Напоминание

"Влияние мелкой моторики на развитие речи и общее развитие детей"

Автор: Лосева Татьяна Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ "Победительский детский сад"

Населённый пункт: Омская область, Кормиловский район, село "Победитель"

Наименование материала: Из опыта работы воспитателя

Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие речи и общее развитие детей"

Описание:

В работе представлены материалы способствующие развитию мелкой моторики руки, применяемые мною на практике.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2719

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. «Влияние мелкой моторики на развитие речи и общее развитие детей» Из опыта работы воспитателя МДОУ «Победительский детский сад» Лосевой Татьяны Александровны 2015г.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Глава 1. Актуальность Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, требуют специального значения. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. А так как центр движений пальцами и центр речи находятся в коре головного мозга по соседству, то движения мелких мышц пальцев способствуют развитию речевой функции и, в конечном счёте, развитию интеллекта. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Следовательно, этот факт можно использовать в работе с детьми: тренировать движения пальцев рук для того, чтобы стимулировать речевое развитие детей. Доказано, что уровень развития мышления и речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то интеллектуальное и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и интеллектуальное, и речевое развитие. При ряде нарушений развития мышления и речи отмечаются, выраженные в разной степени, отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития тонкой моторики - один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Дети, имеющие высокий уровень развития тонкой моторики, умеют логически рассуждать, у них хорошо развиты познавательные процессы. Когда ко мне в группу, три года назад пришли дети, я отметила тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижны. Движения их отличаются
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. неточностью, несогласованностью. Некоторые дети держали ложку в кулаке, с трудом правильно брали кисточку, карандаш, ножницы. Не могли расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Отметив это, я решила тренировать движение пальцев рук.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Глава 2. Цель и задачи. В своей работе я ставлю перед собой цели:  Развивать речь детей, подготовить детей к овладению навыком письма, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, я решаю следующие задачи:  Сочетать игры и игровые упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.  Делать работу по совершенствованию мелкой моторики регулярно, выделив для нее оптимальное время.  Подтвердить целесообразность проведения игр по развитию мелкой моторики.  Выяснить влияет ли развитие мелкой моторики на коррекцию звукопроизношения.  Повысить интерес детей к играм и игровым упражнениям по развитию моторики.  Выяснить общие интеллектуальное развитие детей.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Глава 3. Содержание работы с детьми и предметно-развивающая среда. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, так как упражнения, игры, различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, развивать речь детей в процессе обучения, к овладению навыком письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами окончательно развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Замечено, что у многих современных детей имеется общее моторное недоразвитие. Вспомним, как были одеты дети 20 лет назад и как сейчас. Раньше у всех детей была одежда с пуговицами, которую сейчас вытеснили "молнии" и липучки, обувь на шнурках, которую сейчас также заменили липучки и "молнии". Сейчас дети не утруждают себя завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. И все эти действия способствовали развитию ручной умелости, косвенно готовили детей к овладению письмом, позитивно влияли на умственное развитие. . Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры » - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Игра 1. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики. Игра 2. Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа,
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Это – дед. И у нас разлада нет. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну « пальчиковую игру », он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более, старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Большую пользу для развития моторики оказывают упражнения с горохом, пшеном, фасолью. Например, выкладывая контуры предметов из них. (Рис. 1, Рис. 2)
