Напоминание

"Аспекты трансформации социально-исследовательского проектирования дошкольников"

Автор: Квитковская Наталья Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ № 36 "Улыбка" Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Населённый пункт: г. Бугульма

Наименование материала: Статья

Тема: "Аспекты трансформации социально-исследовательского проектирования дошкольников"

Описание:

Содержание реализованного проекта с изложением последующего использования материала в педагогической деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=253

Опубликовано 21.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Аспекты трансформации социально-исследовательского

проектирования дошкольников
Квитковская Наталья Александровна На современном этапе дошкольного образования метод проектов является достаточно инновационным и перспективным. Несмотря на то, что изначально проектный метод в педагогике был разработан преимущественно по отношению к процессу школьного обучения, в системе дошкольного образования он заслуженно занял своё место и считается эффективной педагогической технологией, обеспечивающей интегративный подход к личности ребенка. Использование проектного метода в обучении дошкольников способствует развитию творческого потенциала ребенка, его инициативности, самостоятельности, креативности. Дошкольнику предоставляется возможность приобрести новые знания из разных областей действительности, а так же проявить свои способности в принятии нестандартных решений для достижения реальной цели, создать продукт, характеризующийся новизной. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях позволяет решать целый спектр воспитательно-образовательных задач, направленных на развитие целостной личности. При этом учитываются важнейшие черты детского поведения - постоянное стремление исследовать и экспериментировать. Замечательно, что в работе с дошкольниками, метод проектов может претерпевать некоторые трансформации. Например, подстраиваться: под психологические особенности возраста детей, под способы взаимодействия детей как друг с другом, так и с взрослыми, под разнообразие и продуктивность значимой для личности деятельности. Так же, к многочисленным преимуществам метода проектов, необходимо отнести возможность следовать современным образовательным тенденциям. В числе, которых формирование этнокультурной компетентности дошкольников, развитие социальной активности личности, являющиеся приоритетными направлениями в работе нашего педагогического коллектива. Так в педагогической практике нашего детского сада разработан и внедрен долгосрочный проект, нацеленный на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности, на воспитание социально уверенной личности, формирование собственной значимости и положительного представления о себе. Для этого было выбрано нестандартное направление - через ознакомление со значением татарских имен. Так как имя передается из поколения в поколение, от народа к народу, и дается человеку исходя из традиций народной культуры.
Выбор темы, определился потребностью детей. Ведь именно в период среднего дошкольного возраста закладываются основы самопознания, умения отделить себя от других, проявить свою индивидуальность, свою неповторимость, и в то же время отождествлять себя с другими, испытывать сопричастность к поколениям. Актуальность данного проекта состоит в том, что в нашем обществе недостаточно информации и знаний о значении татарских имен и их психологических характеристиках. Желание детей найти след происхождения своего имени, поддержали родители, которые вошли в творческий союз с воспитателями и преподавателями татарского языка. Совместный поиск ответов на детские вопросы, позволил сформировать и реализовать этапы проекта: составление семейного древа имени каждого воспитанника, раскрытие значения имени, как на татарском, так и русском языках, составление психологического портрета ребенка. Далее интерес детей состоял в придумывании ласкательных оборотов своего имени и выявлении знаменитых людей-тезок, что послужило созданию благоприятной эмоционально-психологической среды для проявления положительных черт и задатков каждого воспитанника. В проектную деятельность были вовлечены несколько поколений семей воспитанников. По просьбе малышей, бабушки вспомнили татарские колыбельные песни, на основе которых издана книга «Моя колыбельная», что стало еще одной ступенью к приобщению дошкольников к национальной культуре на основе народной педагогики. В сотворчестве родителей с детьми были рождены куклы-тезки, постоянные компаньоны детей, помогающие развивать им способности переноса образных ситуаций на предмет. Накопленный материал послужил составлению буклета на каждого ребенка «Что в имени тебе моем», где каждая страница – это отражение последовательных этапов реализации проекта. Буклет пополняется по мере взросления ребенка, проявления его инициативы. У кого-то из детей появилась страничка с собственными стихами и сочиненными сказками, а у кого-то там запечатлены достижения в спорте и в конкурсах. Таким образом, буклет превратился в портфолио успеха, продолжил свою индивидуальную жизнь. Современное, качественное оформление буклета позволит фиксировать рост творческого потенциала ребенка и результаты его исследовательской активности не только в дошкольный период, но и в школьные годы. Результаты работы свидетельствуют о неоценимой услуге использования метода проектов в овладение детьми общечеловеческой и национальной культурой.


Яндекс.Метрика