Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом
воспитании
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из
немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им
деятельность прочно вошли в педагогическую практику.
Музейно–образовательная
программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к
культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также
окружающего предметного мира.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной
педагогики. Она имеет длинную историю, но в дошкольном образовании стала играть
существенную роль только в последнее десятилетие.
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество
детского сада и музея, организацию посещений, экскурсии в музеи разной тематики.
Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников,
организовывали различные мероприятия.
Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе
отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка
музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача экскурсовода
помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется
большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это
непосредственно связано с формированием музейной культуры человека.
Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем
возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными
предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.
Музейно-образовательная программа с детьми призвана раскрывать и развивать
потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения;
создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала;
преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать
нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с
родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить
духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости,
сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них
предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями,
другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных
впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями
творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется
достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость,
мышление и т.д.).
«Музейная педагогика – область научного знания, возникающая на стыке
педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и
краеведения.
Структура модели музейной педагогики включает в себя:
цель, задачи, направления, принципы,музейные педагогические технологии.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения
её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения
успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою
неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной
практики;
Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности
музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата
музейной педагогики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское.
Важным этапом в процессе комплектования музеев является подготовка к поисково-
собирательской работе.
Это направление даёт возможность проявиться в исследовательской работе, проявить
свои исследовательские умения. Одним из основных принципов любой
исследовательской работы является комплексность. В процессе исследовательской
работы происходит социальная адаптация ребенка, так как через личностное отношение к
существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и
приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское).
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное
или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но
и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает
большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники.
- Экскурсионное.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная
на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной
теме и специальному маршруту. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-
ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка
(рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно
рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее –
непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под
руководством педагога.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках
музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся
принципы
- Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
- Комплексность– включение всех типов восприятия;
- Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и
навыков на основе специально разработанных программ.
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной
педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и
проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.
оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с
памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Технологии:
- игровые
- технология коллективных творческих дел
- технологии проблемного и индивидуального обучения
-метод проектов ( комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку
проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей
деятельности)
-детско-взрослые совместные проекты, в которой взрослый выступает
отчасти организатором, отчасти консультантом.
Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным,
талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже
важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям ) проведения занятия, которые могут
применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной
практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий,
мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного
материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд,
следствие, дебаты в парламенте.
В наше время стало актуально создавать мини- музей в детских садах. Под мини-
музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а
многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов,
встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и
проектная деятельность.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два
крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Н.А. Рыжова указывает на разнообразие мини-музеев в детском саду: фольклорные,
исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и др.
Можно выделять ряд характерных отличий детского музея от традиционных
- его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые
предметы, а не только подлинные и ценные экземпляры.
- Это игровое и интерактивное пространство, в котором ребенок может делать, что-
то самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей.
- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Согласно мнению А.Н. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к
искусству, развитию творчества и субъективных проявлений личности ребенка.
Восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами,
в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать визуально-
пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи,
понимать образы, идеи создателя, обеспечивает рождение собственных ассоциаций,
аналогий, эмоционально-эстетического отклика на выразительность образа
А.Н. Вербенец выделяла ряд особенностей творческих проявлений у дошкольников
в процессе освоения опыта посещения музеев, которые условно можно разделить на
несколько подгрупп:
- творческие проявления в процессе восприятия художественных образов.
Оригинальность в понимании художественного образа, установление широкого круга
ассоциации, проявление синестезии (легкое вхождение в картину), обыгрывание,
фантазирование по поводу изображения и пр.
- проявление в процессе отражения в разнообразной деятельности (продуктивной,
игровой, сочинительстве) результата творческой переработки приобретенного опыта
Развитие и разнообразность сюжетов, комбинирование освоенной информации
(образы, представление), стремление внести изменения, избежать копирование и повторы
- дополнительная группа «сопутствующих» показателей, условно названная «интерес к
творчеству»
Вопросы о творчестве художников, произведениях, некоторых средствах
выразительности, процессе создания, рассуждения по поводу творчества и искусства,
некоторые представления о творчестве, художественном процессе
- дополнительная группа показателей, условна названная «мотивационно-рефлексионные
проявления»
Желание отличиться, сделать не так, как у всех, проявить собственное Я, рефлексия
результата и процесса деятельности, эмоциональные реакции в процессе экскурсии по
отношению к необычным предметам, интересным вопросам, проявление догадки,
сообразительности.
Поскольку важной частью концепции музейной педагогики является активность
ребенка, важны средства, с помощью которых, с созерцание предметов искусства
превращается в созидательный процесс. В этом смысле существенным подспорьем для
педагогов являются изданные за последние пять лет программы и пособия, обогащающие
деятельность дошкольников на занятиях.
Наиболее известная в настоящее время музейная-педагогическая программа–
«Здравствуй, музей!» А.М.Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др..К ней прилагаются
тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированы на
художественно эстетическое развитие детей 5-7 лет. Система заданий и упражнения
помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея,
познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать
выразительные и интересные образы.
В составе УМК «Предшкола нового поколения» имеются книги для работы взрослых и
детей %-6 лет , разработанные Н.А. Чураковой: «кронтик в музее. История с волшебной
палочкой.», «Кронтик в музее. Как там – внутри картин» «В музее с Кронтильдой». Цель
книг – воспитать интерес у детей к живописным произведениям через решение ряда
задач: развитие интеллектуальных умений, пространственных ориентиров и двигательно-
моторных умений и навыков. Данные издания подкреплены дополнительными
методическими материалами в форме репродукций картин известных художников. А.В.
Грановская опубликовала книги для для создания совместных занятий детей и родителей
«Первые уроки творчества от великих художников».
О.В.Кравцова справедливо утверждает, что музейная педагогика в ДОУ базируется
на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Применение игровых
технологий в музее привлекательно для детей в ряду причин
- возможность общаться
- сотрудничество, партнерство
- конкуренция, соревновательность
- возможность творчества, проявление своих способностей
- возможность получения и применение на практике новых знаний
- достижение результата, победы
- возможность попробовать себя в новых ролях
Музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с
аудиторией
- музейные занятия в музее,
- ролевые и игровые экскурсии в музее,
- экскурсионные дни в рамках фестиваля музейных программ,
- разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями
России и мира
- мультимидийные программы для детей.
Организуя работу в разках направления, музейная педагогика опирается на идею
партнерства родителей и педагогов, единое понимание ими целей и задач музейной
педагогике.
С. Гарькушина выделяет два этапа во взаимодействии с родителями:
1. изучение запросов родителей с помощью анкеты: «Семья в музее»
2. информационный, подразумевающий сообщение родителям сведений о планирующих
музейных экспозициях, деятельности в рамках мини-музеев в ДОУ.
В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями
определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для
размещения.
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей –
результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы
весь материал систематизируется и дополняется.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для
расположения мини-музеев необходимо использовать различные части групповых
комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них
обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты должны
располагаться на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея
обязательно отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно
пополнять новыми экспонатами.
ВЫВОД:
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми
дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные
ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками,
приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в
детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени,
а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников,
а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика
показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у
детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы
воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а
также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что
сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится
им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии
на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!