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рис.2 Очень много разнообразных упражнений с фасолью двух цветов, я использую на своих занятиях. Эти упражнения детям очень нравятся и они с удовольствием в них играют. 1серия упражнений. Оборудование: фасоль двух цветов (небольшая горсть), коробочка или маленькая тарелочка. Для выполнения упражнений 13-16, 21-24 необходимы 2 коробочки. При выполнении всех упражнений фасоль рассыпана на столе, нужно переложить её в коробочку. Детям предлагаем игровой сюжет: Каркуша хочет кушать, для того, чтобы её накормить, необходимо переложить зёрна в коробочку. Но способы перекладывания предлагаем разные на каждом занятии. 1. Большим и указательным пальцем правой руки. 2. Большим и указательным пальцем левой руки. 3. Большим и указательным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 4. Большим и средним пальцем правой руки.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. 5. Большим и средним пальцем левой руки. 6. Большим и средним пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 7. Большим и безымянным пальцем правой руки. 8. Большим и безымянным пальцем левой руки. 9. Большим и безымянным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 10.Большим пальцем и мизинцем правой руки. 11.Большим пальцем и мизинцем левой руки. 12.Большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 13.Большим и указательным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 14.Большим и средним пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 15.Большим и безымянным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно. 16.Большим пальцем и мизинцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. 17.Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну. 18.Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну. 19.Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну. 20.Мизинцами обеих рук берём по одному зерну. 21.Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного в другую. 22.Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного в другую. 23.Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного в другую. 24.Мизинцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую. 2 серия упражнений Оборудование
:
фасоль двух цветов уже собранная в коробочку (тарелочку), таблица на листе формата А-4. рисунки 10-14. Детям предлагаем игровой сюжет: у Каркуши есть друзья, которых тоже нужно накормить. Рисунок 3. Отправляем зёрна на самолёте. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо, положить по одному зерну. Рисунок 3. Отправляем зёрна на машине. В каждый квадрат, на котором изображёна машина необходимо, положить по одному зерну. Рисунок 3. Отправляем зёрна на тракторе. В каждый квадрат, на котором изображён трактор необходимо, положить по одному зерну.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рисунок 3. Отправляем зёрна на самолёте и машине. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо, положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по одному красному. Рисунок 3. Отправляем зёрна на самолёте и машине. В каждый квадрат, на котором изображён самолёт необходимо, положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по одному красному. Рисунок 3. Отправляем зёрна на тракторе и машине. В каждый квадрат, на котором изображён трактор необходимо, положить по одному белому зерну, в каждый квадрат, на котором изображена машина по два красных. Рис.3 Рисунок 4. Нужно накормить волка. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо, положить по одному зерну. Рисунок 4. Нужно накормить зайца. В каждый квадрат, на котором изображён заяц необходимо, положить по одному зерну. Рисунок 4. Нужно накормить лису. В каждый квадрат, на котором изображена лиса необходимо, положить по одному зерну.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рисунок 4. Нужно накормить волка и лису. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо, положить по одному белому зерну, в квадрат с изображением лисы по одному красному. Рисунок 4. Нужно накормить волка и зайца. В каждый квадрат, на котором изображён волк необходимо, положить по два белых зерна, в квадрат с изображением зайца по одному красному. Рисунок 4. Нужно накормить зайца и лису. В каждый квадрат, на котором изображён заяц необходимо, положить по одному белому и одному красному зерну, в квадрат с изображением лисы по два красных. Упражнения можно менять по разному. Рис.4 В наше время очень много разной литературы, пособий и игр, которая помогает родителям и воспитателям развивать руку ребенка. Работая над этой темой несколько лет, я придумала проект книги «Я сам», которую в
