Напоминание

"Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Автор: Галат Марина Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Родничок"

Населённый пункт: Омская область р.п. Полтавка

Наименование материала: консультация

Тема: "Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Описание:

значение музея в воспитании дошкольников, задачи. цели, направления, принципы, технологии

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2709

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом

воспитании
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику. Музейно–образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длинную историю, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последнее десятилетие. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсии в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека. Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Музейно-образовательная программа с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
«Музейная педагогика – область научного знания, возникающая на стыке

педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и

краеведения.

Структура модели музейной педагогики включает в себя:
цель, задачи, направления, принципы,музейные педагогические технологии.
Цель музейной педагогики
– создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Развитие речи и расширения словарного запаса. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования музеев является подготовка к поисково- собирательской работе. Это направление даёт возможность проявиться в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация ребенка, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. - Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. - Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. В детских музейных экскурсиях используется вопросно- ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся
принципы
- Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
- Комплексность– включение всех типов восприятия; - Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Задачами педагога, осуществляющего деятельность
в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Технологии:

-
игровые - технология коллективных творческих дел - технологии проблемного и индивидуального обучения -метод проектов ( комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности) -детско-взрослые совместные проекты, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям
) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся: - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; - занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; - занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; - занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация; - занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; - занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. В наше время стало актуально создавать мини- музей в детских садах. Под мини- музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления: - сотрудничество ДОУ с музеями - создание и использование мини-музеев в детском саду.
Н.А. Рыжова указывает на разнообразие мини-музеев в детском саду: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и др. Можно выделять ряд характерных отличий детского музея от традиционных - его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинные и ценные экземпляры. - Это игровое и интерактивное пространство, в котором ребенок может делать, что- то самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей. - Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ. Согласно мнению А.Н. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъективных проявлений личности ребенка. Восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами, в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать визуально- пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи, понимать образы, идеи создателя, обеспечивает рождение собственных ассоциаций, аналогий, эмоционально-эстетического отклика на выразительность образа А.Н. Вербенец выделяла ряд особенностей творческих проявлений у дошкольников в процессе освоения опыта посещения музеев, которые условно можно разделить на несколько подгрупп: - творческие проявления в процессе восприятия художественных образов. Оригинальность в понимании художественного образа, установление широкого круга ассоциации, проявление синестезии (легкое вхождение в картину), обыгрывание, фантазирование по поводу изображения и пр. - проявление в процессе отражения в разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, сочинительстве) результата творческой переработки приобретенного опыта Развитие и разнообразность сюжетов, комбинирование освоенной информации (образы, представление), стремление внести изменения, избежать копирование и повторы - дополнительная группа «сопутствующих» показателей, условно названная «интерес к творчеству» Вопросы о творчестве художников, произведениях, некоторых средствах выразительности, процессе создания, рассуждения по поводу творчества и искусства, некоторые представления о творчестве, художественном процессе - дополнительная группа показателей, условна названная «мотивационно-рефлексионные проявления» Желание отличиться, сделать не так, как у всех, проявить собственное Я, рефлексия результата и процесса деятельности, эмоциональные реакции в процессе экскурсии по отношению к необычным предметам, интересным вопросам, проявление догадки, сообразительности. Поскольку важной частью концепции музейной педагогики является активность ребенка, важны средства, с помощью которых, с созерцание предметов искусства превращается в созидательный процесс. В этом смысле существенным подспорьем для педагогов являются изданные за последние пять лет программы и пособия, обогащающие деятельность дошкольников на занятиях. Наиболее известная в настоящее время музейная-педагогическая программа– «Здравствуй, музей!» А.М.Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др..К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированы на художественно эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий и упражнения помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея,
познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы. В составе УМК «Предшкола нового поколения» имеются книги для работы взрослых и детей %-6 лет , разработанные Н.А. Чураковой: «кронтик в музее. История с волшебной палочкой.», «Кронтик в музее. Как там – внутри картин» «В музее с Кронтильдой». Цель книг – воспитать интерес у детей к живописным произведениям через решение ряда задач: развитие интеллектуальных умений, пространственных ориентиров и двигательно- моторных умений и навыков. Данные издания подкреплены дополнительными методическими материалами в форме репродукций картин известных художников. А.В. Грановская опубликовала книги для для создания совместных занятий детей и родителей «Первые уроки творчества от великих художников». О.В.Кравцова справедливо утверждает, что музейная педагогика в ДОУ базируется на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Применение игровых технологий в музее привлекательно для детей в ряду причин - возможность общаться - сотрудничество, партнерство - конкуренция, соревновательность - возможность творчества, проявление своих способностей - возможность получения и применение на практике новых знаний - достижение результата, победы - возможность попробовать себя в новых ролях Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией - музейные занятия в музее, - ролевые и игровые экскурсии в музее, - экскурсионные дни в рамках фестиваля музейных программ, - разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира - мультимидийные программы для детей. Организуя работу в разках направления, музейная педагогика опирается на идею партнерства родителей и педагогов, единое понимание ими целей и задач музейной педагогике. С. Гарькушина выделяет два этапа во взаимодействии с родителями: 1. изучение запросов родителей с помощью анкеты: «Семья в музее» 2. информационный, подразумевающий сообщение родителям сведений о планирующих музейных экспозициях, деятельности в рамках мини-музеев в ДОУ. В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы. Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев необходимо использовать различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты должны располагаться на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея
обязательно отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополнять новыми экспонатами. ВЫВОД: Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!


Яндекс.Метрика