Напоминание

Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Автор: Кравченко Галина Петровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №21 "Елочка"

Населённый пункт: ст. Батуринская

Наименование материала: Опыт работы

Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с жизнью и творчеством А.С. Пушкина

Описание:

Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы, которые были бы интересны детям. Работа проводилась в двух взаимосвязанных направлениях. Первое: знакомство с жизнью поэта, второе: введение детей в мир пушкинской поэзии, знакомство с его стихами и сказками. Всю эту работу я осуществляла на разработанных мною занятиях, познавательной и изобразительной деятельностью, на прогулках, экскурсиях в природу, развлечениях.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2727

Опубликовано 07.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ёлочка» ст. Батуринской муниципального образования Брюховецкий район
Тема: «Воспитание нравственно-

патриотических чувств посредством

знакомства с жизнью и творчеством

А.С. Пушкина»
Воспитатель: Кравченко Галина Петровна
2 Кравченко Галина Петровна
Содержание

1.

Информационная карта передового педагогического опыта
4
2.

Литературный обзор
5 2.1.История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении 5 2.2.История изучения опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 6 2.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта 7
3.

Психолого-педагогический портрет общеобразовательной группы

«Роднички»
8
4.

Педагогический опыт
9 4.1.Описание основных методов и методик, используемых в представленном опыте 9 4.2.Актуальность педагогического опыта 12 4.3.Научность 15 4.4.Результативность 16 4.5.Новизна 17 4.6.Технологичность 18 4.7.Описание основных элементов представленного педагогического опыта 25
5.

Выводы
26
6.

Библиографический список
27
7.

Приложение к опыту работы
28 7.1. Приложение 1. Перспективные планы 29 7.1.1. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой (произведения А. С. Пушкина) с детьми второй младшей группы 30 7.1.2. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой (произведения А. С. Пушкина) с детьми средней группы 31 7.1.3. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой (произведения А. С. Пушкина) с детьми старшей группы 32 7.1.4. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой (произведения А. С. Пушкина) с детьми подготовительной к школе группы 33 7.1.5. Перспективное планирование художественно – творческой деятельности с детьми второй младшей группы 35 7.1.6. Перспективное планирование художественно – творческой деятельности с детьми с детьми средней группы 36
3 Кравченко Галина Петровна 7.1.7. Перспективное планирование художественно – творческой деятельности с детьми старшей группы 37 7.1.8. Перспективное планирование художественно – творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы 38 7.1.9. Перспективное планирование познавательной деятельности с детьми старшей группы 40 7.1.10. Перспективное планирование познавательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы 41 7.1.11. Перспективный план работы с родителями по ознакомлению детей с художественной литературой 42 7.2. Приложение 2. Конспекты занятий художественно-творческой деятельности 7.2.1. Конспекты занятий познавательной деятельности 7.3. Приложение 3. Работа с родителями 7.3.1. Консультационная папка 7.3.2. Памятки для родителей 7.4. Приложение 4. Литературно – художественный материал. 7.5. Приложение 5. Наглядный материал. 7.6. Приложение 6. Дидактические игры 7.7. Приложение 7. Фото альбом
4 Кравченко Галина Петровна
Литературный

обзор

История

темы

педагогического

опыта

в

педагогике

и

данном

образовательном

учреждении

.
В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы: как гражданский долг, патриотизм, честь, совесть, порядочность, справедливость, добро стоят на последнем месте необходимо особое внимание уделять нравственно-патриотическому, духовному воспитанию с малых лет развития ребёнка. И неоценимым помощником в этом является художественная литература, особенно великая наша русская литература в частности произведения А. С. Пушкина. Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, я обратила внимание, что мои воспитанники путают добро и зло, плохо воспринимают такие понятия как честность, сопричастность, сострадание, справедливость, взаимопомощь. И сделав вывод, я решила осуществить формирование нравственно- патриотических черт характера посредством знакомства с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Накапливание материала длилось около десяти лет. Изучено и прочитано много литературы, статей, где рассказывается о семье, жизни, творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книги: «Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина», автор В. П. Авенариус, (М. «Школа -Пресс»1998 г.) «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (Материал для выставки в школе и детской библиотеке), Иллюстратор Г. Ордынский (М. «Детская литература» 1989 г.); «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (М. «Детская литература» 1982 г.); «Лицей» (мемориальный музей) составитель М. П. Руденская (Лениздат 1976 г.). Статьи в журнале «Дошкольное воспитание» : «Наш Пушкин», автор С. Овчинникова (№ 2 1989 г.), «Рисунки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова(№ 6 1989 г.), «Радость встречи с Пушкиным», автор О. Акулова (№ 12 1990 г.), «Сказки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова (№ 2 1995 г.), А. С. Пушкин «Детские годы», автор С. Овчинникова (№ 6 1998 г.), «К Пушкину с детства», автор Н. Добрынина (№ 2 1999 г.), «А. С, Пушкин для самых маленьких», автор Л. Павлова (№ 10 1999 г.), «Я говорю о Пушкине – поэте, действительном в любое время», автор С. Овчинникова (№ 6 2000г.). Для успешного закрепления материала в группе были созданы необходимые условия: книги А. С. Пушкина, иллюстрации изображений А. С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники), иллюстрации рисунков А. С. Пушкина, к сказкам А. С. Пушкина разных художников, красочный наглядный материал для ознакомления с произведениями поэта, дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
5 Кравченко Галина Петровна
История

изучения

опыта

в

образовательном

учреждении

и

муниципальном

образовании

.
В 2011 году собранный материал по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина я систематизировала в опыт работы «Воспитание у детей нравственно-патриотических черт характера средством знакомства с творчеством А. С. Пушкина». Поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения разработала перспективное планирование по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Опыт работы был рассмотрен и утверждён на педагогическом совете ДОУ (протокол №) С 2008 года был проведён эксперимент на базе ДОУ С детьми общеобразовательной группы «Роднички». Эксперимент дал положительные результаты.
6 Кравченко Галина Петровна
Основные

понятия

,

термины

в

описании

педагогического

опыта

.

