Напоминание

"Роль семьи в воспитании ребенка"

Автор: Сабитова Танзиля Асхатовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ "Малышок"

Населённый пункт: Кармаскалинский район, д.Улукулево

Наименование материала: статья

Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка"

Описание:

Этот материал предназначен для родителей и педагогов. Для того чтобы глубже осознать как необходима роль семьи для ребенка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2729

Опубликовано 07.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Роль семьи в воспитании ребенка.
Весь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семей ной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей- дошкольников была книга Я.А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность, Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, а также К.Д. Ушинский и революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходила к разработке проблем семейного воспитания. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н.К. Крупская. Она связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи. Н.К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы. Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А.С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его к»Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах представлены многие коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о
воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании. Но жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется наше общество. Возникают новые формы сотрудничества между образовательным учреждением и семьей, возникают и новые общественные организации. В этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и функциями современной российской семьи, ее взаимодействиями с общественными организациями и образовательными учреждениями. В современной семейной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольным учреждением, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания. Учителю и воспитателю ДОУ придется постоянно изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко понимать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье. Воспитывая детей, родители должны помнить, что они отвечают перед обществом и государством за воспитание детей. Обязанности семьи законодательно закреплены в новой Конституции: граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Это приведет к дальнейшему совершенствованию семейного воспитания. В семье, как правило, каждый имеет свои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют постоянную работу и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают труд родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными, инициативными. Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться в образовательном учреждении, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив
перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания. Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель. Родители должны помнить, что воспитать гражданина они смогут только в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное влияние на детей. Прав был А.С. Макаренко, который отмечал, что родители воспитывают детей не только в процессе бесед с ними, но и тогда, когда их нет дома, они воспитывают их своим примером. Поэтому для правильного воспитания детей важно, чтобы пример родителей был пригоден для подражания. Родительское требование к себе, - писал А.С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот главный метод воспитания. Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок. Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать, как они выполняют просьбы родителей. Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи. В этом, как подчеркивал А.С. Макаренко, не может быть мелочей. Здесь все оказывает влияние на детей: распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья и квартиры и многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируются положительные или отрицательные привычки. Большое формирующее влияние на детей оказывает характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою очередь, определяет характер детей, их взаимоотношения с другими людьми. Если в семье господствует дух сотрудничества, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения, такая атмосфера содействует формированию человека прямого, открытого, отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное
отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости, грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении детей. Образовательному учреждению трудно противостоять такому влиянию семьи. Не следует думать, что эти важные положения будут усвоены родителями без активного участия воспитателей и учителей. Последовательное разъяснение педагогами этих важнейших условий правильного воспитания детей в семье явится предпосылкой для согласованной работы образовательных учреждений и семьи.

Литература 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985 2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Р.В. Тонковой- Ямпольской. М.: Медицина, 1999 3. Закон РФ «Об образовании» 4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1990 5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988 6. Ковалев л.Е. Микроклимат в семье. М.,1999 7. Конвенция ООН о правах ребенка (1991) 8. Конституция РФ. 9. Советы родителям о воспитании детей/ Под ред. А.П. Усовой. Изд.АПН, Москва


Яндекс.Метрика