"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ""
Автор: Ананьева Инна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №470"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ""
Описание:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в возрасте детей. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулировано окончательно - все лишь зарождается: трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников -
воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого
отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся
сложность ситуации заключается в возрасте детей. В дошкольном
возрасте ни одно нравственное качество не может быть
сформулировано окончательно - все лишь зарождается:
трудолюбие, чувство собственного достоинства. Основой,
фундаментом для формирования любви к своей Родине является
глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию
дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда. Важной
составной частью работы по патриотическому воспитанию
дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям
народа, страны, к искусству. Мало узнать о традициях, необходимо
участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей,
обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и
расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-
патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь
воспитателя с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
заставляет ребёнка сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта
работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и
зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к
нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от
воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому
ребенку, возникает необходимость задействовать родителей в
поиске документов о членах семьи. Добровольность участия семьи
- обязательное требование и условие данной работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке
не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения
игровых приемов, которые важны как для повышения
познавательной активности детей, так и для создания
эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна
подкрепляться различными играми, продуктивными видами
деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое
рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей,
могут быть представлены во время общих праздников, семейных
развлечений.
Тематическое планирование способствует эффективному и
системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае,
той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой
группе. Изменяются только содержание, объем познавательного
материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям
и праздникам, например, знакомство с символикой государства — в
августе (перед Днем Государственного флага Российской
Федерации), Защитники Отечества — в ноябре (перед Днем
единства - днем воинской славы России), обеспечивая тем самым
связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей
являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали
детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей
самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения,
выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить
у родителей и т.д.
В рамках нравственно-патриотического воспитания были
организованы и оформлены:
выставки рисунков, поделок детей и их родителей: «Мама – первое
слово в каждой судьбе», «Будущие защитники », «Мой любимый
Оскол»;
фотостенды о достопримечательностях Старого Оскола: «Город, в
котором мы живём»;
семейные и групповые альбомы: «Папа, мама, я — счастливая
семья», «Мое портфолио», «В нашей группе живет замечательный
народ», где размещались фотографии с момента рождения ребенка,
фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день
рождения», «Мамины помощники», «Лето, солнце, море, пляж»,
«Богатства нашего леса»);
семейные газеты: «День мамы», «День защитника отечества», в
которых был собран материал по патриотическому воспитанию.
Для установления доверительного контакта между всеми
участниками педагогического процесса (педагог-родители-
воспитанники) в нашей группе организуются и проводятся
развлечения: «Наша дружная семья», «Мамин День», «Этот День
Победы», «Мой родной Оскол». Праздничные развлечения
разрабатываются совместно с родителями. Во время подготовки к
празднику «Родная бабушка моя» все члены семьи ответственно и
творчески подошли к выполнению задания: сочинили семейные
частушки, сшили детям народные костюмы «Волшебный бабушкин
сундук», испекли угощения, подготовили поделки для выставки «У
моей бабушки золотые руки». В конкурсах, играх, танцах были
задействованы все участники - дети, родители, воспитатели. Такие
мероприятия способствуют сохранению и развитию семейных
ценностей.
Одной из традиций детского сада в рамках нравственно-
патриотического воспитания является приглашение ветеранов ВОВ,
дедушек, бабушек наших воспитанников. Мы вместе готовим для
них подарки, сувениры и обязательно в этот день организуется
праздничный концерт, после которого показываем ветеранам
детский сад и выставку, на которой представлены открытки,
рисунки, фотографии, поделки, посвященные дню Победы.
Анализируя результаты проведенного анкетирования родителей в
рамках нравственно-патриотического воспитания, было выявлено,
что совместная работа, построенная по предложенному нами
образцу, значительно расширяет знания детей о семейных
традициях, о родном городе, стране, воспитывает в них чувство
уважения к семье и к Родине. Такое воспитание создает у детей
осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду,
но и своему народу, городу и стране. Работа по этому направлению
ведется последовательно, от более простого (семья, детский сад,
микрорайон) к более сложному (город, страна).
Семья ребенка является главным, основным звеном направления
нравственно-патриотического воспитания, а также согласно новой
концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,
основа которой - воспитание детей, ответственность несут
родители, а все остальные социальные институты призваны помочь,
поддержать и дополнить их воспитательную работу.
Особыми педагогическими возможностями, которыми обладает
семья и которые не может заменить детский сад - любовь и
привязанность, эмоционально-нравственная насыщенность
отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность -
объясняется необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это
создаёт благоприятные условия для воспитания высших
нравственных чувств. Семья, родители это не столько помощники
дошкольного учреждения, а равноправные участники
формирования детской личности.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного
учреждения необходимо осуществлять на основе принципов:
единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности;
совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать
сообща.
Задача дошкольного образовательного учреждения - приобщить
родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия
родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая
условия для творческой самореализации не только педагогов, детей,
но и их родителей.