Напоминание

"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр"

Автор: Хомушку Марианна Байыр-Ооловна

Должность: заведующий ДОУ

Учебное заведение: МБДОУ д/с "Аленушка" с.Кызыл-Мажалык

Населённый пункт: с.Кызыл-Мажалык

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр"

Описание:

развитие ума, формирование таких мысли¬тельных умений и способностей, которые позволяют дошкольникам легко осваивать новое с помощью дидактических средств. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2573

Опубликовано 01.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленушка» с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва «
Развитие логического мышления старших дошкольников

посредством дидактических игр
» Подготовила: Хомушку Марианна Байыр-ооловна Кызыл-Мажалык 2016 г.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич) В наш век бурного технологического и технического раз вития очень нужны люди логически мыслящие, умеющие пользоваться современной техникой, владеющие математиче скими знаниями и оперирующие математическими объектами. Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически подготовленного к применению новых информационных тех нологий, является важной и перспективной для развития общества, его промышленности, науки и культуры. В силу этих и многих других причин, очевидно, что грамотное развитие математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни, целесообразно и необходимо. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 1960 г. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых
(З.М.Богуславская,

О.М.Дьяченко.

Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова
и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры
развивающими,
а не традиционно - дидактическими. Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходи мость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в за нимательную форму, связываются с активной деятельностью. Об этой особенности детей не раз писала Н. К. Крупская. Она ука зывала, что ребенку необходимо «ощупать каждую вещь, понюхать ее, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз ос мотреть ее, десяток раз повторить ее название и т. д. и т. п.». Н. К. Крупская высоко оценивала образовательное значение игры. Она говорила, что «игра — это проверка на опыте».
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафарет ных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Одна из важнейших задач воспитания маленького ре бенка — развитие его ума, формирование таких мысли тельных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осу ществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?
Математическая подготовка в дошкольном учреждении —
это часть общей подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Отличительной чертой этого процесса являются общая разви вающая направленность, умственное и речевое развитие, игровая, бытовая и трудовая деятельность. Освоение задач математического развития осуществляется в активных практических действиях сравнивания, упорядочивания, обобщения, распределения, со считывания, как в совместных со взрослыми, так и самостоятельных. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных представлений. Это игры: — на воссоздание и изменение по форме, цвету: «Хамелеон», «Уникуб», «Цветное панно», «Тетрис», «Маленький дизайнер»; — на плоскостное и объемное моделирование: «Кубики для всех», «Чудо- крестики», «Чудо-соты», «Танграм», «Волшебный круг», «Игровой квадрат», « змейка»; — на соотнесение карточек по смыслу: игры с пазлами: «Цвета и формы», ассоциации», «Часть и целое», «Числа и цифры»; — на трансфигурацию и трансформацию: «Змейка» (объемная), «Цветок лотоса», «Игры со спичками» (головоломки), «Геометрический конструктор»; — на освоение отношений «целое — часть»: «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Математический планшет», «Играем вместе»; — игровые материалы: блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера и методические пособия к ним. Освоение задач математи ческого развития детей осуществляется как в организованных педагогом ви дах деятельности — развивающих и образовательных ситуациях, развлечени ях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, — так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной сре ды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования. С этой целью педагог помещает в игротеку игры и материалы, которые ин - тересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуаль ных способностей. Это игры: — на познание зависимостей и отношений («Логические цепочки», «Логический домик», «Дроби», «Целое — часть», игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками Кюизенера);
— на овладение действиями моделирования на плоскости и в объеме, воссоздания целого из частей: головоломки, «Чудо-соты», «Маленький дизайнер», «Кубики для всех»; — на освоение умений преобразования (трансфигурации и трансформа - ции): «Игровой квадрат», «Змейка», игры-головоломки с использованием счетных палочек. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. ЛИТЕРАТУРА 1. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение”, 1991). 2. Формирование элементарных математических предствлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988, гл. 3.17). 3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е.А. (из сб. "Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”, П., 1990). 4. М.Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981. 5. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983. 6. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983. 7."Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт-Петербург", " Акцидент" 2000 г. 8."Давайте вместе поиграем" Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО "Корвет". 2001 г.)


Яндекс.Метрика