ГЛОССАРИЙ

ПЕЙЗАЖ
– Общий вид какой–либо местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
ЛИЦЕЙ
– В дореволюционной России: мужское привилегированное учебное заведение.
ДУЭЛЬ
– в дворянском обществе: способ защиты личной чести — вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль.
ЧЕРНИЛЬНИЦА
– Небольшой сосуд для чернил.
ЭКЗАМЕН
– Проверочное испытание по какому–либо учебному предмету.
РУКОПИСЬ
– копии текста, написанные от руки или переписанные на пишущей машинке.
ЧЕРНОВИК
– Черновая рукопись.
ГРАФИКА
– Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда — с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства.
ЛИРИКА
– Род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Совокупность произведений этого рода поэзии.
ЗАТЕЙНИК
– Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям (разг.).
БАГРОВЫЙ
– Красный густого, тёмного оттенка.
ОБНАЖИТЬСЯ
– Освободившись от покровов, остаться нагим.
7 Кравченко Галина Петровна
Психолого

-

педагогический

портрет

общеобразовательной

группы

«

Роднички

»
Базой для формирования опыта работы являлись дети общеобразовательной группы «Роднички». В группе 16 детей (8 девочек, 8 мальчиков). Из них четверо детей с высоким уровнем развития, остальные со средним уровнем развития. Все дети из благополучных семей, в основном младшие в семье. Некоторые конфликтные, легковозбудимые, требующие к себе много внимания. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я обратила внимание, что мои воспитанники путают добро и зло, плохо воспринимают такие понятия как честность, сопричастность, сострадание, справедливость, взаимопомощь. И сделав вывод, я решила осуществить формирование нравственно – патриотических черт характера посредством знакомства с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. В течении четырёх лет регулярно проводилась работа по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Проведя анализ результатов усвоения программы, я получила положительный результат, который удовлетворил меня и родителей. Мои воспитанники познакомились с некоторыми событиями из жизни А. С. Пушкина; знают много стихов поэта; знакомы со всеми его сказками, узнают их по отрывкам, иллюстрациям, героев сказок узнают по описанию; научились видеть и определять в героях сказок: доброту, смелость, скромность, трудолюбие, зло, коварство, зависть, жадность. Дети стали добрее и терпимее друг к другу, научились видеть положительные черты характера у себя и товарищей и старались вовремя оказать помощь друг другу. Мы с ребятами только прикоснулись к творчеству великого Пушкина, у них ещё всё впереди и хочется верить, что услышанная ими в детстве музыка пушкинского слова будет и впредь звучать для них, ещё ярче, ещё светлее.
8 Кравченко Галина Петровна
Педагогический

опыт

Описание

основных

методов

и

методик

,

используемых

в

представленном

опыте

.
Поставленные задачи успешно решаю при использовании педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности
. Я всегда предусматриваю соответствие учебного материала возрастным особенностям детей, выполняя при этом основное условие доступности - преемственность и постепенность усложнения материала, что достигается правильным распределением тем занятий.
Принцип систематичности и последовательности
. Строю процесс обучения таким образом, чтобы ознакомление с художественной литературой связывалось со всеми сторонами воспитательной работы, и овладение новыми знаниями опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип наглядности
. Для повышения интереса детей к жизни и творчеству А. С. Пушкина, для того, чтобы стихи и сказки поэта были доступны и понятны детям, использовала наблюдения в природе, иллюстрации, красочные пособия, элементы инсценировки, просмотр мультфильмов, оформление выставок. В процессе ознакомления детей с произведениями А. С. Пушкина осуществляю индивидуальный подход, построенный с учётом характера восприятия произведения каждым ребёнком, его эмоциональной отзывчивости на красоту природы, поэтический или сказочный образ, художественное слово. В своей работе по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина пользуюсь методами и приёмами, вызывающими у ребёнка интерес к событиям из жизни поэта, желание слушать и эмоционально откликаться на его произведения. Это такие методы как словесный (чтение произведений, вопросы по содержанию произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание грамм - и аудиозаписей); наглядный (показ картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов, оформление выставок, наблюдение в природе); практический (элементы инсценировки, дидактические игры, художественно-творческая деятельность). Планируя работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы, которые были бы интересны детям. Работа проводилась в двух взаимосвязанных направлениях. Первое: знакомство с жизнью поэта, второе: введение детей в мир пушкинской поэзии, знакомство с его стихами и сказками. Всю эту работу я осуществляла на разработанных мною занятиях, познавательной и изобразительной деятельностью, на прогулках, экскурсиях в природу, развлечениях. Следующим этапом стало приобщение детей к лирическим стихам поэта, мне хотелось, чтобы дети знали А. С. Пушкина не только, как автора сказок, но и как великого русского поэта. Опыт показал, что детей затрагивает поэзия, если она близка к тому, что их окружает, поэтому для знакомства с лирикой
9 Кравченко Галина Петровна поэта я отобрала произведения, которые связаны с окружающей ребёнка природой и конечно в соответствии с временами года. Через лирические стихи поэта я старалась показать красоту русской природы во все времена года, вызвать желание замечать её и любоваться ею; воспитывать любовь к родной природе, а значит и любовь к своей Родине. Образы пушкинских произведений, будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. Поэтому я стремилась развивать у детей способность воспринимать пушкинское слово и воплощать его в изобразительной деятельности. Конкретность и эмоциональность образов, их живость способствует более четким представлениям об окружающем. На занятиях по изобразительной деятельности пушкинский текст давался как основная тема для изображения. Детям предлагался отрывок из сказки А. С.Пушкина, в котором содержание текста было конкретным, а описание образным. Затем дети рисовали (лепили, вырезали, клеили) по этому тексту. Например, рисовали «Ветер, ветер, ты могуч», «Ель растет перед дворцом», «Петушок с высокой спицы»; аппликация: «Белка в хрустальном доме», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» ; лепка «Орешки для белочки», «Золотая рыбка». Эти занятия способствуют закреплению произведений поэта, формированию интереса к творчеству А.С.Пушкина Лирические стихи А. С. Пушкина, активизируют впечатления детей, полученные во время наблюдений в природе. Под влиянием выразительно прочитанного стихотворения дети заново испытывают чувства, возникшие у них при непосредственном контакте с природой, побуждая детей изображать пейзажи, используя пушкинские строки. По осенним стихам дети рисовали на тему «Унылая пора, очей очарования», аппликация «Осень наступила». Зимой рисовали на тему: «Идет волшебница зима» . Перед рисованием на темы «Любимый герой из сказки А.С.Пушкина» и «Моя любимая сказка А.С.Пушкина» (сюжет) проводилась короткая беседа по содержанию сказки, помогая детям восстановить в памяти последовательность событий и действий. Во время беседы направляла внимание детей на характер героев, старалась вызвать у ребят определенное отношение к ним, что находило отражение в работах детей. После этих занятий мы устраивали выставки рисунков, на которых дети были художниками и рассказывали о своих работах и отношении к изображаемому. Таким образом, пушкинское слово продолжало жить в различных видах изобразительного творчества детей. Для закрепления интереса к произведениям А.С.Пушкина, использовала развлекательные мероприятия. Ребята с удовольствием, разгадывали кроссворды по произведениям А.С.Пушкина, практически без моей помощи. Это говорит о том, что дети прекрасно знают и любят творчество великого русского поэта. Также играли в дидактические игры «Узнай сказку» (по иллюстрации), «Из какой сказки?» (предмет, животное), настольную игру «Поп и работник Балда». Провела викторину «Там на неведомых дорожках». Она проходила по типу передачи «Счастливый случай». Дети прекрасно справились
10 Кравченко Галина Петровна с заданиями викторины и получили эмоциональный заряд от общения со сказкой. Образовательная деятельность построена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и постоянной смены деятельности, насыщена игровыми приёмами, потому исключает переутомление детей. Использование тематического литературного, музыкального, наглядного и игрового материала позволили сделать ознакомление с жизнью и творчеством А. С. Пушкина доступным, интересным, содержательным и познавательным
11 Кравченко Галина Петровна
Актуальность

