Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Экспериментирование детей в семье"
Описание:
Данный конспект содержит подробное содержание родительского собрания, включая мозговой штурм, сценку для родителей и мастер-класс. Родительское собрание проводилось в средней группе.
Конспект родительского собрания по экспериментально-
исследовательской деятельности детей в средней группе.
Воспитатели: Дьячкова Н.В.,
ЗАТО п.Солнечный
2015 год
Цель :
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через
экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей
дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего
дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-
дошкольником.
-формировать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.
3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское
экспериментирование в домашних условиях» .
Материал и оборудование:
шаблоны бумажных цветов, ножницы, карандаши, тарелки с водой; бутылки с
минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик
пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, бутылочки с пищевым красителем,
пипетки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды; альбомные листы, ручки; памятки.
ХОД СОБРАНИЯ
Ведущий:
Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы
пришли на нашу встречу.
Показ сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими
детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в
группе.
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом
к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к
полученным ими
знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя,
исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником
окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
В.: Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с
помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и
выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-
дошкольника?
(ответы родителей).
В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в
умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача,
требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует
развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.
Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно
находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе
эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место
работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент –
понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец
экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам
знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и
монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и
осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему
чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с
водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в
комнате гуашью.
Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг,
удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких
предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в
том, что в процессе эксперимента развивается:
мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и
бусинками);
воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на
него подуть?)
внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
речь;
мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки
общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от
гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного
позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В
свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева –
нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень
ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет
возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как
устроен мир?),почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять,
создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
В этом должны помогать и вы родители.
В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он
состоит из мини лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для
проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны
живой и неживой природы:
Специальная посуда
Природный материал
Утилизированный материал
Прочие материалы: это приборы – помощники
Медицинский материал
Технический материал
Коллекция семян
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно
соблюдаются правила безопасности.
В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя
эксперимент?
(ответы родителей)
В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным
характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком
заторможенным.
3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и
не позволять этого делать детям.
5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время
освоиться на новом месте.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-
либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент
следует прекратить, а животное изолировать от детей.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете
провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про
эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».
(родители совещаются и отвечают)
В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более
подробно мы можем рассмотреть и разобрать в представленной таблице
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
Средняя группа
Живая природа
№
Объект
Название
опыта
Цель опытно-
исследовательской
деятельности
Материал и
оборудование
1.
Семена
растений
Хитрые
семена
Познакомить со
способами
проращивания
семян. Упражнять в
навыках посадки.
Семена бобов,
кабачков, земля,
контейнеры,
салфетка из марли.
2.
Растения
Что любят
растения?
Помочь установить
зависимость роста и
состояния растений
от ухода за ними.
Два комплекта
растения, картонная
коробка, предметы
ухода, дневник
наблюдений,
алгоритм
деятельности
3.
Растения
Что любят
растения?
Выявить значение
влаги для роста и
жизни растений.
Луковицы в сухой
банке и в банке с
водой.
4.
Растения
Где прячутся
детки?
Помочь выделить
ту часть растения,
из которой могут
появиться новые
растения
Почва, лист,
отросток растения.
5.
Мех
Зачем зайчику
другая шубка?
Выявить
зависимость
изменений в жизни
животных от
изменений в
неживой природе.
Кусочки плотного и
редкого меха,
рукавички из тонкой,
плотной ткани и
меховые.
6.
Гнездо птиц
(на дереве)
Из чего птицы
строят гнезда?
Нитки, лоскутки,
вата, кусочки меха,
тонкие веточки,
палочки, камешки.
Выявить некоторые
особенности образа
жизни птиц весной.
Неживая природа
№ Объект
Название опыта
Цель опытно-
исследовательской
деятельности
Материал и
оборудование
1.
Вода
Окрашивание
воды
Выявить свойства воды:
вода может быть теплой
и холодной; в воде
растворяются некоторые
вещества; вода
прозрачная, но может
менять свою окраску,
запах, когда в ней
растворяются
окрашенные пахучие
вещества.
Вода (холодная
и теплая),
кристаллически
й
ароматизирован
ный краситель,
ёмкость,
палочки для
размешивания
2.
Вода
Изготовление
цветных льдинок.
Познакомить с двумя
агрегатными
состояниями воды -
твердым и жидким.
Выявить свойства и
качества воды:
превращается в лед
(замерзает на холоде,
принимает форму
емкости, в которой
находиться).
Емкость с
окрашенной
водой,
разнообразные
формочки,
веревочки.
3.
Снег
Возьмем с собой
снеговика.
Формировать у детей
представление о том, что
снег и лед в тепле тают,
и образуется вода.
Установить зависимость
изменений в природе от
сезона.
Снеговик с
носом из
сосульки,
емкость.
4.
