проектирования дошкольников
Квитковская Наталья Александровна
На современном этапе дошкольного образования метод проектов является достаточно
инновационным и перспективным. Несмотря на то, что изначально проектный метод в
педагогике был разработан преимущественно по отношению к процессу школьного
обучения, в системе дошкольного образования он заслуженно занял своё место и
считается эффективной педагогической технологией, обеспечивающей интегративный
подход к личности ребенка. Использование проектного метода в обучении дошкольников
способствует развитию творческого потенциала ребенка, его инициативности,
самостоятельности, креативности. Дошкольнику предоставляется возможность
приобрести новые знания из разных областей действительности, а так же проявить свои
способности в принятии нестандартных решений для достижения реальной цели, создать
продукт, характеризующийся новизной.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях
позволяет решать целый спектр воспитательно-образовательных задач, направленных на
развитие целостной личности. При этом учитываются важнейшие черты детского
поведения - постоянное стремление исследовать и экспериментировать.
Замечательно, что в работе с дошкольниками, метод проектов может претерпевать
некоторые трансформации. Например, подстраиваться: под психологические особенности
возраста детей, под способы взаимодействия детей как друг с другом, так и с взрослыми,
под разнообразие и продуктивность значимой для личности деятельности. Так же, к
многочисленным преимуществам метода проектов, необходимо отнести возможность
следовать современным образовательным тенденциям. В числе, которых
формирование этнокультурной компетентности дошкольников, развитие социальной
активности личности, являющиеся приоритетными направлениями в работе нашего
педагогического коллектива.
Так в педагогической практике нашего детского сада разработан и внедрен
долгосрочный проект, нацеленный на последовательное приобщение детей к
социальной этнокультурной действительности, на воспитание социально уверенной
личности, формирование собственной значимости и положительного представления о
себе. Для этого было выбрано нестандартное направление - через ознакомление со
значением татарских имен. Так как имя передается из поколения в поколение, от народа к
народу, и дается человеку исходя из традиций народной культуры.
Выбор темы, определился потребностью детей. Ведь именно в период среднего
дошкольного возраста закладываются основы самопознания, умения отделить себя от
других, проявить свою индивидуальность, свою неповторимость, и в то же время
отождествлять себя с другими, испытывать сопричастность к поколениям.
Актуальность данного проекта состоит в том, что в нашем обществе недостаточно
информации и знаний о значении татарских имен и их психологических характеристиках.
Желание детей найти след происхождения своего имени, поддержали родители, которые
вошли в творческий союз с воспитателями и преподавателями татарского языка.
Совместный поиск ответов на детские вопросы, позволил сформировать и реализовать
этапы проекта: составление семейного древа имени каждого воспитанника, раскрытие
значения имени, как на татарском, так и русском языках, составление психологического
портрета ребенка. Далее интерес детей состоял в придумывании ласкательных оборотов
своего имени и выявлении знаменитых людей-тезок, что послужило созданию
благоприятной эмоционально-психологической среды для проявления положительных
черт и задатков каждого воспитанника.
В проектную деятельность были вовлечены несколько поколений семей
воспитанников. По просьбе малышей, бабушки вспомнили татарские колыбельные песни,
на основе которых издана книга «Моя колыбельная», что стало еще одной ступенью к
приобщению дошкольников к национальной культуре на основе народной педагогики. В
сотворчестве родителей с детьми были рождены куклы-тезки, постоянные компаньоны
детей, помогающие развивать им способности переноса образных ситуаций на предмет.
Накопленный материал послужил составлению буклета на каждого ребенка «Что в
имени тебе моем», где каждая страница – это отражение последовательных этапов
реализации проекта.
Буклет пополняется по мере взросления ребенка, проявления его инициативы. У
кого-то из детей появилась страничка с собственными стихами и сочиненными сказками,
а у кого-то там запечатлены достижения в спорте и в конкурсах.
Таким образом, буклет превратился в портфолио успеха, продолжил свою
индивидуальную жизнь. Современное, качественное оформление буклета позволит
фиксировать рост творческого потенциала ребенка и результаты его исследовательской
активности не только в дошкольный период, но и в школьные годы.
Результаты работы свидетельствуют о неоценимой услуге использования метода
проектов в овладение детьми общечеловеческой и национальной культурой.