Напоминание

"Песочная терапия в рамках индивидуальной и групповой работы с детьми"

Автор: Тылибцева Екатерина Ивановна

Должность: педагог - психолог

Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад 415"

Населённый пункт: г. Пермь

Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ

Тема: "Песочная терапия в рамках индивидуальной и групповой работы с детьми"

Описание:

Игры с песком способствуют формированию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста. Эти занятия направлены на формирование у ребенка следующих умений: - организовывать совместную игровую деятельность; - принимать и исполнять соответствующую роль; - "слушать" свои чувства и переживания и высказывать свои мысли; - гармонично и эффективно общаться с другими. Задачи, которые педагог решает на занятии: - совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; - развивать фантазию и образное мышление; - способствовать проявлению эмпатии; - побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2687

Опубликовано 05.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Консультация для педагогов «Песочная терапия в рамках групповой и индивидуальной работы с детьми». Игры с песком способствуют формированию коммуникативной сферы детей дошкольного возраста. Эти занятия направлены на формирование у ребенка следующих умений: - организовывать совместную игровую деятельность; - принимать и исполнять соответствующую роль; - "слушать" свои чувства и переживания и высказывать свои мысли; - гармонично и эффективно общаться с другими. Задачи, которые педагог решает на занятии: - совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; - развивать фантазию и образное мышление; - способствовать проявлению эмпатии; - побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Ход консультации.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу вас познакомить с методом работы песочной терапии в рамках индивидуальной и групповой работы с детьми. И на практике с вами познакомиться с этим методом. - Что такое песочная терапия? Песочная терапия - один из удивительных методов терапии, в контексте арт - терапии. Это один из способов снятия внутреннего напряжения, воплощение на бессознательно- символическом уровне. - Скажите, а чем ассоциируется для вас слово песок? (ответы педагогов). Немного о методах, которые применяются в коррекционной работе с детьми. Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты, оживают сказочные герои. Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания,
освободиться от страхов. Главное достоинство Песочницы том, что она позволяет ребёнку реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Основной акцент в песочной психотерапии делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно- символическом уровне происходит отреагировании внутреннего напряжения и поиск путей развития. Песочная терапия применима в рамках психологической и психотерапевтической работы, а также является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми. Для работы используется классическая песочница. Ее еще называют «Юнгианской», в честь основателя психотерапии Карла Густава Юнга. Она должна быть обязательно деревянная, 50-70 см. выкрашена внутри в голубой цвет, создающая ассоциации моря и неба. В классической песочной терапии используются разные виды игрушек - это могут быть люди, герои мультфильмов, животные, дома, птицы, рыбы, динозавры, красивые вещи, монстры и много другое. Затем предлагается ребенку подойти к игрушкам, выбрать какие игрушки ему больше понравились и даем инструкцию: «Представь, что ты волшебник, путешественник и ты оказался в таком месте, где ничего нет, ты можешь построить свой мир…Есть песочек, игрушки, ты можешь брать любые игрушки и ставить их в песок».
Диагностика.
Мне, как специалисту важна сама диагностика. Как мы диагностируем, что происходит с ребенком. Я смотрю, как ребенок выбирает игрушки. Время
выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персонажи внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно проработать имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто ра створяется, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Безусловно, это не единственный вариант введения в пе сочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (ма ленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по- разному: «Со здай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фи гурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает». Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, вы строить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельно го процесса необходимо все разровнять. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Некоторые дети начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У дру гих создание ландшафта происходит параллельно с привнесе нием фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость. Безусловно, это тоже важная информация для нас. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего ока зываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувству ющими (правда, это может скрываться от взгляда поверхност ного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, ис следователями по натуре. Последовательность появления и
местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Песочница делится на несколько зон.
Горизонтальная часть:
Мышление, воображение клиента (голова, ментальное восприятие) Зона переживаний и чувств, самые чувствительные моменты по отношению к себе. Действия клиента
Вертикальная часть песочницы.
Прошлое клиента, воспоминания. Это телесные переживания приятные клиенту. Настоящее клиента (актуальное на данный момент, что в голове, душе) Будущее клиента (планы, фантазии, ожидания или опасения) Отношение с социумом со значимым мужчиной. Помещая фигурки в определенную часть поля, человек достает из информационных глубин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким обра зом, самая простая и доступная информация считывается из
взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем больше акцентируется человек, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей, которые он себе ста вит, и почему не свершается то, чего он хочет. Все, что поставлено справа, является самоисполняющимся пророчеством. Но если в пра вую часть поставлены события из прошлого, то они автоматически становятся препятствием к достижению цели, потому что если ка кое-то событие или мысль не дает покоя, то об этом-то постоянно и заботится подсознание: простить — не простить, забыть — не забыть, менять — не менять. Все силы, вся энергия уходит на решение предыдущих проблем, а на свершения не остается ни сил, ни времени, ни энергетических запасов. Пустота и незаполненность средней части, которая яв ляется метафорой сегодняшнего дня, говорят о том, что человек ни чего не делает для исполнения своих желаний и достижения целей. В центре ставится фигурка- это всегда клиент ставит себя. На поле еще есть углы — в них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Более того, спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут. Человек будет мучиться, биться лбом в стену, но он не увидит путей решения, пока что-нибудь не изменит, не пере двинет в своем подсознании. Пока проблема запрятана в угол, ее не будет ни видно, ни слышно. «Сначала мы задвинем в угол проблему, а потом она задвинет нас».
Символика фигур на песке.

