Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №72 »
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект экскурсии в мини – музей : « Русские узоры »
на тему: «Золотая хохлома »
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Первой квалификационной категории
Чернышева Ольга Олеговна
Энгельс, 2015
Возрастная группа: подготовительная группа с 6 до 7 лет.
Тема НОД : «Золотая Хохлома»
Направление образования и развития ( образовательная область) :
Познавательное развитие.
Цель: создать условия для закрепления детьми знаний о традиционных
русских промыслах хохломы.
Задачи:
Формировать у детей представления о ритмически повторяющемся рисунке
орнаментов, украшающих хохломские изделия.
Развивать познавательную деятельность детей.
Развивать психические процессы: память, мышление, внимание.
Развивать эстетический вкус.
Воспитывать у детей уважение к предметам быта, как результатам
деятельности человеческого труда.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: подвижная игра с речевым
сопровождением, овладение навыками взаимодействия с другими детьми и со
взрослыми, умение помогать товарищу и самому принимать помощь.
Оборудование: хохломские изделия, обруч с лентами.
Ход беседы:
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Вводная часть:
Издавна в маленьких деревеньках
делали и расписывали посуду и везли
ее в большое село, в города на
ярмарку посуду развозили и кричали:
«Кому посуду для окрошки, чудо
чашки и ложки! К вам приехала сама:
…
Сегодня мы очутились в дивном мире
хохломы, в мире праздника, сказок.
(звучит музыка)
« Золотая хохлома»!
дети рассматривают выставку.
Основная часть:
Ребята, а почему хохлому называли
золотой?
Ребята, посмотрите какие изделия на
выставке?
А из какого материала сделана
посуда?
Какое настроение создает хохломская
роспись?
Давайте присмотримся к изделиям
мастеров, полюбуемся на них, какого
цвета в них больше?
Посмотрите на посуду и назовите
элементы росписи.
Да, много на посуде чудных
украшений, но славится Хохлома
прежде всего за необыкновенное
золото, т.е золой цвет посуды.
Золотистой посуда становится не
сразу. Все её приключения
начинаются с выдалбливания из
хорошей просушенной древесины,
которая называется заготовка или
бельё.
Затем заготовку грунтуют, покрывают
Ответы детей.
Ложки, бочонки, поставцы.
Из дерева.
Радостное, веселое.
Желтого, черного, красного, немного
зеленого.
Ягодки, травки, цветы ,завитки.
тонким слоем глины. После
просушки посуда покрывается
олифой и втирается в неё
алюминиевый порошок.
А раньше, наши предки применяли
оловянный порошок, но на этом
путешествие посуды не
заканчивается. Её расписывают
умелые мастера и покрывают
специальным лаком. Ставят на обжиг
в большую печь, где под
воздействием высокой температуры
алюминиевая поверхность становится
золотистой.
Вот такой секрет хохломского золота.
А теперь скажите мне, какие же пути
проходит хохломская посуда до того,
как попадает к нам?
Вы, наверное, уже заметили, что на
разной посуде разный фон, и в
зависимости от фона подобраны
различные приемы росписи.
Существует 2 приема росписи:
«верховая» — рисунок идет по
серебристому фону, а после обжига
становится золотистым. И «фоновая»
— рисунок идет по цветному фону
красному или черному. Покажите мне
посуду, где используется «верховая»
(фоновая) роспись.
Заключительная часть:
Выдалбливания из хорошей
просушенной древесины, затем
заготовку грунтуют, покрывают
тонким слоем глины, после просушки
посуда покрывается олифой и
втирается в неё алюминиевый
порошок, расписывают умелые
мастера и покрывают специальным
лаком, ставят на обжиг в большую
печь, поверхность становится
золотистой.
Дети показывают образцы
«верховой» росписи.
А теперь я вас приглашаю покататься
на весёлой карусели. Садитесь
поскорее, карусель отправляется!
Звучит музыка. Воспитатель берёт в
руки обруч , к которому прикреплены
яркие ленты.
И наше путешествие в дивный мир
хохломы подошло к концу. Всем
спасибо, что посетили нашу
выставку.
Дети берутся за ленты.
Дети (хором): Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два -
Вот и кончилась игра.