Формирование эколого-валеологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на природу и как
следствие этого ухудшение здоровья новых поколений, желание мирового
сообщества перейти на устойчивое эколого-экономическое развитие, актуализируют
проблему формирования гармоничных взаимоотношений человека с окружающей
средой и активного отношения к своему здоровью.
Экологические проблемы,
различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах
питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе,
связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - факторы,
агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Поэтому в первом звене
непрерывного эколого-валеологического образования, одной из приоритетных задач
является сохранение здоровья детей
в процессе воспитания и обучения в
дошкольном образовательном учреждении
Валеологическое образование и воспитание - воспитание у дошкольников
потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности
здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе
валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования
здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое
воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение
гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний
Проблемы экологического образования подрастающего поколения
рассматривались в работах таких ученых как Г.Д. Гачев, Э.В.
Гирусов, А.Н.
Захлебный, И.Т.
Суравегина, А.П. Сидельновский, Л.П. Симонова, Н.К.
Шеляховская, В.А. Ясвин, и др.
Различные аспекты формирования экологической культуры в дошкольном
возрасте и создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном
учреждении получили освещение в трудах таких исследователей как В.И. и С.Г.
Ашиковы, Ж.Л. Васякина-Новикова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова
и др.
Для устранения противоречий, препятствующих природосообразному развитию
ребенка и формированию гармоничных отношений с природой, которые выражаются
в проявлении 3-х аспектов: познавательного, эстетического и практического, а также
в формировании устремленности к здоровому образу жизни при ориентации
ребенка на свои собственные усилия, необходима организация
здоровьесберегающей образовательной среды.
На формирование целостной здоровьесберегающей образовательной среды,
обеспечивающей формирование гармоничных отношений ребенка-дошкольника с
окружающей средой и активного отношения к своему здоровью нацелена программа
по непрерывному эколого-валеологическому образованию в МК ДОУ «Крутогорский
детский сад» с. Крутая Горка Шумихинского района, Курганской области.
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация
методики формирования эколого-валеологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Результатом валеологического воспитания дошкольников должно стать
решение следующих задач:
•
воспитание валеологического сознания детей, которое включает в себя
валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый
образ жизни;
•
развитие основ валеологического мышления, т.е. умения использовать
валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья,
вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно
решать свои валеологические проблемы (по возможности);
•
воспитание вылеологического мировоззрения, т.е. валеологических взглядов,
оценочных суждений о фактах и являниях, ухудшающих здоровье человека;
-формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание
сущности здорового образа жизни .
Образовательная деятельность по эколого-валеологическому воспитанию
реализуется в группе, в на участке, в парке и т. д.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений
между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет
представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными,
родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими
связать отдельные представления в целостную картину. При создании методики,
направленной на формирования эколого-валеологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности, мы
опирались на разработки М.Д. Маханевой, Л.П. Молодовой, С. Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, Т.Я. Шипуновой.
Для полноценного осуществления эколого-
валеологического воспитания детей, сис
тема работы в детском саду должна
сочетаться с работой семьи в данном направле
нии, поскольку именно семья дает
детям первый опыт взаимодействия с природой, выполнения гигиенических правил,
заботы о своём здоровье, приобщает к активной деятельности, показывает пример
отношения и взаимодействия с объектами растительно
го и животного мира.
Поэтому для организации работы по эколого-валеологическому
воспитанию детей мы применили схему «педагоги-дети-родители».Такой метод
работы позволил рассматривать в тесной связи повышения эколого-валеологической
грамотности родите
лей с повышением квалификации са
мих педагогов,
занимающихся этой проблемой, так как уровень их про
фессионального мастерства
определяет отношение семьи к развитию эколого-валеологической культуры детей, а
в конечном итоге, к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям.
При разработке данной методики мы опирались на особенности
экологического воспитания данной возрастной группы. Характерной чертой старших
дошкольников является активное по стижение окружающего мира через наблюдение
за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у
детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка
еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему
объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружаю
-
щей его действительностью.
Данная методика, была построена на принципах
развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения
сравнивать и обоб
щать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту
окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления,
творческих способностей, культуры чувств. В ходе формирующего эксперимента мы
старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и
насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход
в обучении.