Ландшафт
построенный на песочном пространстве, отражает кар тину внутреннего состояния человеческой психики, проявляющего ся на внешнем плане.
Вода -
мягкая, женская энергия, питание, воспитание, поддержка.
Лужа, болото -
нечто давящее, угнетающее. Все то, что уже надоело, от которого хочется избавиться.
Горы –
энергия достижения, социальный успех. В вершинах и горах могут присутствовать пещеры. Эти углубле ния притягивают и пугают одновременно. На них обязательно надо обратить внимание, в них спрятано самое сокровенное. В пещере могут быть загнаны
страхи, незащищенность.
Равнина, поле, луг –
ощущение стабильности.
Лес


символ бессознательного. Лесные массивы означают социум, наше окружение. Чем больше зарослей, тем напряженнее отношение с социумом. Деревья с плодами говорят о стремлении человека получить результат своей деятельности и признание в об ществе. Отсутствие деревьев в ландшафте показывает, что человек погружен в личные проблемы.
Вулкан -
сексуальная энергия. Существует еще и то, что клиенты любят закапывать фигурки. Они символизируют ВЫТЕС НЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части лич ности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое дру гое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр. Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней: - что это за мир, сказочная страна; - какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке); - в каких взаимоотношениях они находятся между собой; - всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то, что можно было бы сделать, чтобы им стало луч ше, что можно изменить, - какие события будут происходить в этой стране, что бу дут делать герои дальше?
Групповые игры.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 4- х и более детей. Если это сложные дети (агрессивные, гиперактивные), лучше не собирать группу более 3-х человек. Вы бу дете четвертым. Детям дается
следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того что бы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в но вой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны». Образ Волшебника в данной инструкции является «норми рующим»: его «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуа лизирует потенциальные творческие части личности и др. Для меня, как психологу важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособленно, другой - распространится на всю территорию песочницы. Можно заметить, что в песочных играх у детей включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного пре одоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия - способность к понима нию ближнего и сопереживанию ему.
Рефлексия.
Сейчас уважаемые коллеги, я попрошу вас закрыть глаза. В песочницу я запрячу разные предметы. Каждый из вас по очереди будет подходить и выбирать предмет. Выбрав предмет, вы должны от лица предмета рассказать кто вы. Затем, вам нужно составить миф, или сказку, где будут задействованы все предметы. А затем рассказать эту сказку.



Яндекс.Метрика