Цель : Формирование общего представления дошкольников о
зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с
окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах, о корме для
них.
Закрепить в речи детей обобщающее понятие «зимующие птицы».
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к миру птиц,
эмоциональную отзывчивость.
Активизировать внимание, развивать память детей.
Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Методы и приемы:
Наглядные : показ иллюстраций с кормушками, зимующими птицами.
Словесные : загадки, стихотворения, вопросы к детям, поощрение,
пояснение, обобщение воспитателя.
Игровые : игровая ситуация «Ворона с письмом», проблемная ситуация
«Что вы знаете о птицах», дидактическая игра «Летают – не летают», «Как».
Предварительная работа: чтение художественной литературы;
отгадывание загадок, дидактические, настольно-печатные игры; словесные
дидактические игры; рассматривание репродукций картин и иллюстраций,
изображающих зимующих птиц; наблюдение за птицами во время прогулок.
Материалы: картинки птиц (сороки, вороны, воробья, синицы, снегиря,
птицы на кормушке); альбомный лист (с нарисованной веткой рябины),
гуашь, салфетки.
Словарная работа:
Пассивный словарь: ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, кормушки,
ягоды рябины.
Активный словарь: зимующие птицы
Ход деятельности.
Воспитатель (В): Какое сейчас время года? (Зима) Какая зимой погода?
(Холодная, морозная) А вы мороза не боитесь? (Нет) Я для вас приготовила
загадки, послушайте их.
Воспитатель загадывает загадки, а отгадки с изображением птиц ставит на
доске.
1.
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки.
Да это… (снегири) .
2.
Непоседа птица эта одного с березой цвета. Верещунья, белобока, а
зовут ее… (сорока) .
3.
Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка звать её…
(синичка) .
4.
На дереве сидит, «Кар-кар» кричит. Ни кого не боится. Разбойница
птица. (ворона) .
5.
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
В: Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). А
какие это птицы? (Зимующие). А почему их так называют? (Потому, что они
никуда не улетают, а остаются с нами зимой). Ребята, а это птицы домашние
или дикие? (Дикие). Почему они дикие? (Они живут в лесу, людей боятся).
Посмотрите внимательно, все ли птицы одинаковые? (Нет). Чем они
отличаются? (Размером, цветом). А чем похожи птицы? (Они умеют летать, у
них есть крылья, перья, хвост, клюв). Чем питаются птицы? (Семенами
шишек, ягодами рябины, крошками, жучками). Как человек заботится о
птицах? (Подкармливает, развешивает кормушки) .
На доску воспитатель вывешивают картину птицы на кормушке.
В: Сколько птичек сидит на кормушке, давайте посчитаем. (Три). Сколько
летит к кормушке?(Три) Сколько всего птичек? (Шесть, много) .
Физкультминутка «Птички»
Маленькие птички,
(погладить себя по лицу сверху вниз)
Птички-невелички,(
покачать головой)
По лесу летают,
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Дидактическая игра «Кого не стало». (Дети закрывают глаза, педагог
убирает одну картинку) .
В: А сейчас давайте послушаем голоса зимующих птиц, и угадаем, кому
какой голос принадлежит.
(Дети прослушивают аудиозапись голосов птиц, стараются угадать, чей
голос) .
В: Птицы – это прекрасное создание природы. И мы с вами должны их
оберегать. Без них было бы скучно. Их звонкие, веселые песни вселяют нам
радость, оживляют природу. Давайте будем беречь и заботиться о них!
В: Теперь мы знаем о зимующих птицах, давайте сделаем на память альбом
«Зимующие птицы».
Начинается работа по изготовлению альбома под негромкую музыку
(песни птиц).