Воздух
Воздух повсюду
Обнаружить воздух в
окружающем
пространстве и выявить
его свойство –
невидимость.
Воздушные
шарики, таз с
водой, пустая
пластмассовая
бутылка, листы
бумаги
5.
Воздух
Воздух работает
Дать представление о
том , что воздух может
двигать
предметами(парусные
суда, воздушные шары и
т.д.)
Пластмассовая
ванночка, таз с
водой, лист
бумаги; кусочек
пластилина,
палочка,
воздушные
шарики.
6.
Песок
Песочная страна
Выделить свойства
песка: сыпучесть,
Песок, вода,
лупы, листы
рыхлость, из мокрого
можно лепить;
познакомить со
способом изготовления
рисунка из песка
плотной
цветной бумаги,
клеевые
карандаши
7.
Песок,
глина.
Где вода?
Выявить, что песок и
глина по разному
впитывают воду,
выделить их свойства:
сыпучесть, рыхлость.
Прозрачные
емкости с сухим
песком, с сухой
глиной, мерные
стаканчики с
водой, лупа.
Физические явления
№ Объект
Название опыта
Цель опытно-
исследовательской
деятельности
Материал и
оборудование
1.
Цвет
Разноцветные
шарики
Получить путем
смешивания
основных цветов
новые оттенки:
оранжевый,
зеленый,
фиолетовый,
голубой.
Палитра, гуашевые
краски: синяя,
красная, белая,
желтая; тряпочки,
вода в стаканах,
листы бумаги с
контурным
изображением (по 4-
5 шариков на
каждого ребенка),
фланелеграф,
модели-цветные
круги и половинки
кругов
(соответствуют
цветам красок),
рабочие листы.
2.
Магнит
Ловись, рыбка, и
мала, и велика
Выяснить
способность
магнита притягивать
некоторые
предметы.
Игра магнитная
«Рыбалка»,
магниты, мелкие
предметы из разных
материалов, таз с
водой, рабочие
листы.
3.
Свет
Солнечные
зайчики.
Понять, что
отражение
возникает на
гладких блестящих
поверхностях,
научить пускать
солнечных зайчиков
Зеркала.
(отражать свет
зеркалом).
Человек
№
Объект
Название опыта
Цель опытно-
исследовательско
й деятельности
Материал и
оборудование
1.
Орган
обоняния.
«Умный» нос.
Познакомиться с
особенностями
работы носа.
Определить по
запаху предметы,
показать
взаимосвязь
органов вкуса и
запаха.
Различные цветы,
продукты с
характерным
запахом, емкости,
содержащие пахучие
вещества, картинки,
с изображением
соответствующих
продуктов.
2.
Орган
осязания.
Отгадай на вкус.
Познакомить со
значением языка,
поупражняться в
определении вкуса
продуктов.
Набор
разнообразных
продуктов питания
(горький, сладкий,
кислый, соленый
вкус).
3
Орган слуха Значение
расположения
ушей
Помочь
определить
значимость
расположения
ушей на
противоположных
сторонах головы
человека
Рукотворный мир
№ Объект
Название
опыта
Цель опытно-
исследовательской
деятельности
Материал и
оборудование
1.
Стекло.
Необычные
кораблики
Познакомить со свойствами
стеклянных предметов;
развивать наблюдательность,
любознательность, смекалку;
учить соблюдать правила
безопасности при обращении
с предметами из стекла.
Вода, две
стеклянные
бутылочки,
пробка,
ванночка,
салфетка, лист
бумаги,
карандаши (для
каждого
ребенка).
2.
Резина.
Узнай всё о
Познакомить с резиной, ее
Воздушные
себе, шарик.
качествами и свойствами;
научить устанавливать связи
между материалом и
способом его употребления
шары (два
надутых, один
сдутый),
резиновые
перчатки,
резинка для
волос
3.
Металл.
Металл, его
качества и
свойства.
Узнавать предметы из
металла, определять его
качественные
характеристики (структура
поверхности, цвет) и
свойства (теплопроводность,
металлический блеск).
Металлические
предметы,
магниты,
емкости с
водой.
МАСТЕР-КЛАСС
В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
Во-первых, самим быть любознательными.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по
возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или
кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью
изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша
закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и
лепестки раскрываются.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее
виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут
садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так
много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь
опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так
будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть
плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и
сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться
на поверхность – мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба
всплывает.
Опыт № 3
Налейте немного молока в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого
красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А
теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ею в
самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет. Настоящий взрыв цвета
в тарелке!
И молоко, и моющее средство состоит из частичек. При прикосновении таких разных
частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и
вместе с собой приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.
Опыт №4
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в
другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней
аптечке.
В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без
плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и
педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным
примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Признавайте за ним право на собственную точку зрения ,
поддерживайте познавательный
интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное,
желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.
В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2.Мартынова Е.А.,Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011.
3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.
4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты
для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов
в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.