педагогического

опыта

.
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер. Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всём своём величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Я, используя свой многолетний опыт, поставила цель: ввести детей в мир Пушкина, познакомить детей с основными событиями жизни поэта, которые доступны для понимания дошкольников (детство, лицейские годы, дуэль ), развивать у детей дошкольного возраста интерес к жизни и творчеству великого русского поэта. Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия для развития этого интереса. Развитие интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина станет эффективнее если: - Разработать модель, включающую содержание, формы и методы, способствующие развитию интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина. - Систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомление детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. - Создать педагогические условия, способствующие развитию интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина. - Создать развивающую среду по данной тематике. - Оформить в книжном уголке выставку произведений А. С. Пушкина. Выбрав в своей работе это направление, я определила перед собой единственную цель: воспитание у детей нравственно – патриотических черт характера средством знакомства с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Для решения этой цели поставила задачи: - расширить знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина; - вызвать интерес к личности поэта; - познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина, его сказками. - ввести детей в мир Пушкина; - показать красоту его поэзии и окружающего мира, через проникновение в мир поэзии А. С. Пушкина.
12 Кравченко Галина Петровна - воспитывать любовь и интерес к А. С. Пушкину и русской литературе; - через произведения А. С. Пушкина воспитывать любовь к родной природе и русскому слову; - через сказочные образы воспитывать справедливость, честность, скромность, доброе отношение к окружающим, взаимопомощь. Формирование нравственно – патриотических черт характера осуществляю через различные виды деятельности: познавательную, художественно – изобразительную, ознакомление с художественной литературой, развлечение, викторины, кроссворды, дидактические игры, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов; с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе положений и задач. Примерной основой взяла «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. В. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Для успешного развития интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина в группе «Роднички» я создала необходимые условия: 1. Иллюстрации изображений А. С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники). 2. Выставка произведений А. С. Пушкина. 3. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина художников Конашевича, Билибина, Серова. 4. Иллюстрации рисунков А. С. Пушкина 5. Наглядный материал для ознакомления детей с произведениями поэта. 6. Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина: «Из какой сказки герой?», «Узнай сказку». 7. Дидактические игры по стихам А. С. Пушкина: «О каком времени года стихотворение» , «Подбери картинку к стихотворению». 8. Аудиозаписи сказок А. С. Пушкина. Планируя работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы, которые были бы интересны детям. Работа проводилась в двух взаимосвязанных направлениях. Первое: знакомство с жизнью поэта, второе: введение детей в мир пушкинской поэзии, знакомство с его стихами и сказками. Всю эту работу я осуществляла на разработанных мною занятиях, познавательной и изобразительной деятельностью, на прогулках, экскурсиях в природу, развлечениях. Сказки и стихи Пушкина – это то, с чем обязательно каждый ребёнок должен встретиться. И я стараюсь, чтобы мои воспитанники не просто «прошли» эти произведения, а услышали и вдумались. Прочитав любую сказку поэта, мы много говорили о ней, ведь каждая даёт повод для интересной беседы. Это делается для того, чтобы дети понимали, о чём говорится в сказке, чтобы её герои стали близки детям, чтобы ребята стремились воспитать в себе их лучшие качества: доброту, любовь к близким, скромность, справедливость, трудолюбие, взаимовыручку. Читая сказки А. С. Пушкина, стремилась вызвать
13 Кравченко Галина Петровна у детей положительное отношение к героям сказок и описанным в них событиях. Следующим этапом стало приобщение детей к лирическим стихам поэта, мне хотелось, чтобы дети знали А. С. Пушкина не только, как автора сказок, но и как великого русского поэта. Опыт показал, что детей затрагивает поэзия, если она близка к тому, что их окружает, поэтому для знакомства с лирикой поэта я отобрала произведения, которые связаны с окружающей ребёнка природой и конечно в соответствии с временами года. Через лирические стихи поэта я старалась показать красоту русской природы во все времена года, вызвать желание замечать её и любоваться ею; воспитывать любовь к родной природе, а значит и любовь к своей Родине.
14 Кравченко Галина Петровна
Научность

.
Много нового и познавательного о жизни и творчестве А. С. Пушкина я узнала из книг: «Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина», автор В. П. Авенариус,(М. «Школа -Пресс»1998 г.) «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (Материал для выставки в школе и детской библиотеке), Иллюстратор Г. Ордынский (М. «Детская литература» 1989 г.); «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (М. «Детская литература» 1982 г.); «Лицей» (мемориальный музей) составитель М. П. Руденская (Лениздат 1976 г.). Собранный материал я систематизировала, поставив перед собой ряд задач, и для успешного выполнения составила перспективный план, взяв за основу положения и задачи «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. При планировании работы по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы и произведения, которые доступны, интересны и понятны детям дошкольного возраста.
15 Кравченко Галина Петровна
Результативность

.
В течение четырёх лет регулярно проводилась работа по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Проведя анализ результатов усвоения программы, я получила положительный результат, который удовлетворил меня и родителей. Мои воспитанники познакомились с некоторыми событиями из жизни А. С. Пушкина; знают много стихов поэта; знакомы со всеми его сказками, узнают их по отрывкам, иллюстрациям, героев сказок узнают по описанию; научились видеть и определять в героях сказок: доброту, смелость, скромность, трудолюбие, зло, коварство, зависть, жадность. Дети стали добрее и терпимее друг к другу, научились видеть положительные черты характера у себя и товарищей и старались вовремя оказать помощь друг другу. Проведя анализ результатов освоение программы по всем показателям, которые были разработаны на основе поставленных задач, я получила положительный результат, который удовлетворил и меня и родителей. За время эксперимента родители стали ближе и отзывчивее. Родители участвовали в выставках книг по произведениям поэта, оказывали материальную помощь в организации развивающей среды, посещали мероприятия по этой теме. В папке для родителей находятся: консультация «К Пушкину с детства», памятки со стихами А. С. Пушкина для чтения и заучивания наизусть по возрастам.
Анализ усвоения материала старшей группы

