Тема: "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр"
Описание:
развитие ума, формирование таких мысли¬тельных умений и способностей, которые позволяют дошкольникам легко осваивать новое с помощью дидактических средств. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Аленушка» с.Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
« Развитие логического мышления старших дошкольников
посредством дидактических игр »
Подготовила:
Хомушку Марианна Байыр-ооловна
Кызыл-Мажалык 2016 г.
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство
в достижении цели. (А. Маркушевич)
В наш век бурного технологического и технического раз вития очень нужны
люди логически мыслящие, умеющие пользоваться современной техникой,
владеющие математиче
скими знаниями и оперирующие математическими
объектами. Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически
подготовленного к применению новых информационных тех
нологий, является
важной и перспективной для развития общества, его промышленности, науки и
культуры.
В силу этих
и многих других причин, очевидно, что грамотное развитие
математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни,
целесообразно и необходимо.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И
определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от
рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для
ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования
внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в
процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со
сверстниками.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра
для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 1960 г. в
связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются
известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.
В
последнее время поиски ученых
(З.М.Богуславская,
О.М.Дьяченко.
Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для
полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются
гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом
сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх
часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед
необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют
предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения
детей, их умственного развития. Необходи
мость игрового метода обучения
определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и
закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные
повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его
эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию
упражнения дают лучший результат, если они облекаются в за нимательную форму,
связываются с активной деятельностью. Об этой особенности детей не раз писала
Н. К. Крупская. Она ука зывала, что ребенку необходимо «ощупать каждую вещь,
понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз ос
мотреть ее,
десяток раз повторить ее название и т. д. и т. п.». Н. К. Крупская высоко оценивала
образовательное значение игры. Она говорила, что «игра — это проверка на
опыте».
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру
от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в
ее содержании, трафарет ных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и
др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо
больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в
третьих — мышления.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ре
бенка — развитие его
ума, формирование таких мысли
тельных умений и способностей, которые
позволяют легко осваивать новое. Какие это мыслительные умения? С помощью
каких дидактических средств их следует формировать? Как осу
ществлять
руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение
каждого ребенка вперед?
Математическая подготовка в дошкольном учреждении —
это часть
общей подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Отличительной чертой этого
процесса являются общая разви
вающая направленность, умственное и речевое
развитие, игровая, бытовая и трудовая деятельность.
Освоение задач
математического развития осуществляется в активных
практических действиях сравнивания, упорядочивания, обобщения,
распределения, со считывания, как в совместных со взрослыми, так и
самостоятельных. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета,
свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и
количественных представлений.
Это игры:
—
на воссоздание и изменение по форме, цвету: «Хамелеон», «Уникуб»,
«Цветное панно», «Тетрис», «Маленький дизайнер»;
—
на плоскостное и объемное моделирование: «Кубики для всех»,
«Чудо- крестики», «Чудо-соты», «Танграм», «Волшебный круг», «Игровой
квадрат», « змейка»;
—
на соотнесение карточек по смыслу: игры с пазлами: «Цвета и
формы», ассоциации», «Часть и целое», «Числа и цифры»;
—
на трансфигурацию и трансформацию: «Змейка» (объемная), «Цветок
лотоса», «Игры со спичками» (головоломки), «Геометрический
конструктор»;
—
на освоение отношений «целое — часть»: «Дроби», «Прозрачный
квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Математический планшет», «Играем
вместе»;
—
игровые материалы: блоки Дьенеша, цветные счетные палочки
Кюизенера и методические пособия к ним.
Освоение задач математи ческого развития детей осуществляется как в
организованных педагогом ви
дах деятельности — развивающих и
образовательных ситуациях, развлечени
ях и досугах, в процессе выполнения
детских проектов, — так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях
предметно-пространственной сре ды, в специально организованных игротеках,
игровых центрах, центрах экспериментирования.
С этой целью педагог помещает в игротеку игры и материалы, которые ин
-
тересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуаль
ных
способностей.
Это игры:
— на познание зависимостей и отношений («Логические цепочки»,
«Логический домик», «Дроби», «Целое — часть», игры и упражнения с
логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками
Кюизенера);
— на овладение действиями моделирования на плоскости и в объеме,
воссоздания целого из частей: головоломки, «Чудо-соты», «Маленький
дизайнер», «Кубики для всех»;
— на освоение умений преобразования (трансфигурации и трансформа -
ции): «Игровой квадрат», «Змейка», игры-головоломки с использованием
счетных палочек.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить
фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И
важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления,
способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений
потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье
ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на
сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и
процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет.
(Под ред.
А.А.Столяра. М., "Просвещение”, 1991).
2.
Формирование элементарных математических предствлений у дошкольников.
(Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988, гл. 3.17).
3.
Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном
возрасте. Носова Е.А. (из сб. "Совершенствование процесса формирования
элементарных математических представлений в детском саду”, П., 1990).
4. М.Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
5. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.
6. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика
"О". Минск. Народная асвета, 1983.
7."Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова;
Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт-Петербург", "
Акцидент" 2000 г.
8."Давайте вместе поиграем"
Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред.
Б.Б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО "Корвет". 2001 г.)