"Физическое воспитание и саморегуляция поведения ребенка"
Автор: Капизова Лариса Григорьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Физическое воспитание и саморегуляция поведения ребенка"
Описание:
Маленькие дети не способны к саморегуляции. Следует подчеркнуть, что накопления у ребенка опыта идет через игру – этот механизм самоорганизации и самообучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ г. НОЯБРЬСК
СТАТЬЯ
«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА»
Подготовила:
Инструктор ФИЗО
Капизова Лариса Григорьевна
Важным периодом в жизни человека является временной отрезок от 3 до 7
лет. К концу этого периода ребенок входит в общественную жизнь и утверждает
себя как член общества. Он впервые сталкивается с требованиями,
предъявляемыми нашей системой образования, с требованиями, похожими на те,
с которыми он встречался раньше. К 7 годам у ребенка формируется
представление о себе как о существе социальном, мыслящем, он приходит к
важным выводам о своих личных способностях и достоинствах. Это накладывает
особую ответственность на тех кто воспитывает и обучает детей.
Последние годы в дошкольной педагогике наметилась тенденция к оказанию
помощи дошкольнику в его вхождение в социум. Например, одной из главных
задач такой программы как «Радуга», является использование новых форм
организации детской деятельности, имеющей важное значение для социализации
ребенка и обеспечивающей ему психологический комфорт, а также
стимулирующей развитие самостоятельности и ответственности.
В работе Энн Л. Браун и Джуди С. Де Лоаш «Умения, намерения и
саморегуляция» высказана мысль, что любой из нас в определенной степени
является новичком, когда сталкивается с новым типом проблем. Новичкам часто
не удается действовать эффективно не только из за недостаточно развитой
способности к умственной саморегуляции своих действий. Часто новичок многое
не знает и о своих возможностях в выполнении нового задания, и о технике,
необходимой для достижения требуемого результата. Он может даже затрудняться
в определении целей и способов их достижения. Все эти факторы
свидетельствуют об отсутствии опыта в новой проблемной ситуации.
Таким образом, за частичным исключением предшествующего опыта,
который переносится на новую проблему, новичок не располагает знаниями о том,
как и что думать в новых обстоятельствах. Дети чаще, чем взрослые оказываются
в такой ситуации, а дошкольники бывают новичками в подобных обстоятельствах
почти всегда.
Это не значит, что маленькие дети не способны к
саморегуляции. Ребенку нужно накопить опыт, который он будет использовать в
решении новых проблем.
Психологи предлагают следующую модель, характеризующую рост уровня
самосознания в ходе решения какой либо проблемы:
вначале абсолютные новички мало демонстрируют разумную
саморегуляцию или вовсе не демонстрируют ее;
по мере того как человек, решающий задачу, знакомиться с
необходимыми правилами и процессами, он вступает в период
осознанной саморегуляции и нарастающей активности;
действия опытного человека будут проходить гладко, поскольку
необходимые процессы уже освоены до такой степени, что
становятся относительно автоматическими
Эта модель присуща процессам узнавания и освоения во многих областях, в
частности, в сфере физического воспитания дошкольников.
Конспекты физкультурных занятий и спортивных развлечений для детей 3-7
лет построены по такой же принципиальной схеме, а именно:
через знакомство с правилами игры ребенок начинает приобретать
опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции.
Следует подчеркнуть, что накопления у ребенка опыта идет через игру – этот
механизм самоорганизации и самообучения. Именно основываясь на таком
понимании игры, мы ввели ее в физическое воспитание дошкольников.
Благодаря новому подходу мы смогли, укрепляя и сохраняя здоровье детей,
вырабатывая у них устойчивые навыки в основных видах движений и в
выполнении физических упражнений, с ранних лет заложить в сознании
дошкольников любовь к занятиям физкультурой. В процессе этих занятий,
наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая
олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники
приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными
когнитивными умениями:
предсказывать последствия действия или события;
проверять результаты собственных действий (сработало ли?);
управлять своей деятельностью (как я это сделаю?);
проверять реальность (имеет ли это смысл?).
Кроме того, ребенок осваивает разнообразные действия, направленные на
изучение и решение проблем.
Названные выше умения способствуют развитию внутренней саморегуляции
– возможности управлять своим вниманием: сосредотачивать внимание,
переключать внимание, направлять внимание, направлять внимание на
расслабление и мобилизацию.
Предлагаемая методика занятий по физическому воспитанию,
ориентированная на выработку у дошкольников навыков саморегуляции,
является прекрасным подготовительным этапом к работе с детьми по методу
психофизиологической саморегуляции.