2009 – 2010 год

Object 3

Object 5

Анализ усвоения материала подготовительной к школе группы

2010 – 2011 год

Object 7

Object 9

16 Кравченко Галина Петровна
17 Кравченко Галина Петровна
Новизна
В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, честь, совесть, порядочность, справедливость, добро стоят на последнем месте, необходимо особое внимание уделять нравственно – патриотическому, духовному воспитанию с малых лет развития ребёнка. И неоценимым помощником в этом является художественная литература, особенно великая наша русская литература, в частности произведения А. С. Пушкина. Пушкинские сказки с богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, музыкальным звучанием раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Сказочные образы Пушкина дают представление о морали, справедливости, честности, добре, взаимопомощи. Чтобы вызвать у детей интерес и желание слушать произведения поэта, рассказы о событиях из его жизни, стараюсь заинтересовать их с первых минут, предварительно продумывая методические приёмы, которые помогают решить поставленные задачи. Для закрепления интереса к произведениям поэта использовала изобразительную деятельность, развлекательные мероприятия: кроссворды, викторины, сказочные турниры, дидактические игры, аудиозаписи сказок А. С. Пушкина.
18 Кравченко Галина Петровна
Технологичность
Дошкольное детство важнейший период в нравственно-патриотическом становлении личности. Нравственно-патриотическое воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, занятиях, ознакомлению с художественной литературой и др.). Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, культуру речи, и, главное у него формируются эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру. И в этом нам помогает художественная литература. Разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по разному воздействуют на детей. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, помогает увидеть добро и зло, отождествляя себя с героями сказок, ребенок выбирает в себе идеи гуманизм, героики, любви к ближнему, сочувствия, сострадания. Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют и рассказы о природе. Их ценность в том, что, обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем учим любить Родину. Рассказы и стихи о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик. Конечно же нужен тщательный отбор художественного материала Чувства ребенка пробуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения, поэтому формировать нравственно-патриотические чувства у свои воспитанников, я решила через знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Пушкинские сказки с богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, музыкальным звучанием раскрывают ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа, всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы А.С.Пушкина дают представление о морали, справедливости, честности, добре, взаимопомощи, чести. Своих малышей я начала знакомить со стихами А.С.Пушкина во второй младшей группе, основываясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В, В. Гербовой, Т. С. Комаровой . При подборе стихов я учитывала возрастные особенности детей. Дети должны понимать текст, поэтому в содержании текста должны быть определенные предметы или действия, яркие впечатления, бывшие в опыте ребенка.
19 Кравченко Галина Петровна Так как рифма и текстовое звучание близки фольклору, я предложила детям произведения, в которых описываются знакомые детям предметы, животные, явления и объекты природы. Для чтения: «Вот тебе яблочко! Оно соку спелого полно» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). «Ель растет перед двором» (Сказка о царе Салтане). «Свет наш солнышко» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). Для заучивания наизусть: «Ветер по морю гуляет» (Сказка о царе Салтане) «Ветер, ветер ты могуч» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). «Месяц, месяц мой дружок» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). Знакомства со стихами проходит в форме яркого общения, с использованием игровых приемов, игрушек, картинок, красочных пособий. Чтение и прослушивание текста сочетались с инсценировкой. По возможности в ходе инсценировки и декламации активное, действенное участие принимали дети. Например: При чтении стихотворения «Ветер по морю гуляет»- я сделала из бумаги разноцветные кораблики, налила в большой таз воды. Предложила детям опустить кораблики на воду, а чтобы они плыли быстрее подуть на парус (сделать ветер). Дети дули, кораблики плыли, а я в это время читала стихотворение (повторяя несколько раз). При чтении других стихов также использовала различные игровые приемы. Например: «Вот так яблоко! Оно соку спелого полно» - мы рассматривали натуральные яблоки, выяснили форму, цвет, размер. Вдруг одно яблочко падало и катилось, я шла его искать и выходила в шапочке яблока («яблочко ожило»). Читала текст, изображала яблоко, в такт рифмы, движения рук, мимикой лица, эмоционально настраивая детей на игровое действие. После этого дети с радостью одевали шапочку яблока и изображали его ( важно ходили по кругу, руки на поясе, делали присядку и т. д.) Еще мы с детьми рассматривали иллюстрации художников Конашевича, Серова, Попугаевой, Важной к сказкам А.С.Пушкина. В повседневной жизни, особенно во время наблюдений в природе закреплялись стихи, например в ветреную погоду, обращаясь к ветру, читали «Ветер, ветер, ты могуч». Вот так ненавязчиво малыши знакомились со стихами великого поэта Пушкинские стихи такие четкие, ясные, быстро запоминающиеся. Знакомя детей, со стихами я всегда называю полное имя автора - Александр Сергеевич Пушкин. Полное ознакомление с художником пройдет позже, но имя великого поэта уже будит на слуху. В средней группе показала детям репродукцию портрета А.С.Пушкина, работы художник Тропинина. Портрет жил в нашем книжном уголке.
20 Кравченко Галина Петровна Продолжая, знакомить детей с произведениями поэта: «У лукоморья дуб зеленый...», а на конец года запланировала знакомство со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Чтобы детям было интересно слушать текст, они должны понимать о чем в нем говорится, поэтому перед чтением стихотворения «У лукоморья дуб зеленый...» рассказала детям, что это сказка и в ней встречаются разные чудеса, которых нет в жизни (например, кота, который поет и рассказывает сказки, русалки, лешего и т.д.), объяснила незнакомые слова (невиданных дорожках, невиданных зверей, над златом чахнет и т.д.). Рассмотрели соответствующие иллюстрации: русалочка - красивая девушка, с рыбьим хвостом, живет в воде; леший - косматый, страшный старик, живет в лесу; кощей - злой колдун и т.д. В ходе беседы по содержанию стихотворения ребята осуждали злого колдуна, кощея, с теплом отзывались о русалке, коте - ученом, богатыре и т.д. Понятия добра и зла стало приемлемым для детей этого возраста «Сказку о рыбаке и рыбке» дети прослушали с вниманием и интересом, многие видели мультфильм, поэтому живо представляли события, происходящие в сказке. В ходе беседы выяснила у детей их отношение к персонажам сказки: дети высказали, любовь к рыбке, сочувствие старику, осуждение старухи. Вывод мы сделали такой, что, тот кто хочет много получить ничего для этого не делая, остается ни с чем, то есть «у разбитого корыта» Планируя работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы, которые были бы интересны детям. Работа проводилась в двух взаимосвязанных направлениях. Первое – знакомство с жизнью поэта, второе – введение детей в мир пушкинской поэзии, знакомство с его стихами и сказками. Эту работу я осуществляла на разработанных мною занятиях познавательной и изобразительной деятельностью, прогулках, экскурсиях в природу, развлечениях. Начала я с рассказа о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поставила перед собой задачу: познакомить детей с основными событиями жизни поэта, которые доступны для понимания дошкольников (детство, лицейские годы, А.С.Пушкина и его семья, дуэль), вызвать интерес к личности поэта. На занятии использовала репродукции портретов А. С. Пушкина работы Тропинина, Н.Гончаровой, работы А.П.Брюлова; рисунки на которых А.С.Пушкин в детстве, в лицейские годы; изображение няни Арины Родионовны и дома Пушкиных в Москве; стихи А.С.Пушкина. Первое занятие пробудило в детях интерес к поэзии, поэтому я предложила детям начать оформление уголка А.С.Пушкина. Все материалы, использованные на занятии, разместили в уголке. Параллельно начала знакомить детей со сказками А.С.Пушкина, с которыми обязательно каждый ребенок в детстве должен встретиться. И не просто «пройти», а услышать вдуматься. Только пристальное, чуткое внимание каждой строке поможет нам научиться «ценить чистое, простое слова» А.С.Пушкина.
