Напоминание

Формирование эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Клещева Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ "Крутогорский детский сад"

Населённый пункт: с. Крутая Горка

Наименование материала: статья

Тема: Формирование эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Описание:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2606

Опубликовано 02.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование эколого-валеологических представлений у детей

старшего дошкольного возраста
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на природу и как следствие этого ухудшение здоровья новых поколений, желание мирового сообщества перейти на устойчивое эколого-экономическое развитие, актуализируют проблему формирования гармоничных взаимоотношений человека с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому в первом звене непрерывного эколого-валеологического образования, одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении Валеологическое образование и воспитание - воспитание у дошкольников потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний Проблемы экологического образования подрастающего поколения рассматривались в работах таких ученых как Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельновский, Л.П. Симонова, Н.К. Шеляховская, В.А. Ясвин, и др. Различные аспекты формирования экологической культуры в дошкольном возрасте и создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении получили освещение в трудах таких исследователей как В.И. и С.Г. Ашиковы, Ж.Л. Васякина-Новикова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Для устранения противоречий, препятствующих природосообразному развитию ребенка и формированию гармоничных отношений с природой, которые выражаются в проявлении 3-х аспектов: познавательного, эстетического и практического, а также
в формировании устремленности к здоровому образу жизни при ориентации ребенка на свои собственные усилия, необходима организация здоровьесберегающей образовательной среды. На формирование целостной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей формирование гармоничных отношений ребенка-дошкольника с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью нацелена программа по непрерывному эколого-валеологическому образованию в МК ДОУ «Крутогорский детский сад» с. Крутая Горка Шумихинского района, Курганской области. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Результатом валеологического воспитания дошкольников должно стать решение следующих задач: • воспитание валеологического сознания детей, которое включает в себя валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни; • развитие основ валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои валеологические проблемы (по возможности); • воспитание вылеологического мировоззрения, т.е. валеологических взглядов, оценочных суждений о фактах и являниях, ухудшающих здоровье человека; -формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни . Образовательная деятельность по эколого-валеологическому воспитанию реализуется в группе, в на участке, в парке и т. д. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. При создании методики, направленной на формирования эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности, мы опирались на разработки М.Д. Маханевой, Л.П. Молодовой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Т.Я. Шипуновой. Для полноценного осуществления эколого- валеологического воспитания детей, сис тема работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направле нии, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, выполнения гигиенических правил, заботы о своём здоровье, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения и взаимодействия с объектами растительно го и животного мира. Поэтому для организации работы по эколого-валеологическому воспитанию детей мы применили схему «педагоги-дети-родители».Такой метод работы позволил рассматривать в тесной связи повышения эколого-валеологической грамотности родите лей с повышением квалификации са мих педагогов, занимающихся этой проблемой, так как уровень их про фессионального мастерства определяет отношение семьи к развитию эколого-валеологической культуры детей, а в конечном итоге, к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям. При разработке данной методики мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы. Характерной чертой старших дошкольников является активное по стижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружаю - щей его действительностью. Данная методика, была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обоб щать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. В ходе формирующего эксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Эколого-валеологические знания и навыки дети получали не только в ходе
образовательной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис - следовательской деятельности, чтения книг, в ходе изобразительной и музыкальной деятельности. Формирование эколого-валеологических представлений происходило по разработан ному плану работы, который был составлен и совмещен с пла ном работы воспитателя в группе. Был разработан цикл наблюдений с проведением опытов, экспериментов доступных для детей этого возраста. Опыт № 1 " Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем" Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д. Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами. Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.) Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар. Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ? Опыт № 2 "Вода меняет цвет" Необходимый инвентарь: банка, вода, таблетка фенолфталеина, питьевая сода, лимонная кислота. Покажите ребенку, как вода в обычной банке меняет свой цвет, словно по волшебству. Для этого в стеклянную банку налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под названием «пурген»). Вода останется прозрачной. Затем добавьте в банку раствор питьевой соды — раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда ж;е уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится. Обратите внимание ребенка на то, что все, что вы добавляли в воду, было белого цвета, а вода, тем не менее, окрашивалась.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В работе с детьми старшего дошкольного возраста практиковалось и такая форма экологического образования как экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования. Экологическая тропа - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Для реализации задач валеологической направленности был разработан план работы, который реализовывался с использованием разнообразных методов и приёмов: занятий, бесед, чтение художественной литературы с просматриванием иллюстраций, выполнение трудовых поручений, различных видов игр, экспериментирования, приготовлений витаминных салатов с детьми, театрализованных игр-зрелищ и т. д. Во время выполнения трудовых поручений по поддержанию чистоты в группе у детей воспитывались трудолюбие, неприятие беспорядка, грязи, пыли и т.д. Через рисование, лепку у детей закреплялись валеологические представления о здоровом образе жизни. Заучивались с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Закрепление знаний о валеологической культуре успешно проходило в процессе дидактических игр. В работе с коллективом использовались следующие формы: совместная работа, повышение профессионального уровня на семинарах, педсоветах, изучение литературы по данной проблеме, получение консультаций от медицинских работников. Опытно-экспериментальная работа по формированию эколого- валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами
экспериментальной деятельности осуществлялась в три этапа: - диагностическое исследование уровня сформированности эколого- валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста; -разработка и апробация методики формирования эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности; -контрольная диагностика сформированности эколого-валеологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: высокий уровень сформированности эколого-валеологическихпредставлений у 3 (20%) детей, средний -7 (46,6%), и низкий – 5 (33,3%) детей старшего дошкольного возраста. По окончании формирующего эксперимента, было проведено повторное диагностическое исследование, в ходе которого мы подтвердили эффективность разработанной нами методики (высокий уровень сформированности эколого- валеологических представлений у 8 (53,3%) детей, средний - 6 (40%), и низкий – 1 (6,7,%) детей старшего дошкольного возраста). Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанная и апробированная методика позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности экологого-валеологических представлений, что подтверждает ее эффективность. Работа по формированию эколого-валеологических представлений показала, что у детей, после проведенных мероприятий, появился интерес к себе и окружающему миру, дошкольники стали бережнее относится к природе. Это говорит о том, что при сотрудничестве всех заинтересованных сторон мы можем говорить о эффективности разработанной нами методики. Список использованной литературы Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки,
стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт- Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20 Тарасова Т.А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.


Яндекс.Метрика