Напоминание

"Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность" (из опыта работы)

Автор: Файзулина Юлия Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 84"

Населённый пункт: город Новосибирск

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность" (из опыта работы)

Описание:

Эта статья будет интересна воспитателям ДОУ и студентам дошкольных факультетов. В статье описаны формы работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2594

Опубликовано 01.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84», город Новосибирск. Статья: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» (из опыта работы). Наблюдая за детьми в разных видах деятельности мне стало ясно, что они «не чувствуют» природу, не умеют с ней контактировать. Городские дети отгорожены от природы, поэтому наша задача – помочь им понять и постичь законы окружающей нас природы. Маленький человечек должен не только жить в этой среде, но и наблюдать за явлениями, происходящими в ней, получать ответы на свои вопросы. Психологи доказали, что у детей первых семи лет жизни преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому работа должна быть простроена так, чтобы необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Таким методом является экспериментирование. У ребёнка появляется возможность самостоятельно постигать законы природы. При организации опытно-экспериментальной деятельности использовались следующие формы работы:  Работа в уголках природы;  Беседы познавательного характера;  Занятия ;  Дидактические и развивающие игры;  Эксперименты и опыты;  Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций, фотографий;  Экскурсии и целевые прогулки;  Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;  Работа с родителями. Выбор форм и методов определяется с учётом возрастных возможностей детей. Для поддержки интереса к экспериментированию использую элементы театрализации. Так, например, постановка задачи, может формулироваться от имени сказочного героя. В нашем уголке природы живёт Мудрый Страшилка, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелёк?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная ёмкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили семена водой. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах не проросли и только во влажных
появились проростки), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 9 дней. Второй, и приоритетной, считаю совместную работу с родителями. Родители воспитанников моей группы принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий. Именно с родителями у ребёнка есть возможность закрепить и применить полученный на занятиях опыт. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы среда с её предметным материалом, который дети имеют в свободном распоряжении, стал стимулятором, источником поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребёнок мог бы опереться. Примером такой развивающей среды стал уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юный эколог» оснащённый разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. В опытно-экспериментальном уголке была организована работа в следующих направлениях:  «Почва» - по этому направлению дети изучают, для чего нужна почва растениям и человеку; что необходимо сделать для того, чтобы она стала мягкой и плодородной; сравнивают свойства песка и глины; выясняют, что в почве есть живые организмы.  «Воздух» - опыты с воздухом помогают детям понять, почему дует ветер, как и почему появляются волны, ловят воздух пакетами, исследуют его свойства.  «Цветики-цветочки» - тут все эксперименты связаны с растениями. Мы учим детей ухаживать за ними, видеть красоту и неповторимость цветка. Из картошки дети самостоятельно получили крахмал и исследовали его свойства: он белый, хрустящий, его добавляют в кисель, и с его помощью крахмалят бельё.  «Юные геологи» - тут мы большое внимание уделяем камням. Дети с большим интересом рассматривают коллекции камней, которые нам помогали собирать родители; изучают их названия и как их использут в своей деятельности человек.  « Вода» - это направление дети особенно любят, очень им нравится менять её вкус, цвет. Проводят опыты со снегом и льдом.  «Огород на окне и улице» - это направление развивается нами уже очень давно. Дети высаживают семена цветов, овощных культур, знакомятся с выращиванием семян разными способами: без почвы – тыквы и фасоли, черенками – смородина и малина, на тарелке –
картошка. Помещая луковицы в разные условия, в воду и в землю, наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста и скорость выбрасывания перьев лука в дневнике наблюдений. Дети схематично зарисовывают изменения в развитии растений. Это даёт им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять, как важен уход за ними. Практически всегда опыты вызывают живой интерес у детей, они хотят их повторить и не один раз. И нужно быть всегда готовым к этому и независимо от имеющегося времени и устойчивости интереса нужно повторять эти опыты столько раз, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить интерес каждого ребёнка и предоставляя ребёнку возможность совершать различные действия самостоятельно. Эксперименты могут быть самыми разными, но обязательно интересными и привлекательными и соответствовать возрасту. Помнить нужно и о технике безопасности. В свободном доступе для детей должны быть только те вещества и приборы, которые безопасны для жизни детей. Прежде чем показать детям новый опыт и тем более дать провести его им – необходимо объяснить правила проведения опыта и технику безопасности при действии с веществами, только тогда у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования. Ещё одним положительным является то, что все опыты сопровождаются у детей проговариванием того, что они делают и в следствии этого выдвигается множество гипотез-догадок и дети пытаются предугадать ожидаемый результат. Всё это положительно сказывается на развитии речи, умении детей выстраивать сложные предложения и делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это даёт возможность выработать у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций. Используя в процессе обучения детское экспериментирование и исследовательскую деятельность, мы даём возможность детям применять полученные знания на практике, ощущать уверенность в себе, развивать самостоятельность. Самое главное – что весь процесс обучения проходит в непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.


Яндекс.Метрика