Воспитание патриотических чувств детей дошкольного
возраста.
Что такое патриотизм? Как объяснить ребенку столь объемное и важное
понятие?Он имеет огромное значение в социальном и духовном развитии
человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и
отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется
чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей, развивается благородство и
достоинство личности.
Патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает
личность членом общечеловеческого сообщества. Любить свою родину,
значит пламенно видеть ее процветающей и по мере сил своих
способствовать этому.
Человек не живет без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его
дурными природными, личными, семейными наклонностями.
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека,
которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее
величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и
стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими
делами укреплять ее могущество и независимость.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира
человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности.
Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого
постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте
необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-
психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм,
в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Быть патриотом –
это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное
чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного
отношения к окружающему миру.
Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В
Государственной программе и концепции по вопросам патриотического
воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти и общественных организаций
по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие
патриотического воспитания в широком смысле.
Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее.
Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь
детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.
Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с
детства.
Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности
закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить
ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать
элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в
дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего
формирования личности человека.
Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут
воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их
ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине
начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,
бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду,
городу.
При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо
учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен
происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно
видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие
эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно
формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они
родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные
переживания.
Большой патриотизм – начинается с любви к тому месту, где живешь.
Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение.
Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в
процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.
Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают.
Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в
процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с
особенностями у детей основ патриотизма.
Очень важен краеведческий подход в патриотическом воспитании. Основной
источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та
общественная среда, в которой они живут .Последовательность
патриотического воспитания дошкольников - возрастным группам. Важно
знакомить детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками
Отечества. Объяснять детям, что какой бы ни был край, в нем находит
отражение что-то типичное для всей страны. Любовь к природе, как одно из
проявлений патриотизма и знакомить детей с родным краем, с трудом людей.
У детей патриотизм начинается с элементарного чувства привязанности. Если
ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму? Важно
воспитывать у детей уважение ко всем национальностям, так как Россия
многонациональная страна и толерантности к другим народам и
национальностям, превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни
было национальности. Суть патриотического воспитания в дошкольном
возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре
страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей
детей можно использовать различные методы и приемы: прогулки и
экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и
иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы.
Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви
к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери,
членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно
воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно
чувство привязанности расширяется и углубляется.
Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей
о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на
которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу
надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными
объектами, которые окружают ребенка.
Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.
Я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край – страна. Важно,
чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и
родителей.
Нужно понимать, что воспитание патриотических чувств у детей процесс
сложный и длительный, требующий больших усилий. Это весьма
кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех
возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям.