Напоминание

"Ознакомление с предметным и социальным окружением"

Автор: Олишевко Наталья Юрьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"

Населённый пункт: ЯНАО Г. Ноябрьск

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Ознакомление с предметным и социальным окружением"

Описание:

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением детей второй младшей группы составлена в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Крепыш" муниципального образования город Ноябрьск по образовательной области "Познавательное развитие

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2724

Опубликовано 07.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «Крепыш»)

ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25 Email: krepysh07@inbox.

ru

«Рассмотрено»
на заседании Педагогического совета протокол № _____ от «___» ___________20__г. Председатель Педагогического совета:____________________
«Согласовано»
Заместитель заведующего ___________Е.Г.Старцева «___»____________20___г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Крепыш» ________________ Л.В.Цэруш приказ от «___» _________20__г. № ________
Рабочая программа
Образовательная область
«Познавательное развитие»
вторая младшая группа образовательный компонент
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
на 2015 – 2016 уч. год
3 периода организованной детской деятельности в месяц

(всего 28 периодов)
2015 г. Составители: Олишевко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ «Крепыш»

Пояснительная записка
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением детей второй младшей группы составлена в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск по образовательной области «Познавательное развитие». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой.– М.:/ Мозаика-Синтез, 2014. 2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа. – М.:/ Мозаика-Синтез, 2014. Программа рассчитана на 28 периодов организованной детской деятельности в год (3 раза в месяц). Длительность одного - 15 минут.
Цель программы –
развитие познавательных интересов детей, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.); развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Задачи программы:
1. Ознакомление предметным окружением  Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).  Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.  Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).  Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). 2. Ознакомление с социальным миром  Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.  Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.  Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково- исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является:  выявление индивидуальных возможностей воспитанника;  создание ситуации успеха в ходе образовательной деятельности;  использование нетрадиционных видов (опыты, эксперименты, экскурсии, игры - путешествия, проблемные ситуации, игровые задания ).
Реализация национально-регионального компонента
представлена по следующим направлениям:  рассматривание иллюстраций, картин;  использование подвижных, дидактических игр, физкультминуток народов Севера.
Особенности организации образовательного процесса
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач осуществляется в ходе организованной детской деятельности, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Формы организации образовательного процесса

Содержание

работы

Формы работы

Форма

организации

детей

Организованная детская деятельность
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» Познавательная беседа, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и иллюстраций, создание специальных ситуаций, проектная и опытническая деятельность, исследовательская деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач, музыкально-дидактические игры, целевые экскурсий и прогулки,, игры и развлечения, трудовая и продуктивная деятельность, проблемные ситуации, составление описательного рассказа, презентации. подгрупповая индивидуальная
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. 3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не
пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого. В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать). В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями). Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Тематический план



Раздел

Тема

Количество

организованной

детской

деятельности

В том числе

практическо

й
1 Предметное окружение Транспорт 1 1 2 Предметное окружение Мебель 1 1 3 Явления окружающей жизни Папа, мама, я - семья 1 1 4 Явления окружающей жизни Одежда 1 1 5 Предметное окружение Чудесный мешочек 1 1 6 Явления окружающей жизни Кто в домике живет 1 1 7 Предметное окружение Помогите Незнайке 1 1 8 Предметное окружение Теремок 1 1 9 Явления окружающей жизни Варвара-краса, длинная коса 1 1 10 Предметное окружение Найди предметы рукотворного мира 1 1 11 Явления окружающей жизни Хорошо у нас в детском саду 1 1 12 Явления окружающей жизни Наш зайчонок заболел 1 1 13 Предметное окружение Деревянный брусочек 1 1 14 Явления окружающей жизни Приключения в комнате 1 1 15 Предметное окружение Радио 1 1 16 Предметное окружение Смешной рисунок 1 1 17 Явления окружающей жизни Мой родной город 1 1 18 Явления окружающей жизни Вот так мама, золотая прямо! 1 1 19 Предметное окружение Золотая мама 1 1
20 Явления окружающей жизни Как мы с Фунтиком возили песок 1 1 21 Явления окружающей жизни Что мы делаем в детском саду 1 1 22 Предметное окружение Тарелочка из глины 1 1 23 Явления окружающей жизни Няня моет посуду 1 1 24 Предметное окружение Что лучше: бумага или ткань? 1 1 25 Предметное окружение Подарки для медвежонка 1 1 26 Явления окружающей жизни Подарок для крокодила Гены 1 1 27-28 Явления окружающей жизни Опиши предмет 1 1
Итого

