Напоминание

"Развитие у ребенка мелкой моторики рук"

Автор: Лосева Татьяна Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ "Победительский детский сад"

Населённый пункт: Омская область, Кормиловский район, село "Победитель"

Наименование материала: Собрание-практикум

Тема: "Развитие у ребенка мелкой моторики рук"

Описание:

Собрание разработано с учетом программы "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Собрание поможет родителям развивать моторику рук в домашних условиях.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2717

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Собрание-практикум Развитие у ребенка мелкой моторики рук Цели:  показать важность моторики по развитию мелкой моторики рук;  обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;  научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Подготовительная работа:  организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, подделок из природного материала, ткани, пластилина);  изготовления приглашений на собрание для родителей;  подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;  подбор слайдов с пальчиковыми играми;  изготовление кроссворда по теме собрания;  организация выставки развивающих игр: шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры. Оборудование:  плакаты с высказываниями: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский). «Рука - это инструмент всех инструментов». (Аристотель). «Рука - это своего рода внешний мозг» (Кант).  пластилин, дощечки для лепки, стеки, нарукавники;  листы бумаги;  описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;  мультимедийная установка для показа слайдов;  слайды с фотографиями играющих детей.
Участники:  воспитатель;  родители;  педагог-психолог;  педагог по изобразительно деятельности. Форма проведения: собрание - практикум. Ход собрания. I.Организационная часть Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку: Пять да пять – родные братцы, Так все вместе и роднятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте как их звать? (Пальцы.)
Наш ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно, о пальцах. Тема нашего сегодняшнего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы. …А вот кроссворд, который необходимо решить. (Примерный перечень лов кроссворда: моторика, рука, пальцы, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.) О соотношении этих понятий нам расскажет педагог-спихолог. II.Основная часть 1.Сообение педагога-психолога «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка». Педагог-психолог. Очень часто вы спешите, усаживая ребенка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связанно. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму – игра. Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности при овладении навыком письма. Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Умения выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается
созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи:  косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;  готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при тонких движениях пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движение окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:  Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, с корой головного мозга.  В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
(например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д.).  В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторики и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». (обращает внимание участников на плакаты с высказыванием великих детей). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развитие речи детей и подготовки их к школьному обучению. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха. 2. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина». На столах коробки с пластилином, дощечки для лепки, стеки, нарукавники, -словом, все что нужно для правильной организации работы детей с пластилином.
Педагог по изобразительной деятельности . Проведем практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина. Хочу предложить вам способ изготовления пластилинового петушка.  Начинаем с изготовления гребешка и туловища. Скатайте три маленьких красных и один большой желтый шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.  Далее изготавливаем глаза и клюв. Скатайте два маленьких белых шарика – глаза, черные малюсенькие бусинки – зрачки и оранжевый шарик – клюв. Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заостренными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.  Приступаем к выполнению крыльев и хвоста. Для крыльев понадобятся два зеленых одинаковых шарика, для хвоста – три разноцветных. Зеленые шарики для крыльев сминаем в плотные лепешки и немного загибаем концы лепешек вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста.  И, на конец, оформляем петушка. Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепешки и делаем надрезы в виде пальцев. Прилепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу. Теперь давайте оформим выставку работ. Поставьте, пожалуйста, своих петушков на ступеньки лесенки – на то место, где обычно находятся поделки вашего ребенка (его вам покажет воспитатель).
3. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка» Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а так же детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральное представление, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью и пальцами руки ребенка будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы . (Показывает несколько фигур, родители пробую повторить). Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света) . Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координация движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи. (Если есть возможность , имитирует при помощи настольной лампы театра теней и предлагает кому-нибудь из родителей изобразить фигуру этого театра.) Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами.
Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, оно из без того на редкость красноречиво и увлекает в свой волшебный мир оживших образов всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лис бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь; игрушки-забавы, например прыгающий лягушонок, - и так до целой сказки с несколькими персонажами. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребенком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздает родителям листы бумаги и показывает несколько простейших способов изготовления фигур с помощью техник оригами.) Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:  Работа с раскрасками – штриховка;  Пальчиковая гимнастика – шнуровка;  Игры с конструктором, мозаикой;  Лепка из глины и пластилина;  Нанизывание бус, бисера;  Сматывание цветных ниток в клубочки;  Работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры), некоторые из которых представлены на нашей выставке, с ней вы можете познакомиться после собрания. Подробнее остановлюсь на играх-шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:  Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;  Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);  Способствуют развитию речи;  Развивают творческие способности;  Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Познают мир руками не только крохотные малыши-игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и старшим дошкольникам. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки – и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодиться. Нам, в отличии от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку – набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого- нибудь еще деревянного предмета с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочки заполучить запретную иголку с ниткой и стать «стать совсем как мама»? Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение неправильно
сформированного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться задолго до поступления в школу. Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо – сложный навык, основанный на выполнении тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Наша задача состоит в том чтобы в содружестве с семьей развивать мелкую мускулатуру рук и подготовить руку к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого не возможно быстро и успешно освоить навык письма. III Заключительная часть. Рефлексия Воспитатель. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.
Воспитатель показывает участникам слайд-шоу. В нем можно зафиксировать, как дети выполняли некоторые упражнения в группе, сопроводив слайды пословицами, поговорками и т. д. Например: «Сделал дело – гуляй смело!» или «Есть терпение, будет и умение». - А теперь позвольте спросить: - Что нового вы узнали на собрании? - Какие выводы вы для себя сделали? - Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме? К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать. (Вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».)


Яндекс.Метрика