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. дальнейшем изготовила. С помощью этой книги дети многому учатся, у них развивается мышление, память, речь, логика, воображение. Каждая страница этой книги очень яркая и необычная. Страница 1. Елка. Ребенок сам может нарядить елку, как ему понравиться. Страница 2.Яблоко. Внутри яблока на ленте пришита гусеница. Если потянуть за один конец ленты, то гусеница вылезет из яблока, за другой конец потянуть – она в яблоко спрячется. (Рис.5) Рис.5 Страница 3. Облако, солнышко и дождик. Облако сделано как двойной кармашек. Солнышко крепиться на липучке, убирается за облачко (солнышко прикреплено дополнительно на нитке, чтобы не потерялось). Снизу на облаке открывается второй кармашек – на молнии. Там прячется дождик ( из ниток или тонких атласных лент). К язычку молнии прикреплено колечко для удобства. (Рис.5) Страничка 4. Курочка. Крылышко поднимается и под ним сидит цыпленок, внутри которого вставлена пищалка. Если на нее нажать, она очень натурально пищит. (Рис.6)
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Страница 5.Домик, в котором кто - то живет. Можно открыть дверь и посмотреть, кто там. (Рис.6) Рис.6 Страница 6. Корзинка с шариками. Шарики сделаны из ткани разных ярких цветов, крепятся на липучки, каждый шарик прикреплен к корзинке на тесьму. Липучка очень удобна, ребенок без особого усилия убирает и ставит шарики. Страница 7. Рубашка. На ней можно научиться расстегивать и застегивать пуговицы. Пуговицы разных цветов. Ребенок учится цветовой гамме.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рис.7 Страница 8. Телефон. Трубка снимается. Она крепится на страничке при помощи липучки. (Рис.8) Страница 9. Косы. Ребенок учится расплетать, заплетать косы и завязывать ленточки. (Рис.8)
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Страница 10. Кеда, которую, можно расшнуровывать – зашнуровывать. Расположена она так, как ребенок видит ее на ноге. (Рис.9) Рис. 9 Работая с социальными партнерами, мы с детьми посещаем школу.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Ребята - школьники показывают подделки, которые они изготавливают на уроках домоводства. Младшие школьники подарили нам: « Трансформер» - конструктор, который изготовили вместе с учителем. Играя с этим «трансформером» конструктором активизируется сразу несколько сторон. Развитие ребенка работает все, что связано с осязанием, моторикой, восприятием формы пространственным мышлением. Конструктор дарит детям возможность создания нового общения «я сам что то могу». Сотворения нового мира – процесс эмоционально насыщенный, исполненный радости от собственных успехов. Малыши пытаются строить опытным путем, исследуют свойства предметов (размер, форму, соответствия) и осознают физические явления (равновесие, подвижность). Это само по себе занятие увлекательное. Ребенок начинает использовать конструктор как элемент для режиссерских игр: строит домик для медведя, мостик через речку, расставляет «пеньки», чтобы медведь смог присесть и съесть пирожок. Конструктор помогает моделировать пространство для игры, в любой момент, изменяя его в соответствии с сюжетом. Рис.10 Маленький творец свободно фантазирует, и его деятельность не зависит от того, есть у него или нет именно такой домик, замок, пенек и прочее, какие нужны по игре. (Рис.10, 11) С помощью конструктора он сам создает то, что ему необходимо. Конструктор отлично развивает моторику и мышление, а эти качества необходимы как мальчикам, так и девочкам. Они с удовольствием с ним играют. Рис.11 Увидев в журнале «Дошкольное воспитание» рисунок волшебной муфточки, я изготовила ее и применяю в своей практике для проведения игр.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. С «волшебной муфточкой» можно играть в различные игры направленные на развитие воображения, внимания, памяти, мышления, речи, умение различать и называть цвета, усидчивости, самостоятельности и творчества. Играя с муфточкой, дети учатся находить геометрические фигуры определенной формы с помощью тактильных ощущений. Учатся находить и нанизывать на шнурок геометрические фигуры в муфте, у детей формируется навыки шнурования, завязывания банта, плетение косичек. Можно устроить соревнования: кто быстрее зашнурует и завяжет на ней бант.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рис. 12 Эту муфточку я использую при проведении индивидуальной работы, в самостоятельной деятельности детей и конечно же в совместной деятельности воспитателя и детей.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Рис. 13 Глава 4. Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями одно из важных направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движения пальцев. Прежде всего я рекомендую родителям литературу, которая может помочь в этой работе. Я постоянно обращаюсь к родителям с просьбой поспособствовать ребенку в выполнении задания, например, провести графический диктант, заштриховать рисунок, создать творческую работу (придумать поделку из йогуртовой баночки или из яйца). Я объясняю родителям, для чего это нужно, и всегда нахожу отклик. Таким образом, родители превращаются в моих помощников, и работа с детьми становится более результативной. Так же организовала и провела собрание по теме: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Показала важность по развитию мелкой моторики рук и обучала родителей психотехническим играм и упражнениям.