21 Кравченко Галина Петровна Читая детям сказки А.С.Пушкина, стремилась вызвать у них положительное отношение к героям сказок и описанным в них событиям. На месяц планировала одну сказку. Это было сделано для того, чтобы дети поняли, о чем говорится в сказке, чтобы её герои стали близки детям, чтобы ребята стремились воспитать в себе лучшие их качества (доброту, любовь к близким, скромность, справедливость, трудолюбие, взаимовыручку). Часто с первого раза дети не воспринимали сказку, особенно, такие как «Сказке о попе и его работнике Балде» и «Сказка о золотом петушке», но после объяснения непонятных слов, событий, рассматривания иллюстраций, пояснений воспитателя, сказка детьми воспринималась по новому и они с интересом слушали её еще раз. После прочтения любой сказки мы много беседовали о ней, потому что каждая сказка А.С.Пушкина дает повод для хорошей, интересной беседы. Во время беседы дети делились мнениями о событиях, происходящих в сказках, высказывали свои суждение о её героях. Мы подробно говорили о каждом, главном герое сказки, выделяли его положительные или отрицательные черты и как бы сравнивали с собой. Например: старуха, из «Сказки о рыбаке и рыбке», жадная, злая, вздорная, ей всего мало, она хочет всеми командовать, унижать, повелевать. Дети осуждают злых, коварных, завистливых, жадных героев, а я спрашивала: « А разве не встречаются в детской среде, дети которые любят командовать, унижать других, не выполняют своих обещаний, жадничают, завидуют и т.д ?» Такие дети конечно же есть. Эти рассуждения заставили детей задуматься о своем поведении. Они не хотят быть похожими на отрицательных героев. Дети с теплом, восторгом, одобрением отзываются о положительных героях, хотят перенять их лучшие качества. Например: Князь Гвидон -бесстрашный, сильный, смелый, заботливый, любящий близких. В ходе последующих бесед выяснили, что почти во все сказках А.С.Пушкина (кроме «Сказки о золотом петушке") счастливый конец, а зло наказано. На занятиях дети узнали, что поэт любил общаться с простым народом и первые русские народные сказки он услышал от своей няни, Арины Родионовны и именно эти сказки он использовал для написания своих литературных сказок. Это показывает высокую любовь А. С. Пушкина к русской национальной культуре, его широкое использование русского народного языка, близость простонародного наречия с литературным языком Пушкина. Мы с детьми часто рассматривали иллюстрации сказкам А.С.Пушкина художников Билибина, Елисеева, Серова, Дехтярева, Важной. Но лучшим иллюстратором сказок А.С.Пушкина считается художник Владимир Михайлович Конашевич. Его рисунки просты, ясны, выразительные . Ребенок с первого взгляда может определить главное в рисунке событие, героя. Поэтому, я решила подробнее познакомить детей с этим художником и этому сопутствовало занятие «Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях В.М.Конашевича», сказки Пушкина стали последней работой мастера. Он долго
22 Кравченко Галина Петровна и кропотливо работал над ними. Дети любят и с интересом рассматривают иллюстрации В.М.Конашевича. Для того, чтобы закрепить знания детей сказок А.С.Пушкина, весной был проведен «Сказочно- спортивный турнир», в котором туры с заданиями по сказкам А. С.Пушкина сменялись спортивными упражнениями. В подготовительной к школе группе знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина продолжилось. В познавательном цикле прошли занятия на тему: 1. «В начале жизни школу помню я», на котором дети познакомились с лицейскими годами А.С.Пушкина. Я стремилась довести до сознания детей, то, что лицейские годы были самыми светлыми и счастливыми в жизни поэта. Здесь он начал писать стихи, встретил верных друзей. Он всю жизнь помнил годы, проведенные в лицее и написал много стихов, воспевающих друзей, учителей, а так же красоту природы, архитектурных строений, скульптур, памятников Царского села. 2. «Рисунки А.С.Пушкина» - на этом занятии мы рассматривали фотографии рукописей поэта и его рисунки. А.С.Пушкина делал свои наброски для себя, в процессе творчества, но они вошли в русскую культуру, под названием «Пушкинская графика». Следующим этапом было приобщение детей к лирическим стихам А.С.Пушкина. Мне хотелось, чтобы дети знали А.С.Пушкина не только как автора сказок, но и как великого русского великого поэта. Опыт показал, что детей затрагивает поэзия, если они близко к тому, что их окружает, поэтому для знакомства детей с лирикой поэта я отобрала произведения, которые связаны с окружающей ребенка природой и конечно, в соответствии с временами года. Поблизости от нашего детского сада есть парк, куда мы часто ходим гулять, учим детей наблюдать природу понимать её красоту и величие. И в этом мне помогают стихи А.С.Пушкина. В пору золотой осени выучили стихотворение «Унылая пора...», а многократные наблюдения, за состоянием осенней природы и погоды, помогли детям проникнуть, в эмоциональный настрой стиха, понять его образные выражения – «очей очарования», «в багрец и золото, одетые леса». Рассказала что поэт, больше всех времен года, любил осень, её красоту. Осенью ему хорошо работалось, и ей он посвятил много стихов. Наизусть мы выучили отрывки из романа «Евгений Онегин» - «Вянет, вянет лето красно», «Уж небо осенью дышало». Знакомясь с осенними стихами А.С.Пушкина, рассматривали осенние репродукции картин Левитана Остроухова. Зимой ребята любовались зимними пейзажами. Обращала внимание детей на неподвижность, скованность природы, погруженность её в сон. Пушкинские образы помогали детям увидеть, в воображение, картины, нарисованные поэтом в стихах о зиме. Мы познакомились со стихами А.С.Пушкина: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; отрывками из романа «Евгении Онегин», «Опрятней модного паркета». Заучили наизусть отрывки из романа «Евгении Онегин» - «Вот север тучи нагоняя», «Зима!
23 Кравченко Галина Петровна Крестьянин торжествуя», отрывки из стихотворения «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет), из стихотворения «Зимнее утро» (Под голубыми небесами). В словарь детей вошли образные выражения поэта из стихов о зиме «легла волнистыми коврами», «блестя на солнце, снег лежит», «пухлой пеленою» и т.д. Знакомясь со стихами поэта о зиме, рассматривали репродукции картин Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь». Весной продолжилось знакомство детей со стихами А.С.Пушкина о природе: отрывки из романа «Евгении Онегин» («Гонимы вешними лучами», «Еще дуют холодные ветры»); отрывок из поэмы «Цыгане» («Птичка божия не знает»), стихотворение „Птичка". Знакомя детей с лирическими стихами А.С.Пушкина, преследовала цель: приблизить детей к природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту, воспитывать любовь к природе. Завершением этого этапа работы стало занятие на тему: «Пейзаж в поэзии А. С.Пушкина». На этом занятии я стремилась донести до сознания детей, что А.С.Пушкина любил русскую природу, наблюдал, изучал ее и советовал внимательно приглядываться к ней, поэтому у него получились такие прекрасные стихи о природе. Образы пушкинских произведений, будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. Поэтому я стремилась развивать у детей способность воспринимать пушкинское слово и воплощать его в изобразительной деятельности. Конкретность и эмоциональность образов, их живость способствует более четким представлениям об окружающем. На занятиях по изобразительной деятельности пушкинский текст давался как основная тема для изображения. Детям предлагался отрывок из сказки А. С.Пушкина, в котором содержание текста было конкретным, а описание образным. Затем дети рисовали (лепили, вырезали, клеили) по этому тексту. Например: рисовали «Ветер, ветер, ты могуч», «Ель растет перед дворцом», «Петушок с высокой спицы»; аппликация: «Белка в хрустальном доме», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» ; лепка «Орешки для белочки», «Золотая рыбка». Эти занятия способствуют закреплению произведений поэта, формированию интереса к творчеству А.С.Пушкина Лирические стихи А. С. Пушкина, активизируют впечатления детей, полученные во время наблюдений в природе. Под влиянием выразительно прочитанного стихотворения дети заново испытывают чувства, возникшие у них при непосредственном контакте с природой, побуждая детей изображать пейзажи, используя пушкинские строки. По осенним стихам дети рисовали на тему «Унылая пора, очей очарования», аппликация «Осень наступила». Зимой рисовали на тему: «Идет волшебница зима» Перед рисованием на темы «Любимый герой из сказки А.С.Пушкина» и «Моя любимая сказка А.С.Пушкина» (сюжет) проводилась короткая беседа по содержанию сказки, помогая детям восстановить в памяти последовательность событий и действий. Во время беседы направляла внимание детей на характер героев, старалась вызвать у ребят определенное отношение к ним, что находило
24 Кравченко Галина Петровна отражение в работах детей. После этих занятий мы устраивали выставки рисунков, на которых дети были художниками и рассказывали о своих работах и отношении к изображаемому. Таким образом, пушкинское слово продолжало жить в различных видах изобразительного творчества детей. Для закрепления интереса к произведениям А.С.Пушкина, использовала развлекательные мероприятия. Ребята с удовольствием, разгадывали кроссворды по произведениям А.С.Пушкина, практически без моей помощи. Это говорит о том, что дети прекрасно знают и любят творчество великого русского поэта. Также играли в игру «Узнай сказку» (по иллюстрации), «Из какой сказки?» (предмет, животное), настольную игру «Поп и работник Балда». Провела викторину «Там на неведомых дорожках». Она проходила по типу передачи «Счастливый случай». Дети прекрасно справились с заданиями викторины и получили эмоциональный заряд от общения со сказкой. Так вот пролетели четыре года работы по теме. «Воспитание у детей нравственно-патриотических черт характера, средством знакомства с творчеством А.С.Пушкина». Мои воспитанники познакомились с событиями из жизни А.С.Пушкина; знают много стихов поэта; знакомы со всеми его сказками, узнают и по отрывкам, иллюстрациям, героев сказок узнают по описанию; научились видеть и определять в героях сказок - доброту, смелость, скромность, трудолюбие, зло, коварство, зависть, жадность. Дети стали добрее и терпимее друг к другу, научились видеть положительные черты характера у себя и товарищей и старались вовремя оказать помощь друг другу. Мы с ребятами только прикоснулись к творчеству великого Пушкина, у них еще все впереди и хочется верить, что услышанная или в детстве музыка пушкинского слова будет и впредь звучать для них, но еще ярче, еще теплее.
25 Кравченко Галина Петровна
Описание

