Роль семьи в воспитании ребенка.
Весь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семей
ной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в
семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. Совершенствование
общественного и семейного воспитания не может осуществляться без
развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции.
Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-
дошкольников была книга Я.А. Коменского «Материнская школа»,
получившая всемирную известность, Разработке этих вопросов уделяли
большое внимание И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, а также К.Д. Ушинский и
революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и
Н.Г. Чернышевский.
Однако многие руководства по семейному воспитанию были
недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции
дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций
подходила к разработке проблем семейного воспитания. Большой вклад в
развитие семейной педагогики внесла Н.К. Крупская. Она связала семейное
воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской
семьи. Н.К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений
между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный
коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные
интересы.
Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания
дана также в трудах А.С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания
детей в семье с общим направлением советского воспитания и его целями,
выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей.
Его к»Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой
фонд советской семейной педагогики. В этих работах представлены многие
коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о
воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании. Но
жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется наше
общество. Возникают новые формы сотрудничества между образовательным
учреждением и семьей, возникают и новые общественные организации. В
этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и
функциями современной российской семьи, ее взаимодействиями с
общественными организациями и образовательными учреждениями.
В современной семейной педагогике детально разработаны и общие
пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья
вместе с дошкольным учреждением, школой, и многие частные вопросы
семейного воспитания. Учителю и воспитателю ДОУ придется постоянно
изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко
понимать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье.
Воспитывая детей, родители должны помнить, что они отвечают перед
обществом и государством за воспитание детей. Обязанности семьи
законодательно закреплены в новой Конституции: граждане обязаны
заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду,
растить достойными членами общества. Это приведет к дальнейшему
совершенствованию семейного воспитания.
В семье, как правило, каждый имеет свои обязанности. Эти
обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют постоянную работу
и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают труд
родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и
отзывчивыми, организованными, инициативными.
Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут
помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают
важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие
считают, что цели воспитания должны ставиться в образовательном
учреждении, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко
ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив
перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства
воспитания. Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить,
что в их семье растет гражданин, деятель.
Родители должны помнить, что воспитать гражданина они смогут
только в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Поэтому
поведение родителей, их пример оказывают огромное влияние на детей. Прав
был А.С. Макаренко, который отмечал, что родители воспитывают детей не
только в процессе бесед с ними, но и тогда, когда их нет дома, они
воспитывают их своим примером. Поэтому для правильного воспитания
детей важно, чтобы пример родителей был пригоден для подражания.
Родительское требование к себе, - писал А.С. Макаренко, родительское
уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом –
вот главный метод воспитания.
Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с
другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок.
Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать,
как они выполняют просьбы родителей. Не менее важное значение имеет
правильная организация жизни семьи. В этом, как подчеркивал А.С.
Макаренко, не может быть мелочей. Здесь все оказывает влияние на детей:
распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья и квартиры и
многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируются
положительные или отрицательные привычки.
Большое формирующее влияние на детей оказывает характер
взаимоотношений между родителями и детьми. Взаимоотношения создают
своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою очередь, определяет характер
детей, их взаимоотношения с другими людьми. Если в семье господствует
дух сотрудничества, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного
уважения, такая атмосфера содействует формированию человека прямого,
открытого, отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим
товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное
отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости,
грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении
детей. Образовательному учреждению трудно противостоять такому влиянию
семьи.
Не следует думать, что эти важные положения будут усвоены
родителями без активного участия воспитателей и учителей.
Последовательное разъяснение педагогами этих важнейших условий
правильного воспитания детей в семье явится предпосылкой для
согласованной работы образовательных учреждений и семьи.
Литература
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985
2.
Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Р.В. Тонковой-
Ямпольской. М.: Медицина, 1999
3.
Закон РФ «Об образовании»
4.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1990
5.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988
6.
Ковалев л.Е. Микроклимат в семье. М.,1999
7.
Конвенция ООН о правах ребенка (1991)
8.
Конституция РФ.
9.
Советы родителям о воспитании детей/ Под ред. А.П. Усовой.
Изд.АПН, Москва