Эколого-валеологические знания и навыки дети получали не только в ходе
образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис
-
следовательской деятельности, чтения книг, в ходе изобразительной и музыкальной
деятельности. Формирование эколого-валеологических представлений происходило
по разработан ному плану работы, который был составлен и совмещен с пла
ном
работы воспитателя в группе. Был разработан цикл наблюдений с проведением
опытов, экспериментов доступных для детей этого возраста.
Опыт № 1
" Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем"
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши —
слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять
форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета,
колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры
от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон
с духами, лимон, сахар.
Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня,
погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним.
Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого
знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти
предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем
издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого
издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а
воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали?
(Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон,
сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают
предмет и затем достают его.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по
запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ?
Опыт № 2 "Вода меняет цвет"
Необходимый инвентарь: банка, вода, таблетка фенолфталеина, питьевая сода,
лимонная кислота.
Покажите ребенку, как вода в обычной банке меняет свой цвет, словно по
волшебству.
Для этого в стеклянную банку налейте воду и растворите в ней таблетку
фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под названием «пурген»).
Вода останется прозрачной.
Затем добавьте в банку раствор питьевой соды — раствор окрасится в
интенсивный розово-малиновый цвет.
Насладившись таким превращением, добавьте туда ж;е уксус или лимонную
кислоту — раствор снова обесцветится.
Обратите внимание ребенка на то, что все, что вы добавляли в воду, было
белого цвета, а вода, тем не менее, окрашивалась.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатления о
жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к
природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и
практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют
возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества,
ответственности и способности принимать правильные решения.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста практиковалось и такая
форма экологического образования как экологическая тропа, которую мы
использовали как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропа - это специально разработанный или специально
оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе
осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось
ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира,
сезонными явлениями и видами труда в природе.
Для реализации задач валеологической направленности был разработан план
работы, который реализовывался с использованием разнообразных методов и
приёмов: занятий, бесед, чтение художественной литературы с просматриванием
иллюстраций, выполнение трудовых поручений, различных видов игр,
экспериментирования, приготовлений витаминных салатов с детьми,
театрализованных игр-зрелищ и т.
д. Во время выполнения трудовых поручений по
поддержанию чистоты в группе у детей воспитывались трудолюбие, неприятие
беспорядка, грязи, пыли и т.д. Через рисование, лепку у детей закреплялись
валеологические представления о здоровом образе жизни.
Заучивались с детьми
стихотворения и пословицы о здоровье.
Закрепление знаний о валеологической культуре успешно проходило в
процессе дидактических игр.
В работе с коллективом использовались следующие формы:
совместная
работа, повышение профессионального уровня на семинарах, педсоветах, изучение
литературы по данной проблеме, получение консультаций от медицинских
работников.
Опытно-экспериментальная работа по формированию эколого-
валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами
экспериментальной деятельности осуществлялась в три этапа:
- диагностическое исследование уровня сформированности эколого-
валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
-разработка и апробация методики формирования эколого-валеологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами
экспериментальной деятельности;
-контрольная диагностика сформированности эколого-валеологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
высокий уровень сформированности эколого-валеологическихпредставлений у 3
(20%) детей, средний -7 (46,6%), и низкий
– 5 (33,3%) детей старшего дошкольного
возраста.
По окончании формирующего эксперимента, было проведено повторное
диагностическое исследование, в ходе которого мы подтвердили эффективность
разработанной нами методики (высокий уровень сформированности эколого-
валеологических представлений у 8 (53,3%) детей, средний - 6 (40%), и низкий
– 1
(6,7,%) детей старшего дошкольного возраста).
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная и
апробированная методика позволили уменьшить процент детей, относящихся к
низкому уровню сформированности экологого-валеологических представлений, что
подтверждает ее эффективность.
Работа по формированию эколого-валеологических представлений показала,
что у детей, после проведенных мероприятий, появился интерес к себе и
окружающему миру, дошкольники стали бережнее относится к природе. Это говорит
о том, что при сотрудничестве всех заинтересованных сторон мы можем говорить о
эффективности разработанной нами методики.
Список использованной литературы
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных
учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва:
Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-
Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр
«Академия», 2002. - 336с.
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20
Тарасова Т.А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические
знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.