основных

элементов

представленного

педагогического

опыта
В опыт работы входят основные элементы: 1. Чтение сказок и лирических стихов А. С. Пушкина. 2. Познавательная деятельность. 3. Рассматривание иллюстраций изображений А. С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники). 4. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина. 5. Поисково-познавательная деятельность. 6. Художественно – изобразительная деятельность. 7. Литературно – художественный материал: сказки А. С. Пушкина, подбор лирических стихов А. С. Пушкина по временам года.
26 Кравченко Галина Петровна
Выводы
Образ Пушкина, его жизнь и творчество тесно связаны со всей воспитательно-образовательной работой: занятиями по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и природой, театрализованной и изобразительной деятельностью и так далее. Произведения А. С. Пушкина воспитывают любовь к родной природе, русской классической литературе, нравственные качества, развивают речь. А. С. Пушкин является одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, а значит задача педагога познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека. Мои воспитанники познакомились с событиями из жизни А.С.Пушкина; знают много стихов поэта; знакомы со всеми его сказками, узнают и по отрывкам, иллюстрациям, героев сказок узнают по описанию; научились видеть и определять в героях сказок - доброту, смелость, скромность, трудолюбие, зло, коварство, зависть, жадность. Дети стали добрее и терпимее друг к другу, научились видеть положительные черты характера у себя и товарищей и старались вовремя оказать помощь друг другу Мы с ребятами только прикоснулись к творчеству великого Пушкина, у них ещё всё впереди и хочется верить, что услышанная ими в детстве музыка пушкинского слова будет и впредь звучать для них, ещё ярче, ещё светлее.
27 Кравченко Галина Петровна
Библиографический

список

.
1. «Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина», автор В. П. Авенариус, (М. «Школа-Пресс»1998 г.) 2. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (Материал для выставки в школе и детской библиотеке), Иллюстратор Г. Ордынский (М. «Детская литература» 1989 г.); 3. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (М. «Детская литература» 1982 г.); «Лицей» (мемориальный музей) составитель М. П. Руденская (Лениздат 1976 г.). Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1. «Наш Пушкин», автор С. Овчинникова (№ 2 1989 г.), 2. «Рисунки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова (№ 6 1989 г.), 3. «Радость встречи с Пушкиным», автор О. Акулова (№ 12 1990 г.), 4. «Сказки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова (№ 2 1995 г.), 5. А. С. Пушкин «Детские годы», автор С. Овчинникова (№ 6 1998 г.), 6. «К Пушкину с детства», автор Н. Добрынина (№ 2 1999 г.), 7. «А. С, Пушкин для самых маленьких», автор Л. Павлова (№ 10 1999 г.), 8. «Я говорю о Пушкине – поэте, действительном в любое время», автор С. Овчинникова (№ 6 2000г.).
28 Кравченко Галина Петровна
Приложение

к опыту работы

29 Кравченко Галина Петровна
Приложение №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ёлочка» ст. Батуринской муниципального образования Брюховецкий район
Перспективные планы

по ознакомлению детей с

художественной литературой

(произведения А.С. Пушкина)
Воспитатель: Кравченко Г.П.
30 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной

литературой (произведения А. С. Пушкина)

Вторая младшая группа

меся

ц

тема

программные задачи

прим.