28

28

Требования к результатам освоения образовательного компонента

«Ознакомление с предметным и социальным окружением»

образовательной области «Познавательное развитие»
К концу года ребёнок должен уметь:  Умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно- пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения  Определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко).  Группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда, одежда) хорошо знакомые предметы.  Ориентироваться в помещениях детского сада.  Называть свой город. К концу года ребёнок должен иметь представление:  О материалах (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствах (прочность, твердость, мягкость).  О детском саде и их сотрудниках, о домашнем и общественном труде людей (помощник воспитателя, повар, врач, милиционер, продавец, воспитатель).  О родственных отношениях в семье.
Содержание учебного предмета



Раздел

Тема

Содержание учебного материала
1 Предметное окружение Транспорт Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) 2 Предметное окружение Мебель Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. 3 Явления Папа, мама, я - Формировать первоначальные представления о
окружающей жизни семья семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. 4 Явления окружающей жизни Одежда Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. 5 Предметное окружение Чудесный мешочек Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой. 6 Явления окружающей жизни Кто в домике живет Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. 7 Предметное окружение Помогите Незнайке Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. 8 Предметное окружение Теремок Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. 9 Явления окружающей жизни Варвара-краса, длинная коса Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом ребёнке; мама умеет всё - девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модельные стрижки, причёсывает; мама трудолюбивая, аккуратная – следит за волосами детей, моет их, вытирает, расчёсывает – она парикмахер в своём доме. Формировать уважение к маме. 10 Предметное окружение Найди предметы рукотворного мира Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. 11 Явления окружающей жизни Хорошо у нас в детском саду Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. 12 Явления окружающей жизни Наш зайчонок заболел Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом ребёнке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру ставить горчичники и т.д. – она доктор и медсестра в своём доме. Формировать уважение к маме. 13 Предметное окружение Деревянный брусочек Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева. 14 Явления окружающей жизни Приключения в комнате Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей. 15 Предметное окружение Радио Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.
16 Предметное окружение Смешной рисунок Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности. 17 Явления окружающей жизни Мой родной город Учить детей называть родной город (посёлок). Дать элементарные представления о родном городе (посёлке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, много этажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу. 18 Явления окружающей жизни Вот так мама, золотая прямо! Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них. 19 Предметное окружение Золотая мама Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её поверхности. 20 Явления окружающей жизни Как мы с Фунтиком возили песок Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз, людей – он шофёр в своём доме. Формировать уважение к папе. 21 Явления окружающей жизни Что мы делаем в детском саду Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. 22 Предметное окружение Тарелочка из глины Знакомить детей со свойствами глины, со структурой её поверхности. 23 Явления окружающей жизни Няня моет посуду Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощником воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду. 24 Предметное окружение Что лучше: бумага или ткань? Закреплять знание детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношение между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета. 25 Предметное окружение Подарки для медвежонка Закреплять знания детей о свойствах материалов, структуре их поверхности; совершенствовать умение различать материалы, производить с ними разные действия. 26 Явления окружающей жизни Подарок для крокодила Гены Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. 27- 28 Явления окружающей жизни Опиши предмет Совершенствовать умение детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами.
Способы проверки освоения содержания программы
Определение уровня овладения программы по познавательному развитию проводится 2 раза в год с использованием низко формализованных методов - наблюдение, беседа и в форме индивидуальной работы, где в начале года определяются стартовые
возможности детей, а затем в конце года выявляется уровень сформированности знаний, умений, навыков по познавательному развитию.
Методика проведения обследования уровня освоения детьми 3-4 лет

программного материала по образовательному компоненту

«Ознакомление с предметным и социальным окружением»

1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель:
выявление уровня знаний о ближайшем окружении.
Материал:
предметные картинки с изображением различных предметов. Содержание диагностического задания: Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.
2. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

Цель:
выявление уровня сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.
Материал:
два конверта с символами «человек», «бабочка», предметные картинки с изображением природы и предметов; сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы.
3.Дидактическая игра «Разложи картинки».

