка «Придумай рифму» (Задание 8) Помоги Незнайке подобрать рифму.
Задание 9.
Остановка «Объясни выражения» (Задание 9) Помоги Незнайке в стихотворении найти красивые выражения и объяснить их. Читает стихотворение С.Есенина: Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. И заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. Как ты понимаешь выражения «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне», «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»? Молодец! Ты помог Незнайке выполнить задание! Воспитатель фиксирует успешность выполнения заданий и оценивает их результаты по разработанным критериям и представленным уровневым характеристикам.
Изучение умений художественно-речевой деятельности детей

оценивается по следующим критериям и параметрам:

Критерии

Показатели

Уровень

(в баллах)

1. Наличие

литературных

предпочтений
Имеет любимые литературные произведения, правильно называет виды книг Высокий 3 балла Ярких литературных предпочтений нет, называет некоторые виды книг Средний 2 балла Нет любимых произведений, виды книг называет с помощью взрослого Низкий 1 балл
2. Знание

литературных

жанров
Различает основные литературные жанры, свободно может объяснить различия Высокий 3 балла Затрудняется в различении близких жанров: путает стихи и загадки, рассказ и сказку Средний 2 балла Не различает жанры поэзии и прозы Низкий 1 балл
3. Объем

литературного

опыта:

1) отгадывание

загадки;

2) чтение

стихотворения;

3)

рассказывания

произведения;

4) называние

детских

писателей.
С удовольствием отгадывает загадку, объясняет отгадку; знает и читает выразительно любимые стихи; может рассказывать самостоятельно, эмоционально, использует авторские средства выразительности; называет 3 -4 писателей и поэтов Высокий 10 - 12 баллов Загадки знает и пытается отгадать, с небольшой помощью объясняет отгадку; при рассказывании схематично передает сюжет произведения, не очень эмоционально, слабо использует средства выразительности; называет 1 -2 писателей и поэтов Средний 5 - 9 баллов Отказывается отгадывать загадки; не может прочесть стихотворения; затрудняется в самостоятельном рассказывании, может рассказать по вопросам взрослого; не может назвать ни одного автора Низкий До 4 баллов

4. Творческие

речевые

умения:

1) придумай

загадку;

2) придумай

рифму;

3) объясни

выражения
Самостоятельно и легко сочиняет образную ритмически организованную загадку; чувствует и создает рифму быстро и уверенно; чувствует красоту поэтического стиха, объясняет все образные выражения, проявляя творчество и используя средства выразительности Высокий 8 - 9 баллов Самостоятельно придумать загадку не может, только с помощью взрослого; может придумать рифмы к словам; объясняет 1 - 2 образных выражения Средний 4 - 7 балла Не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку); ошибается в договаривании рифмующих строк; не может объяснить образные выражения Низкий До 3 баллов
Общий итог:

Высокий – 22 - 27 баллов;

Средний – 10 - 21 балл;

Низкий – до 9 баллов

Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах

и об иллюстраторах детских книг.

Методы:
игровое задание, беседа Исследуются следующие критерии: 1. Представления детей о значении иллюстраций в книгах; 2. Знание и узнавание персонажей детских произведений; 3. Представления детей об иллюстраторах детских книг. Путешествие Незнайки по Литературной стране продолжается.
Задание 1. Выяснить представления детей о значении

иллюстраций в книгах
Остановка «Картинки в книжке» (Задание 10) Расскажи Незнайке, почему в книжке нужны картинки. А рисовал ли ты когда-нибудь сам картинку к сказке?
Задание 2. Персонажи детских произведений на иллюстрациях
Остановка «Персонажи произведений» (Задание 11) Назови персонажей произведений (узнай по картинке).
Задание 3. Выяснить представления детей об иллюстратора

детских книг
Остановка «Иллюстраторы детских книг» (Задание 12)
Расскажи Незнайке, кто такие иллюстраторы книг. Каких иллюстраторов книг ты знаешь?
Подсчет результатов включал определенные критерии:

Критерии

Показатели уровня

Уровень

(в баллах)

Представления

детей о значении

иллюстраций в книгах
Понимает и аргументировано объясняет значение иллюстраций в книге, имеет значительный опыт рисования по литературным произведениям (более 3 рисунков) Высокий 3 балла Дает общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеет ограниченный опыт рисования по литературным произведениям (вспоминает 1 рисунок) Средний 2 балла Определяет только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не может; отрицает опыт рисования по литературным произведениям Низкий 1 балл
Персонажи