Сентябр

ь
Чтение: «Вот так яблочко!
»
(Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи Учить детей понимать содержание стихотворения А. С. Пушкина, используя наглядность.
Октябрь
Заучивание наизусть: «Ветер по морю гуляет» (отрывок из «Сказки о царе Салтане…») Помочь детям запомнить стихотворение и упражнять в выразительном чтении с помощью разных приёмов.
Ноябрь
Заучивание наизусть: «Ветер, ветер, ты могуч» (отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях») Развивать речь детей средством заучивания наизусть стихов А. С. Пушкина.
Декабрь
Чтение; «Ель растёт перед дворцом» (Отрывок из «Сказки о царе Салтане…») Продолжать учить детей понимать содержание и смысл стихов А. С. Пушкина.
Январь
Заучивание наизусть: «Месяц, месяц, мой дружок» (Отрывок из «Сказки о мертвой Помочь детям запомнить стихотворение и упражнять в выразительном чтении, используя наглядность.
Март
Чтение: «Свет наш солнышко»(Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи Продолжать учить детей понимать содержание стихотворения А. С. Пушкина, используя наглядность.
31 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной

литературой (произведения А. С. Пушкина)

Средняя группа

меся

ц

тема

программные задачи

прим.

Октябрь
Заучивание наизусть: «Ель растёт перед дворцом» (отрывок из «Сказки о царе Салтане…») Помочь детям запомнить стихотворение и упражнять в выразительном чтении, используя наглядность.
Январь
Заучивание наизусть: «Под голубыми небесами» (отрывок из стихотворения «Зимнее Помочь детям запомнить стихотворение и упражнять в выразительном чтении. Воспитывать любовь к природе.
Февраль
Чтение: «У Лукоморья дуб зелёный» (Вступление к поэме «Руслан и Людмила») Продолжать знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина. Учить детей выражать своё отношение к сказочным героям,
Март
Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке» Учить детей выражать своё отношение к героям сказки, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый,
Апрель
Заучивание наизусть: «За морем царевна есть»(отрывок из «Сказки о царе Сатане…») Помочь детям запомнить стихотворение и упражнять в выразительном чтении. Воспитывать интерес к
32 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной

литературой (произведения А. С. Пушкина)

Старшая группа

месяц

тема

программные задачи

пр

и

м.
Сентя- брь Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке» Продолжать знакомить детей со сказками А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их язык, вызвать желание услышать другие произведения поэта. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина. Октябрь Чтение: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Заучивание наизусть: «Унылая пора» (Отрывок из стихотворения «Осень») Помочь детям понять образные выражения поэта «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою» и другие. Упражнять в выразительном чтении стихотворения. Воспитывать интерес к творчеству поэта. Ноябрь Чтение: «Сказка о попе и его работнике Балде» Учить детей передавать своё отношение к содержанию сказок Пушкина, к поступкам героев этих сказок. Раскрыть взаимосвязь природы и человека, дать детям представление о морали, справедливости, честности, добре, взаимопомощи через эти сказки. Воспитывать отношение к окружающему, сочувствие, сострадание к ближнему через сказочные образы А. С. Пушкина. Декабрь Чтение: «Сказка о царе Салтане…» Чтение: «Сказка о золотом петушке» Январь Заучивание наизусть: «Мчатся тучи, вьются тучи» (отрывок из стихотворения «Бесы») Продолжать знакомить детей с лирическими стихами А. С. Пушкина. Ввести в словарь детей образные выражения поэта: «легла волнистыми коврами», «пухлой пеленою», «то как зверь она завоет» и другие. Приблизить детей к природе и почувствовать её красоту. Воспитывать любовь к природе. Заучивание наизусть: «Вот север тучи нагоняя» (Отрывок из романа «Евгений Онегин») Февраль Заучивание наизусть «Буря мглою небо кроет» (отрывок из стихотворения «Зимний вечер») Чтение: «Зимний вечер» Март Чтение; «Гонимы вешними лучами» (отрывок из романа «Евгений Онегин)» Апрель Чтение: «Няне» Воспитывать интерес к личности поэта и событиям из его жизни, любовь к творчеству поэта.
33 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной

литературой (произведения А. С. Пушкина)

Подготовительная группа

месяц

тема

программные задачи

прим.

Сентябр

ь
Заучивание наизусть: «Вянет, вянет лето красно» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Продолжать знакомить детей с лирическими стихами А. С. Пушкина. Помочь детям почувствовать красоту родной природы, увидеть в ней поэтическое начало. Развивать речь, обогащать её образными выражениями А. С. Пушкина, средством заучивания его стихов наизусть. Упражнять в выразительном чтении стихов. Воспитывать любовь к родной природе, русскому слову, к Родине.
Октябрь
Чтение: «Октябрь уж наступил» (Отрывок из стихотворения «Осень»)
Ноябрь
Заучивание наизусть: «Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Декабрь
Чтение: «Зимняя дорога»
Январь
Чтение: «Зимнее утро»
Февраль
Чтение: «Опрятней модного паркета» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Февраль
Заучивание наизусть: «Зима! Крестьянин торжествуя» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Март
Чтение: «Ещё дуют холодные ветры» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Апрель
Чтение; «Птичка божия не знает» (отрывок из поэмы «Цыгане»)
34 Кравченко Галина Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ёлочка» ст. Батуринской муниципального образования Брюховецкий район
Перспективные планы

художественно-творческой

деятельности

(по произведениям А.С. Пушкина)
Воспитатель: Кравченко Г.П.
35 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по художественно – творческой деятельности

по произведениям А. С. Пушкина

Вторая младшая группа

меся

ц

тема

программные задачи

литература

прим.

Ноябрь
Рисование карандашами «Ветер, ветер, ты могуч» Учить детей отражать в рисунке закрученными линиями динамику ветра; формировать навыки Конспект № 1
Февраль
Лепка «Орешки для белочки» Учить детей отрывать от большого куска пластилина маленькие. Закреплять приёмы лепки Конспект № 2
Апрель
Рисование красками «Свет наш солнышко» Учить детей передавать характерные признаки солнышка (форма, цвет). Закреплять умение Конспект № 3
36 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по художественно – творческой деятельности

по произведениям А. С. Пушкина

Средняя группа

месяц

тема

программные задачи

литература

прим

.

Сентябр

ь
Рисование красками «Яблочко наливное, Учить детей передавать общие и характерные признаки яблока (Форма, цвет). Закрепит умение отличать цвета; жёлтый, красный, Конспект № 4
Ноябрь
Рисование красками «Ель растёт перед Учить детей рисовать ель (прямой, заострённый ствол, увеличивающиеся по длине ствола ветки). Закрепить цвета: зелёный, Конспект № 5
Декабрь
Аппликация «Месяц, месяц, мой дружок» Познакомить детей с контрастными цветами – чёрный, жёлтый. Учить правильно и последовательно наклеивать Конспект № 6
Февраль
Аппликация «Белка в хрустальном доме» Учить правильно и последовательно наклеивать готовые формы. Закрепить приёмы работы кистью и клеем. Конспект № 7
Март
Лепка «Золотая рыбка» Учить детей лепить сказочную рыбку из целого куска. Воспитывать желание отображать в лепке героя литературного Конспект № 8
37 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по художественно – творческой деятельности

(по произведениям А. С. Пушкина)

Старшая группа

месяц

тема

программные задачи

литература

прим

.

