Напоминание

"Можно ли обойтись без наказаний"

Автор: Черниченко Марина Галемуждиновна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7"

Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий

Наименование материала: консультация

Тема: "Можно ли обойтись без наказаний"

Описание:

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2746

Опубликовано 08.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект родительского собрания в подготовительной группе

Тема: «Можно ли обойтись без наказаний»
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их. Ход собрания: Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, Так в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Люби сына жезлом» «Ненаказанный сын бесчестье отцу» «Кулаком да в спину – то и приголубье сыну» Вопросы:  Как вы считаете, что дает наказание ребенку?  Как часто можно использовать этот метод?  Можно ли без него обойтись?  Как вы расцениваете слова А. С, Макаренко о том, что в хорошей семье, наказанный никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания? Л. Н. Толстой писал: Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать, есть желание мести. Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физического наказания были ослабления слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключался в том, что физические наказания уничтожают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление.
Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми. Дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и у других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношении с родителями. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста, можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка. Если без наказания не обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Л. Леви.  Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например: Ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.  Основанием для наказания могут быть безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.  Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.  Наказание не должно быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.  Следует учитывать сроки давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое но не дают стать другим.
 Нельзя наказывать и ругать ребенка когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время сна, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.  Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.  За один проступок – одно наказание. Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном. Ситуация для анализа: Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, не смотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того, как мальчик «отбыл наказание» отец спросил его: - Будешь еще так делать? - Нет – ответил мальчик. - А ты понял, за что тебя наказали? - Да! За то, что кашлял – ответил ребенок. Вопрос: Какими могут быть последствия? Наказание – сильнодействующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств. Это и мотивы поступков детей и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка. Наказание должно быть педагогически оправданым.


Яндекс.Метрика