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Правила практикум по теме: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников (Практикум для родителей) Развивающие игры – Пальчиковые игры». Ознакомила родителей с развивающими пальчиковыми играми, которые родители могут организовать дома с детьми. Глава 5. Результативность и перспектива. В начале и в конце учебного года я провела обследование мелкой моторики руки каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества и включающее в себя ряд заданий: 1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики»); 2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета); 3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой); 4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро- кулак», «Коза-заяц»); 5.Обследование щепоти руки (катание шарика).
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому. Высокий уровень: Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно. Средний уровень: Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого. Низкий уровень: Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают. Все полученные результаты я занесла в таблицу: «Развитие мелкой моторики руки». Высокий Средний Низкий
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. уровень уровень уровень Начало уч.г. 35 % 43 % 22 % Конец уч.г. 72 % 26 % 2 % К концу учебного года подавляющее большинство детей группы (72 %) имело высокий уровень развития мелкой моторики, с низким уровнем осталось 2 процента. Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной, так как у ребёнка вырабатывается необходимый навык для успешного дальнейшего развития ребенка. В перспективе у меня задача – разработать пальчиковый алфавит (изображение пальцами букв). Например: «А – руки сложены в шалаш, между ними - карандаш. Мы закончили едва - появилась буква А». Цель такой работы: закрепить графический образ печатной буквы; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; поддержать эмоциональный интерес к занятиям. Большинство детей дошкольного возраста очень любят двигаться, для них движение это способ познания мира. Значит, чем точнее и легче будут детские движения, в том числе и мелкие, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Заключение. В заключении можно сказать следующее: развивая мелкую моторику, мы благотворно влияем на интеллектуальную готовность ребенка. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят огромную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, формируется художественный вкус, и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики, тем высоких результатов мы сможем добиться у детей, тем меньше трудностей они будут испытывать в дальнейшем. В нашем детском саду эта работа начинается задолго до школы. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. В свободной игровой деятельности нанизываем бусы, плетем бисер и многое другое. Ежедневная систематическая работа приносит свои плоды: дети из нашего детского сада идут в школу с хорошим интеллектуальным показателем и хорошо развитой моторикой рук.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. Литература. 1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов \ Е.С. Анищенкова. –М.: АСТ:Астрель.2006. 2. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей \ Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М.: и Д, 2006.; 3. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет \ О.И. Крупенчук.- СПб.: Литера,2008. 4. Москаленко, В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений \ В. В Москаленко..– Волгоград, 2009. 5. Новикова, Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей \ Е. В. Новикова. – М.: Гном – Пресс,2000.
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. 6. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей \ О. А. Новиковская– М.: АСТ;СПб.: Сова, 2006. 7. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи детей \ А. Е. Белая, В. И. Мирясова.-М.: АСТ:Астрель.2004 8. Трясорукова, Т. П. Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков\Т. П. Трясорукова. – Ростов –на-Дону.2012 9. О.В Узорова, Е. А Нефедова. Игры с пальчиками. М: АСТ:Астрель.2004 10.О.А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием не стандартного оборудования.- Санкт – Петербург: ДЕТСТВО-Пресс, 2012 Содержание Глава 1. Актуальность Глава 2. Цель и задачи Глава 3. Содержание работы с детьми и предметно-развивающая среда Глава 4. Взаимодействие с родителями Глава 5. Результативность и перспектива Заключение Литература
МДОУ «Победительский детский сад Ромашка» Лосева Т. А. . .


Яндекс.Метрика