Напоминание

"Экспериментирование детей в семье"

Автор: Дьячкова Наталья Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ №3

Населённый пункт: ЗАТО п.Солнечный

Наименование материала: конспект родительского собрания

Тема: "Экспериментирование детей в семье"

Описание:

Данный конспект содержит подробное содержание родительского собрания, включая мозговой штурм, сценку для родителей и мастер-класс. Родительское собрание проводилось в средней группе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2555

Опубликовано 31.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Родительское собрание
Тема:
«
Экспериментирование

детей в семье»

Конспект родительского собрания по экспериментально-

исследовательской деятельности детей в средней группе.

Воспитатели: Дьячкова Н.В.,
ЗАТО п.Солнечный 2015 год
Цель
: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:

-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. -Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста. -Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком- дошкольником. -формировать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома». 2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей. 3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» .
Материал и оборудование:
шаблоны бумажных цветов, ножницы, карандаши, тарелки с водой; бутылки с минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, бутылочки с пищевым красителем, пипетки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды; альбомные листы, ручки; памятки.
ХОД СОБРАНИЯ

Ведущий:
Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу.
Показ сценки «Почему»

Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно! Почему, скажи мне, просом Называется зерно? Почему сосед новатор? Что такое экскаватор? Почему шагает он? Как без спичек жили раньше? Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты? А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты? Почему с ушами заяц? Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем? Папа, папа, а когда же Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка От отцовского стола. Почему? Когда же? Где же? Всякий раз ответ один. Постепенно стал все реже беспокоить папу сын. Но однажды в час вечерний У почтенного отца От волненья, огорченья Изменился цвет лица. Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое? В чем причина? Совершенно не пойму! У других, посмотришь, детки Только радуют сердца. Почему твои отметки – Огорченье для отца? Почему разбил стекло ты? Поцарапал в школе дверь? Почему одни заботы Причиняешь мне теперь? Почему других ты хуже? В толк никак я не возьму? Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.

Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность. В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование? (родители высказывают свои предположения) В.:
Экспериментирование
– это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка- дошкольника? (ответы родителей). В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.

Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир. Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов. Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:  мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);  воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)  внимание и память (запомню – дома расскажу маме);  речь;  мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает). Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь). Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем. В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. В этом должны помогать и вы родители. В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:  Специальная посуда  Природный материал  Утилизированный материал  Прочие материалы: это приборы – помощники  Медицинский материал  Технический материал  Коллекция семян При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности. В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент? (ответы родителей) В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила: 1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом. 2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным. 3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям. 5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте. 6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными. 7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой- либо опасности принять удар на себя и защитить детей. 8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек». (родители совещаются и отвечают) В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы можем рассмотреть и разобрать в представленной таблице «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
Средняя группа

Живая природа



Объект

Название

опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и

оборудование
1. Семена растений Хитрые семена Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки. Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли. 2. Растения Что любят растения? Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Два комплекта растения, картонная коробка, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности 3. Растения Что любят растения? Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Луковицы в сухой банке и в банке с водой. 4. Растения Где прячутся детки? Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения Почва, лист, отросток растения. 5. Мех Зачем зайчику другая шубка? Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. 6. Гнездо птиц (на дереве) Из чего птицы строят гнезда? Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Неживая природа


№ Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и

оборудование
1. Вода Окрашивание воды Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Вода (холодная и теплая), кристаллически й ароматизирован ный краситель, ёмкость, палочки для размешивания 2. Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. 3. Снег Возьмем с собой снеговика. Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снеговик с носом из сосульки, емкость. 4. Воздух Воздух повсюду Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги 5. Воздух Воздух работает Дать представление о том , что воздух может двигать предметами(парусные суда, воздушные шары и т.д.) Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. 6. Песок Песочная страна Выделить свойства песка: сыпучесть, Песок, вода, лупы, листы
рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка плотной цветной бумаги, клеевые карандаши 7. Песок, глина. Где вода? Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.
Физические явления

№ Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и

оборудование
1. Цвет Разноцветные шарики Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4- 5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели-цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. 2. Магнит Ловись, рыбка, и мала, и велика Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. 3. Свет Солнечные зайчики. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков Зеркала.
(отражать свет зеркалом).
Человек



Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательско

й деятельности

Материал и

оборудование
1. Орган обоняния. «Умный» нос. Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. 2. Орган осязания. Отгадай на вкус. Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). 3 Орган слуха Значение расположения ушей Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека
Рукотворный мир

№ Объект

Название

опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и

оборудование
1. Стекло. Необычные кораблики Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Резина. Узнай всё о Познакомить с резиной, ее Воздушные
себе, шарик. качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос 3. Металл. Металл, его качества и свойства. Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

МАСТЕР-КЛАСС
В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (ответы родителей) В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо: Во-первых, самим быть любознательными. Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка. В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований. В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения. В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка. В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать. (Родители по подгруппам выполняют задание) Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.
Опыт № 3
Налейте немного молока в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
И молоко, и моющее средство состоит из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.
Опыт №4
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. 1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой. 2. Опустим соломинку в воду. 3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. 4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения , поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности. В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей. Свое выступление хочется закончить китайским изречением: «То, что я услышал, я забыл. То, что я делал, я знаю!»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 2.Мартынова Е.А.,Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011. 3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000. 4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.


Яндекс.Метрика