Материал:
предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.). Содержание диагностического задания: Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д . - А теперь скажи, из чего сшито платье? - Из бумаги, дерева или ткани? - А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
4. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Цель:
выявление уровня знаний о явлениях общественной жизни.
Материал:
сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын). Содержание диагностического задания: Посмотри внимательно на эту картинку. - Как ты думаешь, кто здесь нарисован? - Что делает бабушка? -Дедушка? - Остальные? - Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа? - С кем ты живешь? - Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь. - Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)? - Ты благодаришь родителей за интересные прогулки? И т.п.
Оценка уровня освоения программного материала
2 балла (часто):  ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал);  ребенок самостоятельно группирует и классифицирует предметы, правильно обосновывает свои действия;
 ребенок знает каждого члена семьи, знает о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города. 1 балл (иногда):  ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной речью, жестами;  дети умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства, недостаточно овладели общими понятиями;  группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы;  ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. знает название города. 0 баллов (крайне редко):  ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего;  ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя;  перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города.

Протокол обследования уровня освоения детьми 3-4 лет программного материала образовательного компонента

«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Вторая младшая группа №_____ МБДОУ «Крепыш» Воспитатели _____________________________________ _____________________________________


Ф. И. ребенка

Знания о

ближайшем

окружении

Умения устанавливать простейшие

связи между воспринимаемыми

предметами и явлениями

Знания о

явлениях

общественно

й жизни

Итог

Помоги Незнайке

Разложи

картинки
н к н к н к н к н к 1 2 3
2 балла

1 балл

0 баллов


Литература и средства обучения

Методическая литература
1. 1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014 2. Дыбина. О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа М.: МОЗАЙКА_ СИНТЕЗ, 2014
Технические средства обучения
1. Магнитофон 2. Ноутбук
Учебно-наглядные пособия
1. Картинки с изображением транспорта: самолёта, автомобиля, автобуса. 2. Фланелеграф. 3. Игрушки-самолёт, автомобиль, автобус. 4. Посылочный ящик. 5. Предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф). 6. Предметы кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварёшка, нож, ложка, вилка). 7. Кукольная комната. 8. Муляжи овощей огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан). 9. 2 подноса. 10. Куклы. 11. Фотоальбом с семейными фотографиями детей группы. 12. Предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки, белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли, вязаные шапочка и шарфик). 13. Мешок. 14. Два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир». 15. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашках, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), посуды (кувшин, сковородка, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, ёж, заяц, кошка, собака), предметные картинки (яблоко, ботинок, стул, кастрюля, мяч, цветок, огурец, смородина, кот, шуба, мебель, одежда, транспорт). 16. Один большой конверт. 17. Два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» - дерево). 18. Две маленькие коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир». 19. Большая коробка. 20. Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду. 21. Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, горчичники, йод и т.д.). 22. Игрушки - Фунтик, Зайчик, Чебурашка. 23. Предметы, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрёшка, стул). 24. Ёмкость с водой. 25. Микрофон. 26. Алгоритм описания предмета. 27. Две карточки с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» - дерево. 28. Фотографии домов, в которых живут дети, здание детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные), улиц, деревьев, машин; 29. Письмо от Незнайки. 30. Коврик.
31. Отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина. 32. Кукла. 33. Картинка с шофёром и машиной, отцов и дедушек ребят. 34. Кукла Даша, сделанная из ткани. 35. Кукла Маша, сделанная из бумаги. 36. Образцы бумаги и ткани. 37. Утюг. 38. Бумажные платья – силуэты.
Оборудование
1. Деревянные брусочки (по количеству детей). 2. Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти.

Календарно-тематическое планирование

Месяц



Планируемая дата

Фактическая дата

Раздел

Тема

Цель

Словарная

работа

Содержание

Средства обучения

Сентябрь
1 Предметное окружение Транспорт Учить детей определять и Транспорт, самолет, В гости к ребятам приходит Котик: принес предметные Картинки с изображением Примечание 2 Предметное окружение Мебель Учить детей определять и Мебель, овощи, Воспитатель обращает внимание детей на нарядную Посылочный ящик, предметы кукольной Примечание 3 Явления окружающей Папа, мама, я - Формировать первоначальные Семья Рассматривают фотоальбом «Моя семья» В группу входит Кукла Катя, фотоальбом с Примечание
Октябрь
4 Явления окружающей Одежда Упражнять детей в умении определять и Одежда, рубашка, В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и Посылочный ящик, предметы кукольной Примечание 5 Предметное окружение Чудесный мешочек Дать детям понятие о том, что одни Рукотворны й мир, Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит : Мешок с предметами: кукольной посудой Примечание 6 Явления окружающей Кто в домике Учить детей запоминать имена Воспитатель обращает внимание детей на домик, Домик, кукла Катя. Дыбина. О.В. Примечание

