Конспект родительского собрания в подготовительной группе
Тема: «Можно ли обойтись без наказаний»
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами
воспитания детей посмотреть по новому на использование наказаний,
переосмыслить их.
Ход собрания: Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с
которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности
применения наказаний.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, Так в
пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость
физического наказания.
Например: «Люби сына жезлом»
«Ненаказанный сын бесчестье отцу»
«Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»
Вопросы:
Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
Как часто можно использовать этот метод?
Можно ли без него обойтись?
Как вы расцениваете слова А. С, Макаренко о том, что в хорошей семье,
наказанный никогда не бывает и это самый правильный путь семейного
воспитания?
Л. Н. Толстой писал: Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого
наказывают… Желание наказать, есть желание мести.
Недопустимы физические наказания.
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную
неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.
Имелись случаи, когда последствиями физического наказания были
ослабления слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключался в
том, что физические наказания уничтожают личность ребенка, убеждают его в
собственном бессилии, порождают озлобление.
Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному
способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от
чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается,
развивает у него упрямство.
Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний
вырастают грубыми. Дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми,
нерешительными. У тех и у других вследствие физических наказаний возникает
отчужденность в отношении с родителями.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В
воспитании детей дошкольного возраста, можно обойтись и без него, если
взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к
индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказания не обойтись, то надо помнить о некоторых правилах,
которые рекомендует применять В. Л. Леви.
Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым
руководствовался ребенок, был положительным.
Например: Ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
Основанием для наказания могут быть безнравственные поступки:
сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному
требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда
кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть
справедливым.
Наказание не должно быть слишком частым, так как дети
привыкают
к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать сроки давности поступка. Запоздалые наказания
напоминают ребенку прошлое но не дают стать другим.
Нельзя наказывать и ругать ребенка когда он болен, ест, после
сна,
перед сном, во время сна, во время занятий, сразу после физической или
духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но
он старается.
За один проступок – одно наказание.
Как показывают исследования психологов, для родителей порой
характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно
понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о
должном.
Ситуация для анализа: Четырехлетний Алеша баловался за столом во
время обеда, не смотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и
начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того, как мальчик
«отбыл наказание» отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет – ответил мальчик.
- А ты понял, за что тебя наказали?
- Да! За то, что кашлял – ответил ребенок.
Вопрос: Какими могут быть последствия?
Наказание – сильнодействующий метод воспитания, но его надо
применять осторожно, с учетом многих обстоятельств. Это и мотивы поступков
детей и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка.
Наказание должно быть педагогически оправданым.