Напоминание

"Физическое воспитание и саморегуляция поведения ребенка"

Автор: Капизова Лариса Григорьевна

Должность: инструктор по физической культуре

Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"

Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск

Наименование материала: Статья

Тема: "Физическое воспитание и саморегуляция поведения ребенка"

Описание:

Маленькие дети не способны к саморегуляции. Следует подчеркнуть, что накопления у ребенка опыта идет через игру – этот механизм самоорганизации и самообучения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=265

Опубликовано 22.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ г. НОЯБРЬСК
СТАТЬЯ

«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА»
Подготовила: Инструктор ФИЗО Капизова Лариса Григорьевна
Важным периодом в жизни человека является временной отрезок от 3 до 7 лет. К концу этого периода ребенок входит в общественную жизнь и утверждает себя как член общества. Он впервые сталкивается с требованиями, предъявляемыми нашей системой образования, с требованиями, похожими на те, с которыми он встречался раньше. К 7 годам у ребенка формируется представление о себе как о существе социальном, мыслящем, он приходит к важным выводам о своих личных способностях и достоинствах. Это накладывает особую ответственность на тех кто воспитывает и обучает детей. Последние годы в дошкольной педагогике наметилась тенденция к оказанию помощи дошкольнику в его вхождение в социум. Например, одной из главных задач такой программы как «Радуга», является использование новых форм организации детской деятельности, имеющей важное значение для социализации ребенка и обеспечивающей ему психологический комфорт, а также стимулирующей развитие самостоятельности и ответственности. В работе Энн Л. Браун и Джуди С. Де Лоаш «Умения, намерения и саморегуляция» высказана мысль, что любой из нас в определенной степени является новичком, когда сталкивается с новым типом проблем. Новичкам часто не удается действовать эффективно не только из за недостаточно развитой способности к умственной саморегуляции своих действий. Часто новичок многое не знает и о своих возможностях в выполнении нового задания, и о технике, необходимой для достижения требуемого результата. Он может даже затрудняться в определении целей и способов их достижения. Все эти факторы свидетельствуют об отсутствии опыта в новой проблемной ситуации. Таким образом, за частичным исключением предшествующего опыта, который переносится на новую проблему, новичок не располагает знаниями о том, как и что думать в новых обстоятельствах. Дети чаще, чем взрослые оказываются в такой ситуации, а дошкольники бывают новичками в подобных обстоятельствах почти всегда.
Это не значит, что маленькие дети не способны к

саморегуляции.
Ребенку нужно накопить опыт, который он будет использовать в решении новых проблем. Психологи предлагают следующую модель, характеризующую рост уровня самосознания в ходе решения какой либо проблемы:  вначале абсолютные новички мало демонстрируют разумную саморегуляцию или вовсе не демонстрируют ее;  по мере того как человек, решающий задачу, знакомиться с необходимыми правилами и процессами, он вступает в период осознанной саморегуляции и нарастающей активности;  действия опытного человека будут проходить гладко, поскольку необходимые процессы уже освоены до такой степени, что становятся относительно автоматическими Эта модель присуща процессам узнавания и освоения во многих областях, в частности, в сфере физического воспитания дошкольников.
Конспекты физкультурных занятий и спортивных развлечений для детей 3-7 лет построены по такой же принципиальной схеме, а именно:
через знакомство с правилами игры ребенок начинает приобретать

опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции.
Следует подчеркнуть, что накопления у ребенка опыта идет через игру – этот механизм самоорганизации и самообучения. Именно основываясь на таком понимании игры, мы ввели ее в физическое воспитание дошкольников. Благодаря новому подходу мы смогли, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывая у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, с ранних лет заложить в сознании дошкольников любовь к занятиям физкультурой. В процессе этих занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:  предсказывать последствия действия или события;  проверять результаты собственных действий (сработало ли?);  управлять своей деятельностью (как я это сделаю?);  проверять реальность (имеет ли это смысл?). Кроме того, ребенок осваивает разнообразные действия, направленные на изучение и решение проблем. Названные выше умения способствуют развитию внутренней саморегуляции – возможности управлять своим вниманием: сосредотачивать внимание, переключать внимание, направлять внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию. Предлагаемая методика занятий по физическому воспитанию, ориентированная на выработку у дошкольников навыков саморегуляции, является прекрасным подготовительным этапом к работе с детьми по методу психофизиологической саморегуляции.


Яндекс.Метрика