Тема: "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность" (из опыта работы)
Описание:
Эта статья будет интересна воспитателям ДОУ и студентам дошкольных факультетов. В статье описаны формы работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 84», город Новосибирск.
Статья: «Формирование экологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» (из опыта
работы).
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности мне стало ясно, что
они «не чувствуют» природу, не умеют с ней контактировать.
Городские дети отгорожены от природы, поэтому наша задача – помочь
им понять и постичь законы окружающей нас природы. Маленький человечек
должен не только жить в этой среде, но и наблюдать за явлениями,
происходящими в ней, получать ответы на свои вопросы.
Психологи доказали, что у детей первых семи лет жизни преобладает
наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому работа
должна быть простроена так, чтобы необходимые сведения дети усваивали не
вербальным, а наглядным методом. Таким методом является
экспериментирование. У ребёнка появляется возможность самостоятельно
постигать законы природы.
При организации опытно-экспериментальной деятельности
использовались следующие формы работы:
Работа в уголках природы;
Беседы познавательного характера;
Занятия ;
Дидактические и развивающие игры;
Эксперименты и опыты;
Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций, фотографий;
Экскурсии и целевые прогулки;
Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
Работа с родителями.
Выбор форм и методов определяется с учётом возрастных возможностей
детей. Для поддержки интереса к экспериментированию использую элементы
театрализации. Так, например, постановка задачи, может формулироваться от
имени сказочного героя. В нашем уголке природы живёт Мудрый Страшилка,
от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети
обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что
появляется вначале: корешок или стебелёк?» Дети решили, что для
эксперимента необходима прозрачная ёмкость и вода и объяснили почему.
Затем некоторые воспитанники просто залили семена водой. А остальные
воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В
результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде
семена загнили, в сухих тампонах не проросли и только во влажных
появились проростки), а также о том, что вначале появляется корень, а затем
стебель. Длительность этого эксперимента составила 9 дней.
Второй, и приоритетной, считаю совместную работу с родителями. Родители
воспитанников моей группы принимают активное участие в обогащении
предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами
экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Именно с родителями у ребёнка есть возможность закрепить и применить
полученный на занятиях опыт.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной
деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых
минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде,
является обеспечение развития активной самостоятельной детской
деятельности. Чтобы среда с её предметным материалом, который дети
имеют в свободном распоряжении, стал стимулятором, источником
поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован
минимум знаний и способов действий, на которые ребёнок мог бы опереться.
Примером такой развивающей среды стал уголок опытно-экспериментальной
деятельности «Юный эколог» оснащённый разнообразным материалом и
оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную со
взрослыми исследовательскую деятельность.
В опытно-экспериментальном уголке была организована работа в
следующих направлениях:
«Почва» - по этому направлению дети изучают, для чего нужна почва
растениям и человеку; что необходимо сделать для того, чтобы она
стала мягкой и плодородной; сравнивают свойства песка и глины;
выясняют, что в почве есть живые организмы.
«Воздух» - опыты с воздухом помогают детям понять, почему дует
ветер, как и почему появляются волны, ловят воздух пакетами,
исследуют его свойства.
«Цветики-цветочки» - тут все эксперименты связаны с растениями. Мы
учим детей ухаживать за ними, видеть красоту и неповторимость
цветка. Из картошки дети самостоятельно получили крахмал и
исследовали его свойства: он белый, хрустящий, его добавляют в
кисель, и с его помощью крахмалят бельё.
«Юные геологи» - тут мы большое внимание уделяем камням. Дети с
большим интересом рассматривают коллекции камней, которые нам
помогали собирать родители; изучают их названия и как их использут в
своей деятельности человек.
« Вода» - это направление дети особенно любят, очень им нравится
менять её вкус, цвет. Проводят опыты со снегом и льдом.
«Огород на окне и улице» - это направление развивается нами уже
очень давно. Дети высаживают семена цветов, овощных культур,
знакомятся с выращиванием семян разными способами: без почвы –
тыквы и фасоли, черенками – смородина и малина, на тарелке –
картошка. Помещая луковицы в разные условия, в воду и в землю,
наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста и скорость
выбрасывания перьев лука в дневнике наблюдений. Дети схематично
зарисовывают изменения в развитии растений. Это даёт им
возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений,
понять, как важен уход за ними.
Практически всегда опыты вызывают живой интерес у детей, они хотят
их повторить и не один раз. И нужно быть всегда готовым к этому и
независимо от имеющегося времени и устойчивости интереса нужно
повторять эти опыты столько раз, сколько понадобится для того, чтобы
удовлетворить интерес каждого ребёнка и предоставляя ребёнку
возможность совершать различные действия самостоятельно.
Эксперименты могут быть самыми разными, но обязательно
интересными и привлекательными и соответствовать возрасту. Помнить
нужно и о технике безопасности. В свободном доступе для детей должны
быть только те вещества и приборы, которые безопасны для жизни детей.
Прежде чем показать детям новый опыт и тем более дать провести его им
– необходимо объяснить правила проведения опыта и технику
безопасности при действии с веществами, только тогда у детей будут
сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время
экспериментирования.
Ещё одним положительным является то, что все опыты
сопровождаются у детей проговариванием того, что они делают и в
следствии этого выдвигается множество гипотез-догадок и дети пытаются
предугадать ожидаемый результат. Всё это положительно сказывается на
развитии речи, умении детей выстраивать сложные предложения и делать
выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же
опытов, это даёт возможность выработать у них определённый алгоритм
действий, чёткость выполнения отдельных операций.
Используя в процессе обучения детское экспериментирование и
исследовательскую деятельность, мы даём возможность детям применять
полученные знания на практике, ощущать уверенность в себе, развивать
самостоятельность. Самое главное – что весь процесс обучения проходит в
непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.