Проект предназначен для осуществления в старшей и подготовительной к школе группах, его содержание охватывает несколько разделов по тематическому принципу.
Автор:
Силакова Наталья Михайловна, воспитатель высшей
квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного
автономного учреждения детского сада № 12 «Колокольчик»
общеразвивающего вида (МДОАУ) г. Зеи Амурской области.
Форма: познавательный-исследовательский проект
Цель: Формирование у детей чувства гордости, патриотизма и любви к
своей малой Родине.
Задачи:
o
Расширять знания детей об истории родного края,о социально-значимых
объектах города;
o
Формировать у дошкольников чувство сопричастно
сти ко всему, чем
живет город;
o
Воспитывать интерес к традициям и обычаям родного края.
Человек является, прежде всего,
сыном своей страны,
гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его
интересы.
В.Г.Белинский
Сколько песен сложено,
Зея, о тебе!
Радость преумножила
Ты в моей судьбе!
Так же как сегодня.
Как вчера—всегда
Ты частица Родины,
Ты моя звезда!
Проект
«Я знаю, город будет»
создан в сотрудничестве с детьми,
педагогами детского сада, родителями, администрацией ДОУ, работниками
музеев и других социальных объектов города. Реализация проекта включает
несколько этапов и рассчитана на два года.Проект предназначен для
осуществления в старшей и подготовительной к школе группах, его содержание
охватывает несколько разделов по тематическому принципу.
Методика работы с детьми в рамках проекта «Я знаю, город будет»
разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту
дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают
музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы
и сказки.
Для оформления результатов работы в группе сделали
корзину-
копилку для коллекции детских рисунков, творческих работ ребенок-взрослый,
поделок, поздравительных открыток или телеграмм для города, пожелания,
которые составляются по результатам исследований.
Работа над проектом показала, что стали более дружелюбными
партнерские отношения, появилось умение решать проблемные и
межличностные ситуации. Коллективная работа детей и взрослых дала им
возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее
дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический
смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью, формирует начальные навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,
творчество, умение планировать работу в коллективе, что способствует
успешному обучению детей в школе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I
этап:
а)
Сбор информационного материала (книги, фотографии, иллюстрации и
т.д.) о городе Зее.
б)
Встреча с работником музея золотодобычи. Обзор - беседа об
участникахВОВ.
II
этап:
а)
Организация центра по нравственно-патриотическому
воспитаниюдошкольников в ДОУ.
б)
Неделя нравственно-патриотического воспитания среди детских садов
города.
в)
Праздник «С днем рождения, Зея» (для педагогов города).
III
этап:
а)
Проведение экскурсий, целевых прогулок, интегрированных занятий,
наблюдений, сюжетно-ролевых игр, бесед, встреч с известными людьми
города, направленных на формирование любви к родному городу и
интереса к прошлому и настоящему родного края.
б)
Оформление фотоальбома «Где мы бывали, что мы видали».
IV
этап:
а)
Организация творческой деятельности всех соавторов проекта.
Проведениеконкурсов рисунков, плакатов, рассказов, макетов, альбомов,
гербариев и т.д. по темам:
-
Природа родного края
-
Исторические корни моей семьи
-
Старая фотография
-
Памятный день моего города
-
Достопримечательности города Зеи
-
Мои друзья
-
Наша группа
-
Мой любимый уголок в городе
б)
Открытое занятие для педагогов города «Я - гражданин» (Приложение 1)
в)
Проведение театральной недели среди групп ДОУ «Сказка ложь, да в ней
намек...».
V
этап:
а)
Оформление книжки - малышки «Про нас - для вас».
б)
КВН «Лучше нет родного края...».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Структурной единицей разделов является неделя, представляющая собой
самостоятельный и законченный фрагмент освоения той или иной темы.
Такая структура реализации проекта позволяет ребенку получить систему
начальных знаний о том или ином объекте.
Раздел 1. Я - гражданин
Темы:
-
Я и моя семья
-
Мой организм и из чего он сделан
-
Я и мои игрушки
-
Я и люди на Земле
-
Мои права и обязанности
-
Азбука и правила горожанина
-
Бабушка любимая моя
-Знакомство с декларацией прав человека. Право на имя, гражданство, на
жизнь, семью, на понимание и любовь со стороны родителей и т.д.
-
Сделал дело - гуляй смело
-
Я и общество
-
Питание, отдых, здоровье, болезнь
-
Я и мое имя
Решение задач первого раздела способствуют формированию у ребенка
положительного самоощущения и положительного отношения к окружающему;
развитию коммуникативной компетенции ребенка и формированию у него
социальных навыков.
Раздел 2. Мир вокруг и внутри города
Темы:
-
Герб города
-
Где в городе природа?
-
Зеленое и синее на карте города
-
Зачем идем в музей
-
Где в городе живут волшебники
-
Ритм жизни в городе и деревне
-
Что такое домашний очаг?