детских произведений

на иллюстрациях
Сразу узнает персонажей произведений, называет их, говорит из какого произведения Высокий 3 балла Узнает персонажей произведений, называет, но затрудняется назвать из какого произведения Средний 2 балла Называет персонажей с помощью взрослого, отвечает не уверенно. Низкий 1 балл
Представления

детей об иллюстратора

детских книг
Называет 2-3 иллюстраторов книг, может назвать к каким книгам, произведениям были иллюстрации Высокий 3 балла Называет 1 иллюстратора детских книг, но может вспомнить, к каким произведениям они писали иллюстрации Средний 2 балла Не называет иллюстраторов детских книг, с помощью называет произведения, к которым были написаны иллюстрации Низкий1 балл
Выяснить представления детей о театре и изучить умение детей

использовать литературный опыт в самостоятельной творческой

деятельности

Методы диагностики:
1. игровое задание с использованием книжки «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране». 2. наблюдение.
Исследуются: 1. Представления детей о театре 2. Умения детей использовать литературный опыт в самостоятельной деятельности.
1. Представление детей о театре
Остановка «Театр» (Задание 13) Расскажи Незнайке о театре. Какие виды театров ты знаешь? Нравится ли тебе играть в группе? Какие роли тебе нравится исполнять? Какие виды игрушечных театров тебе больше нравятся? Расскажи Незнайке, как стать артистом, как сыграть роль. Вот и закончилось наше путешествие по Литературной стране! Молодец! Помог Незнайке стать «грамотным читателем»!
2. Наблюдение за умениями детей использовать литературный

опыт в самостоятельной деятельности
Наблюдение проводится в естественных условиях и по предложению взрослого разыграть сюжет любимого произведения (подгруппа детей).
Подсчет результатов включает
определенные критерии:
Критерии

Показатели уровня

Уровень



баллах)

1.

Представление

детей о театре
У ребенка глубокие представления о театре, он (на доступном уровне) знает назначение театра, знаком с устройством здания театра, с деятельностью людей, работающих в театре, жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и т.д.), проявляет избирательный интерес к определенному виду театрализованной игры, может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли. Высокий 3 балла Ребенок имеет общие представления о театре, его устройстве и людях, работающих в нем, акцент делает на роли артиста в театральном спектакле. Имеет интерес к театрализованным играм, предпочитает определенный вид игры (режиссерская или драматизация). При помощи взрослого может рассказать об этапах подготовки к исполнению роли. Средний 2 балла
У ребенка имеются недостаточные, фрагментарные знания о театре, не может самостоятельно выделить виды театра, рассказать о подготовке к исполнению роли. Низкий 1 балл
2. Умение детей

использовать

литературный

опыт в

самостоятельно

й деятельности
Часто разыгрывает сюжеты любимых произведений, активен и самостоятелен в выборе содержания игр в поиске способов выражения образа героя. Проявляет творчество, стремится к импровизации Высокий 3 балла Иногда разыгрывает сюжеты произведений, умения театрализованной деятельности развиты на разных уровнях, зависят от внешних условий. Ребенок сразу включается в театрализованную игру, без предварительного обдумывания. Проявляет умения использовать средства невербальной и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, реже - для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. Средний 2 балла Проявляет положительное отношение к театрализованным играм, но редко в них играет. Интерес к театрализованной деятельности не устойчив, недифференцирован, немотивирован. Умения театрализованной деятельности находятся в стадии становления. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринять содержание, сюжет и образы героев. В игре -драматизации создает простой «типичный» образ, выбирая героев животных из хорошо знакомых простых сказок. Характерно маловыразительное исполнение роли. Низкий 1 балл
Общий суммарный итог диагностики по теме «Литературное

развитие детей старшего дошкольного возраста» оценивается по

критериям:

Количество баллов

Уровень
46 - 51 Высокий 24 - 45 Средний До 23 Низкий При проведении педагогической диагностики в конце учебного года детям предлагаются аналогичные задания тем, которые использовали в начале года (см. Приложение № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Диагностическая книжка для детей старшего дошкольного

возраста «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране»

1



2



3



4



5



6

7



8



9



10

11

12

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Диагностическая книжка для детей старшего дошкольного

возраста «Путешествие с Незнайкой по Литературной стране № 2»

2

3




4

5

6

7

8

9



10



12

13

14

15

16

17

18


19

20

21

22

23

24



Яндекс.Метрика