Сентябр

ь
Рисование карандашами «Петушок с высокой Учить детей рисовать сказочного петушка с помощью трафарета (руки); закреплять навыки рисования цветными Конспект № 9
Ноябрь
Рисование красками «Унылая пора! Очей Учить детей видеть и передавать поэтический образ осеннего леса, используя различные способы рисования деревьев. Конспект № 10
Январь
Аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Закреплять умение пользоваться ножницами: резать полоски на прямоугольники, квадраты, треугольники, вырезать овальную форму, срезая углы у прямоугольника. Формировать умение создавать сюжетную композицию в аппликации. Конспект № 11
Апрель
Рисование «Мой любимый герой из сказки А. С. Учить детей создавать изображение в соответствии с образом героев сказок Пушкина. Развивать образное мышление, Конспект № 12
38 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности

(по произведениям А. С. Пушкина)

Подготовительная группа

месяц

тема

программные задачи

литература

прим.

Октябрь
Аппликация «Осень наступила» (по стихам А. Учить детей отражать в аппликации приметы осени, выполнять работу коллективно, сочетать приёмы вырезывания Конспект № 13
Февраль
Рисование «Идёт волшебница зима» (по Учить детей изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать его содержание, используя Конспект № 14
март
Рисование «Моя любимая сказка» (по Развивать у детей образное мышление, фантазию, посредством создания сказочных образов (героев сказок Пушкина). Конспект № 15
39 Кравченко Галина Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ёлочка» ст. Батуринской муниципального образования Брюховецкий район
Перспективные планы

познавательной деятельности

(ознакомление с жизнью и

творчеством А.С. Пушкина)
Воспитатель: Кравченко Г.П.
40 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование познавательной деятельности

(по ознакомлению с жизнью и творчеством А. С. Пушкина)

Старшая группа

месяц

тема

программные задачи

литература

прим

.

Октябрь
«Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Познакомить детей с жизнью великого русского поэта. Воспитывать интерес к его личности, любовь к его творчеству. Конспект № 16
Декабрь
«Сказки А. С. Пушкина» Познакомить детей с тем, как поэт сочинял сказки, где брал для них материал. Дать понятие о том, что для написания сказок Пушкин Конспект № 17
Март
«Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях В. М. Познакомить детей с творчеством В. М. Конашевича, помочь увидеть и почувствовать своеобразие рисунков В. М. Конашевича к Конспект № 18
Апрель
Сказочно – спортивный турнир по сказкам А. С. Закреплять знания по сказкам А. С. Пушкина. Развивать память. Воспитывать интерес и любовь к сказкам А. с. Пушкина. Создать у Конспект № 19
41 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование познавательной деятельности

(по ознакомлению с жизнью и творчеством А. С. Пушкина)

Подготовительная к школе группа.

Меся

ц

тема

программные задачи

литература

прим

.

Октябрь
«В начале жизни школу помню я» Познакомить детей с жизнью А. С. Пушкина в лицее. Дать понятие о том, что поэт был обыкновенным ребёнком (он Конспект № 20
Декабрь
Рисунки А. С. Пушкина Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством поэта, ввести детей в мир пушкинской графики. Воспитывать интерес к Конспект № 21
Март
Пейзаж в поэзии А. С. Пушкина. Ввести детей в мир Пушкина, показать красоту его поэзии и окружающего мира через проникновение в мир поэзии. Конспект № 22
Апрель
Викторина по сказкам А. С. Пушкина «Там лес и Закрепить знания по сказкам А. С. Пушкина. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, узнавать героев сказок по Конспект № 23
42 Кравченко Галина Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Ёлочка» ст. Батуринской муниципального образования Брюховецкий район
Перспективное планирование

работы с родителями по

ознакомлению детей с

художественной литературой

Воспитатель: Кравченко Г.П.

43 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование работы с родителями по

ознакомлению детей с художественной литературой

Старшая группа



мероприятия

цель

месяц

прим.
1 Анкета 1. Пропагандировать среди родителей семейное чтение художественной литературы Сентябрь 2 Консультация: «К Пушкину с детства» Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений А. С. Пушкина. Октябрь 3 Выставка художественно- творческой деятельности детей по осенним стихам А. С. Пушкина . Демонстрация художественно – творческих способностей детей видеть и передавать поэтический образ осеннего леса, используя различные способы рисования деревьев. Ноябрь 4 Консультация: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка» Привлечение родительского внимания к вопросам нравственного воспитания детей. Декабрь 5 Выставка произведений А. С. Пушкина Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. Январь 6 Консультация: «Как учить стихи» Рекомендации родителям «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?» Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. февраль 7 Консультация; «Воспитание детей средствами художественной литературы» Памятки для родителей по приобщению дошкольников к чтению. Привлечение родительского внимания к вопросам воспитания детей средствами художественной литературы. Распространение педагогических знаний среди родителей. Март 8 Сказочно-спортивный турнир по сказкам А.С. Пушкина Демонстрация знаний детей по сказкам А. С. Пушкина. Апрель
44 Кравченко Галина Петровна
Перспективное планирование работы с родителями по

ознакомлению детей с художественной литературой

Подготовительная к школе группа



тема

цель

месяц

прим.
1 Консультация: «Как научить детей любить литературу?» Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений . сентябр ь 2 Консультация: «А. С. Пушкин и детская литература» Расширять представления родителей о детской литературе. октябрь 3 Рекомендации родителям «Как приучить ребёнка к чтению книг». Правила дошкольнику: «Как обращаться с книгой» Пропагандировать среди родителей семейное чтение художественной литературы. Обучать родителей руководству чтением детей. ноябрь 4 Консультация: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой» Привлечение родительского внимания к вопросам воспитания детей средствами художественной литературы. Распространение педагогических знаний среди родителей. декабрь 5 Консультация; «Положи своё сердце у чтения» Знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольника-читателя, позитивными и негативными стереотипами. январь 6 Выставка художественно- творческой деятельности детей по стихам .А. С Пушкина «Идёт волшебница зима» Демонстрация художественно – творческих способностей детей видеть и передавать поэтический образ зимней природы, используя различные способы рисования. февраль 7 Выставка художественно- творческой деятельности детей по сказкам А. С. Пушкина Демонстрация художественно- творческих способностей, умение создавать сказочные образы. март 8 Викторина по сказкам А. С. Пушкина «Там лес и дол видений полны» Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. апрель


Яндекс.Метрика