-
Чем известен наш город
-
Мир ребенка в городе и деревне
-
Книга в жизни ребенка
-
Птицы нашего города
-
Земля, космос, природные явления
-
Вдоль по улице пешком
-
Дом и его хозяин
-
Улица Садовая
-
Мамы и папы разных профессий
-
Зачем нужны вода, воздух
Темы второго раздела составлены на основе бесед по нравственному
воспитанию, в которые входят игры, этюды, упражнения по психогимнастике,
обыгрывание сюжетов и т.д. Это помогает раскрепощению и объединению
детей. Развивает творческие способности, формирует этические представления,
развивает эмоциональную, двигательную и речевую сферы.
Раздел 3. Город в наследство
Темы:
-
Как город с водой сражался
-
Как в город приехали волшебники - энергетики
-
Как город на поселки разделился
-
Как город памятниками украшался
-
Известные люди города
-
Дождь в городе
-
Деловая жизнь
-
Культурный центр «Энергетик»
-
Как город лечат
-
День рождения города
-
Рукотворный и нерукотворный мир
-
Хозяева и хозяюшки
-
Дерево добра
-
Никто не забыт - ничто не забыто
Изучение содержания тем третьего раздела обогащает жизненный опыт,
воспитывает чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что
происходит вгороде, сопричастности к этому. Формирует умение
ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении, и отражать
это в своей действительности.
Полученные знания дети используют в играх, повседневной жизни, в
творческой сочинительской и продуктивной деятельности.
Для развития сенсорного опыта, творческого взгляда на предметы и
явления в свободное время, на прогулках проводим специальные игры.
В
игре «Чем пахнет береза в разное время года»
у детей
активизировались чувственные представления.
В игре «На что это похоже?» дети рассматривают несколько фотографий с
изображением видов Зеи, затем с помощью сравнения
«Это похоже на ...»
придумывают загадку описания объекта. (Наиболее яркое поэтическое
сравнение придумала Кристина
(здание Зейской ГЭС ночью) «Похоже на
огнедышащего дракона из сказки, который стоит по пояс в воде и сверкает
огромными глазами, кажется, что из его пасти сейчас выплывут
удивительные корабли»).
При проведении игры
«Спланируй город» , использовали карту города,
карточки с изображением городских объектов, деревьев, кустарников и т.д.
Дети решали задачу экологизации города. Нужно было вывести вредные
производства за черту или окраину города, устроить осветительную систему,
обратить внимание на эстетическое оформление города.
В игровом занятии «Зейские разговоры» дети придумывали и обыгрывали
сценку-разговор, который можно подслушать в городе, если немного
пофантазировать: кто с кем может разговаривать (например:
снежинка с
березой, воробей с кошкой, река и мост, скамейка и фонтан и др .), представить
себя одним из персонажей.
Такие игры, как:
«Где находится памятник?»
«Где находится площадь?»
«Узнай по описанию»
«Знатоки Зеи»
«Кто подберет больше слов»
«Найди отличия» и т.д.
совершенствуют умения детей ориентироваться на схеме-карте, закрепляют
знания детей о достопримечательностях города, активизируют мышление,
воображение, память, фантазию, связную речь.
Творческие задания и игры подготавливают детей к самому сложному
заданию – созданию рассказов и сказок о городе. В рассказах и сказках
прослеживается результат предшествующей работы. «Сочинители» показали
свои знания о достопримечательностях и социальнозначимых объектах города
Зеи. Наиболее яркими по содержанию и форме получились
сказки по теме
«Необычные приключения Воздушного Шарика в Зее» :
«Жил был в одном чистом городе Воздушный Шарик. Он был очень
любопытным. Однажды теплым весенним днем Воздушный Шарик полетел к
реке и увидел, огромного змея по которому ездили машины и ходили люди.
Воздушный Шарик очень удивился и подумал, что надо у кого-нибудь узнать
про этого чудо-змея».
«С Воздушным Шариком все время происходило, что-то необычное.
Однажды он подлетел к фонтану и не увидел красивых брызг и детей. Было
очень холодно, дул сильный ветер и Воздушный Шарик подумал: «Наверное,
пришла осень»».
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МАЛОЙ РОДИНОЙ
Игра «Где находится памятник, стелла?»
Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться на карте-схеме
города, закреплять знания о памятниках, стелах города.
Материал: Карта-схема города Зеи, флажки для обозначения памятников,
открытки или фотографии с изображением памятников.
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного,
запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о
достопримечательностях города Зеи.
Примеры фраз для продолжения. Наш город называется... Жителей нашего
города называют... Наш детский сад называется... Наш город делится на
поселки... В реке Зея водятся...
Игра: «Найди отличия»
Цель: Формировать умение сравнивать характерные особенности старого и
современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном
городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Игра: «Зейские загадки»
Цель: Закреплять знания детей о достопримечательностях Зеи, развивать
воображение, фантазию, память.
Игра: «Площади города»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на карте-схеме. Развивать
монологическую речь, пополнять активный словарь детей.
Приложение 1
Я – ГРАЖДАНИН
(конспект НОД в старшей группе)
Цель: Дать детям знание о том, что существует закон, который их
охраняет. Он назван «Декларация прав ребенка». Никто не может
нарушать их права. Права одного человека не могут и не должны
нарушать права других людей.