Ноябрь
7 Предметное окружение Помоги Незнайке Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и Незнайка пришел в гости с подарком: принес то , что выросло на клумбе. Они очень красивые, душистые (Цветы).Незнайка показывает Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашках, роза, колокольчик, ландыш), предметов Примечание 8 Предметное окружение Теремок Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой. Деревянные брусочки. Дыбина. О.В. Ознакомление с предметным и социальным Примечание 9 Явления окружающей жизни Варвара- краса, длинная коса Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей Воспитатель говорит: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Варваре, она живет рядом. Ребята, покажите все свои красивые прически. Кто Предметы для ухода за волосами; три сумочки: в первой предметы для шитья (нитки, ножницы, Примечание
Декабрь
10 Предметное окружение Найди предметы Побуждать детей определять, Входит Незнайка, здоровается с детьми. Незнайка достает Две маленькие коробочки с Примечание 11 Явления окружающей Хорошо у нас в Учить детей ориентироваться в Воспитатель зачитывает детям письмо от сотрудников Письмо с приглашением на Примечание 12 Явления окружающей Наш зайчонок Дать детям представление, что Семья, горчичник, В гости детям приходит доктор Айболит. Обращает внимание Сумка доктора Айболита с
Примечание 13 Предметное окружение Деревянны й брусочек Продолжать знакомить детей с дерево деревянный В гости к детям приходит кукла Катя, приносит коробку. Кукла, деревянные брусочки (по Примечание
Январь
14 Явления окружающей жизни Приключен ия в комнате Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором закреплена «живая картина».- «комната». Вместе с детьми рассматривает «живую Живая картина» - «комната» (или фланелеграф) с плоскостными картинками: мебель, Примечание
Февраль
15 Предметное окружение Радио Побуждать детей составлять рассказы Воспитатель сообщает детям, что сегодня в группе работает Микрофон; предметные картинки Примечание 16 Предметное окружение Смешной рисунок Знакомить детей со свойствами бумаги, Воспитатель обращает внимание детей на листы Чистые листы бумаги, краски, карандаши, Примечание 17 Явления окружающей Мой родной Учить детей называть родной Педагог читает детям письмо от Незнайки, в котором он Фотографии домов, в которых живут дети, Прмечание
Март
18 Явления окружающей Вот так мама, Продолжать знакомить детей с В группе организована выставка вещей, Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, Примечание 19 Предметное окружение Золотая мама Знакомить детей со свойствами ткани, со Воспитатель показывает куклу Катю и говорит: «Кукла только Кукла Катя, одежда для куклы (белая Примечание
20 Явления окружающей Как мы с Фунтиком Дать представление о том, что папа Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик Игрушечные машины, кукла Фунтик, Примечание
Апрель
21 Явления окружающей Что мы делаем в Продолжать знакомить детей с По полу катится колобок (игрушка). Воспитатель Колобок (игрушка), фотографии детей Примечание 22 Предметное окружение Тарелочка из глины Знакомить детей со свойствами глины, Во время прогулки детям предлагает набрать немного Сухая глина, ёмкость для замешивания, Примечание 23 Явления окружающей Няня моет посуду Продолжать знакомить детей с В гости к детям приходит кукла Катя. Она приносит Кукла Катя, фотографии. Примечание 24 Предметное окружение Что лучше: бумага или Закреплять знание детей о бумаге и Ткань, бумага Воспитатель предлагает детям посмотреть на кукол-Машу и Кукла Даша, сделанная из ткани; Примечание
Май
25 Предметное окружение Подарок для Закреплять знания детей о свойствах Воспитатель детям говорит, что у медвежонка сегодня день Медвежонок (игрушка), столик из Примечание 26 Явления окружающей Подарок для Познакомить детей с трудом повара, Звучит аудиозапись «Песни крокодила Гены». Появляется Мука, дрожжи, сахар, молоко, картофельная Примечание 27- 28 Предметное окружение Опиши предмет Совершенствовать умение детей Приносят куклу Катю и коробку с вещами. Дети Алгоритм описания предмета: Примечание


Яндекс.Метрика