Напоминание

"Организация познавательной деятельности на прогулке".

Автор: Лимонова Мария Алексеевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №7

Населённый пункт: г.Ленинск- Кузнецкий

Наименование материала: Консультация

Тема: "Организация познавательной деятельности на прогулке".

Описание:

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующее: "развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей". Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного и всестороннего развития детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2557

Опубликовано 31.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Консультация для педагогов на тему: Организация познавательной деятельности на прогулке. Выполнила: Воспитатель Лимонова М.А. Ленинск - Кузнецкий 2015
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». Решение данных задач прослеживается в течение всего пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Значительный вклад в изучение проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста внесли такие ученые как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, .В. Трубайчук, Н.С. Лейтес и др. Познавательное развитие дошкольника – это «совместная деятельность (сотрудничество) значимого взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение последним окружающей действительности, раскрытие в ребенке потенциальных возможностей и определение для него зоны ближайшего развития». Уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностях данного процесса В программе под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой отмечается, что «в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками». Таким образом, Федеральные государственные требования и общеобразовательные программы дошкольного образования уделяют большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулки, а также отмечают ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Т.Л. Богина и Н.Т. Терехова отмечают, что пребывание на воздухе «укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры», поэкспериментировать и понаблюдать за явлениями окружающей действительности. Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя. «Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях устанавливают продолжительность прогулки в течение дня, которая должна составлять не менее 4-4,5 часов. Г.Ш. Минсадыкова, Н.М. Палей и В.И. Турченко предлагают классифицировать прогулки следующим образом: по времени проведения – дневные и вечерние; по месту проведения – на участке детского сада, за пределами участка; по возрасту детей – прогулки с детьми раннего возраста, прогулки с младшими дошкольниками, прогулки со старшими дошкольниками; целевые прогулки (в экологическом воспитании дошкольников) и тематические прогулки («Путешествия», «Спасатели» и др.). Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы. Авторы Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» в рамках познавательно-речевого развития (образовательной области «Познание») при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов (в т.ч. и прогулки) предлагают использовать следующие формы работы: сюжетную игру, развивающую игру, создание коллекций, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказы, беседы, интегративную деятельность. Т.В. Зубкова предлагает использовать на прогулке наблюдение в форме фотоохоты. Данный прием воспитатель применяет в ходе прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в разные времена года. Как и во всякой другой деятельности, в фотоохоте педагог определяет примерную структуру: предшествующую работу, сам процесс наблюдения и последующую работу. Например, наблюдение- фотоохота для детей старшего дошкольного возраста на прогулке в детском саду «Эти разные божьи коровки». Е.А. Стреха предлагает организовывать на прогулке игры с природными материалами. Как отмечает автор, игры детей с природными материалами (песком, водой, глиной, снегом и т.п.) – это исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. Автором представлены игры, направленные на познание свойств природных материалов: «Ты неси, неси река», «Секреты дождевого червя»; игры, направленные на изменение состояния природных материалов: «Дождь идет», «Зимняя клумба»; игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности: «Рисуем следами», «Угощения». Данные игры, предложенные автором, имеют непосредственное значение в познавательном развитии детей дошкольного возраста при организации прогулки. О.В. Тихомирова и Л.А. Паисова уделяют особое внимание совместной деятельности родителей и ребенка на прогулочной площадке. По мнению авторов, педагог должен дать родителям методические рекомендации по организации и проведению прогулки, продемонстрировать методы и приемы работы с детьми, помочь приобрести опыт организации полезной для дошкольника прогулки. Авторы предлагают структуру организации прогулки: наблюдение, дидактические игры, задания, совместная трудовая деятельность детей и взрослых, подвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей. Вышеуказанными авторами разработана прогулка «Веселый снеговик», где прослеживается описание всех ее структурных элементов. Следует отметить, что организация прогулок как одного из видов образовательной деятельности в детском образовательном учреждении, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна строиться с учетом принципа интеграции и комплексно-тематического планирования. Остановимся на пояснении
данных принципов. Как считает Л.В. Трубайчук, «принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и предполагает построение образовательной деятельности на основе синтеза, объединения образовательных областей в единый, целостный процесс». Принцип комплексно-тематического планирования авторский коллектив программно-методического комплекса «Успех» трактует следующим образом: данный принцип позволяет интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной смысловой темы. Данные принципы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного и всестороннего развития детей.
Структура прогулки:
1. Наблюдение. 2. Подвижные игры 3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. Объектами наблюдений могут быть:  Живая природа: растения и животные;  Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);  Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал. Виды наблюдения:  Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.  Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: 1. устанавливаются факты; 2. формируются связи между частями объекта; 3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления; 5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки; — при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Формами организации труда детей являются:  Индивидуальные трудовые поручения;  Работа в группах;  Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения
применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе
дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе
одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста
необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Целевые прогулки.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка. В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд». Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление — физическое развитие. Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление — социально-личностное развитие. Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» решаются на прогулке через подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление — познавательно-речевое развитие. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности. Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия. Запрещается:  Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
 Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Инструкция проведения прогулок в ДОУ.
1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи. 2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры. 3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки. 4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников. 5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений,грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке. 6. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий. 7. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью — листьев и т.д.
Литература:
1. Богина, Т.Л., Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. -М.: Просвещение, 1987. -95 с. 2. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов / М.Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с. 3. Зубкова, Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста / Т.В. Зубкова // Детский сад: теория и практика. -М.: Издательство «Эдисьон Пресс», 2011. -№ 12. -С. 38-41. 4. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103- 106.



Яндекс.Метрика