Задачи: Формировать умение передавать свое эмоциональное
состояние словами.
Совершенствовать речевую активность, умение подбирать слова-
синонимы (грустный, печальный, обиженный, одинокий, плаксивый).
Развивать фантазию.
Воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание.
Ход мероприятия:
Сегодня день особенный, первый день зимы. Я поздравляю всех с
наступлением зимы.
Игра «Снежинки» (превратились в снежинки, покружились и тихо на
землю опустились).
Стихотворение «Одиночество» А. Барто.
«Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем.
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь с взрослыми!
Буду жить один в лесу
Земляники запасу
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется!
Мне, как и папе, по душе
Одиночество
Пруд, заглохший, я найду
В чаше спрятанный
Разговоры заведу с лягушатами
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске
Только я же — футболист
А играть - то не с кем
Хорошо жить в шалаше
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу
Разошлю открытки всем
Приходите насовсем!»
Вопросы для обсуждения
-
Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало на душе одиночество?
-
Почему ему захотелось остаться одному в лесу?
-
Бывает ли у вас такое настроение?
-
Почему оно у вас появляется?
-
По какой причине?
-
Погрустили немного, а теперь вокруг себя покружитесь, и друг другу
улыбнитесь.
Этюд «Улыбка»
- Улыбнитесь, как кот на солнышке, как хитрая лиса, улыбнитесь от всей души.
-
Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад. И сразу
появились главные вопросы: что могут люди делать, а что не могут, что
обязаны, а что не обязаны, на что имеют право.
Стали люди искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга
«Всеобщая декларация прав человека», в которой записано, что люди должны
делать, чтобы жить в мире и согласии. А, заботясь о детях, написали еще одну
книгу-конвенцию о правах ребенка. И сегодня мы поговорим о ваших правах,
(показ книг).
У русского народа символом счастья и правды всегда была жар-птица. Вот
такая птица и залетела к нам в детский сад и принесла веточки о ваших правах.
На поиски счастья в сказках всегда отправляли добрых молодцев. У нас
отправится Илюша (приносит карточку от жар-птицы). Чтобы жар-птицу не
спугнуть, брать карточку слева.
Важнейшее право на имя. Каждый ребенок имеет право на имя. (Плач
младенца).
- Кто это плачет?
С таким плачем рождаются все дети (показ фотографий младенца).
-
Эти дети похожи друг на друга? Их очень трудно отличить друг от друга.
Имен у них нет, поэтому в больнице детям надевают на ручки вот такие
бирочки с цифрами (1,10,33).
- Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой?
Поэтому ребенку дают имя и записывают в свидетельство о рождении, первый
документ (показ свидетельства).
Игра «Назови друг друга ласково»
- Очень вежливо и ласково все называли друг друга, и, конечно же, недопустимо
называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушение его права
на имя.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1.
Мама меня называет...
2.
Папа меня зовет...
3.
Я люблю, чтобы меня называли...
4.
Мое полное имя...
5.
Моя фамилия...
Принести второе послание.
Ребенок имеет право проживать вместе со своими родителями, имеет право
на любовь и понимание со стороны семьи.
- С кем вы живете?
- Как, назвать одним словом?
Дидактическая игра «Родственники»
- Как зовут маму твоей мамы?
- Как зовут дочку (сына) твоей мамы?
- Как зовут сына твоего дедушки?
Дидактическая игра «Зачем?»
-
Зачем вам нужна мама, папа, бабушка, дедушка?
-
Зачем вы нужны
родителям? Зачем тебе
нужны брат, сестра?
Игра «Мамины помощники»
Маму я свою люблю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с рук я отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.
Давайте пофантазируем: вы уже взрослые люди. Какую, семью вы хотели бы
иметь? (Смоделировать дом-семью). Составьте, модель своего дома-семьи.
(Песня «Родительский дом»).
И расскажите:
-
Почему выбрали эту модель дома?
-
Как выглядит ваш дом?
-
Кем заселили?
-
Как будете жить в нем?
Пословицы о доме, семье, Родине, труде.
-
Человек без Родины, что соловей без песни.
-
В гостях хорошо, а дома лучше.
-
При солнышке тепло, при матери добро.
-
Птицы рады весне, а мать деткам.
Пальчиковая гимнастика.
-
На полянке дом стоит
-
Ну а к дому путь закрыт
-
Мы ворота открываем
-
И в свой домик приглашаем
Следующее послание жар-птицы (приносит девочка).
-
Дети имеют право на защиту от жестокого обращения
-
Кто защищает права ребенка?
-
Есть такая профессия адвокат. Это человек, который защищает права
человека.
Игра «Адвокат»
Посмотрите на иллюстрации к сказкам и скажите, где нарушались права
героев. Какие права? («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Красная шапочка»,
«Заюшкина избушка»).
-
В каких сказках не заботились о детях? («Золушка», «Морозко», «Госпожа
Метелица»).
-
Ребята, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед
обществом и должен вести себя так, чтобы его права не мешали правам
других людей. Об этом мы поговорим с вами позднее.