Напоминание

"Интеллектуальное развитие малышей в условиях реализации ФГОС".

Автор: Маттис Ольга Ивановна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад 56

Населённый пункт: г.Апатиты Мурманская область

Наименование материала: статья

Тема: "Интеллектуальное развитие малышей в условиях реализации ФГОС".

Описание:

В статье представлен опыт работы по сенсомоторной деятельности детей раннего возраста. Определены цели, задачи, содержание по формированию сенсорной культуры. Реализация образовательных задач обеспечивает успешное интеллектуальное развитие малышей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2543

Опубликовано 30.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Интеллектуальное развитие малышей детей в условиях

реализации ФГОС.

Автор: Маттис Ольга Ивановна

воспитатель МБДОУ №56

г.Апатиты Мурманская область
ФГОС ДО предполагает повышение качества образовательной деятельности, обновление содержания дошкольного образования, направленного на всестороннее гармоничное становление личности ребёнка. Перед педагогами стоит задача создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества взрослых и детей и соответствующих возрасту видов деятельности. Согласно ФГОС ДО полноценное развитие и воспитание личности ребёнка обеспечивается в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами, возможностями во всех образовательных направлениях на фоне их эмоционального благополучия и позитивного отношения к окружающему миру. Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей. Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей. Определены следующие задачи:  Развивать мелкую моторику рук;  Способствовать развитию координации движения кистей рук;  Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;  Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;  Повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей. Согласно требованиям ФГОС ДО созданная в группе образовательная среда ориентирована на развитие активности, самостоятельности, творчества в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями детей и совместной деятельности со взрослыми и детьми. Планируя образовательную деятельность с детьми раннего возраста, руководствуюсь принципами гуманистического взаимодействия и личностно- ориентированного сотрудничества с детьми и родителями.
Использование педагогической диагностики, рекомендованной Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., позволяет мне организовать мониторинг сенсорного развития детей, определить уровень сенсорного развития каждого ребёнка, наметить перспективное педагогическое сопровождение по формированию сенсомоторной деятельности. В группе создана эмоционально-насыщенная предметно-пространственная развивающая среда, ориентированная на развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными потребностями детей. Среда построена с учётом принципа доступности, многофункциональности, вариативности, трансформируемости, безопасности. Имеется современный сенсомоторный центр, множество коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине, форме, цвете. Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен, барабан, дудочка, колокольчик и т.д., прослушивание аудиокассет со звуками домашних животных и птиц, мелодичных звуков водопадов, ручейка, шума моря, дождя вызывают живой отклик у детей и активизируют развитие их слуховых анализаторов. Различные приспособления с интересными световыми эффектами, светящиеся гирлянды, зеркальный шар на штативе способствуют развитию органов зрения, создают ощущение комфорта и безопасности. Благотворное влияние на организм малышей и стимулирование органов обоняния оказывают вдыхание природных запахов мяты, апельсиновых корок, кофе, чеснока. Огромное значение имеют пальчиковые тренинги – такие как: сухие бассейны, пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использованием природного материала (гороха, фасоли, орехов, каштанов, камней, песка) и бытового материала ( карандашей, прищепок, кусочками различного меха, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательности, составляют пазлы в единое целое, используют мозаику, конструкторы различных размеров. Красочно оформленный развивающий центр «Песка и воды» имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие. Широкое применение пальчиковых игровых упражнений «Забодаю,забодаю!», « В гостях у солнышка!», «Здравствуй, пальчик!», «Разговорчивые пальчики», «Моя семья», « Сам мизинчик – малышок!» и другие позволяют сделать вывод об их направленности на развитие мелкой моторики руки и речевой активности детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи и уровня развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев
приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:  Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии;  Привлечение родителей к совместному участию воспитательно- образовательного процесса;  Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе;  Активизация родителей в деятельности семейного клуба «Содружество». С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи. Положительную оценку имеют участие родителей в семейном клубе «Содружество», где они получают знания, приобретают умения и навыки по разным актуальным педагогическим темам, сами являются участниками образовательного процесса. Эффективным современным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность, которая объединяет родителей, детей и воспитателей. Участие родителей в творческих выставках, конкурсах вместе с детьми способствует созданию доверительных, партнёрских отношений, взаимопониманию друг с другом. Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  Авдеева И.С., Борисенко М.Г. «Помоги мне сделать самому», СПб.: Паритет, 2003;  Агаян Г.Г., «У солнышка в гостях», изд.дом «Карапуз»,2004;  Агаян Г.Г., «Вечная сказка», изд.дом «Карапуз»,2004;  Бардышева Т.Ю. «Здравствуй, пальчик!», изд.дом «Карапуз»,2004;  Белая К.Ю. «Первые шаги», Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002;  Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Москва- «Просвещение», 1988;  ГордееваТ.В. « Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами», Москва: Книголюб, 2008;  Деркунская В.А. «Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре»,Москва: педагогическое общество, 2005;  Павлова С.В., Савинцева Е.А. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста», детский клуб «Умка», Москва: пед.общество России, 2010;
 Дошкольное воспитание №8 2008 О.Жукова «О развитии ручной умелости»;  Дошкольное воспитание №5 2008 А.Густомясова « Воспитание социальной компетентности».


Яндекс.Метрика