Напоминание

"Формирование чувства ритма в процессе практической деятельности при помощи музыки, слова, движения, как способ гармоничного развития ребёнка младшего дошкольного возраста"

Автор: Степанчук Наталия Юрьевна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МАДОУ "ДС №60 г.Благовещенска"

Населённый пункт: г.Благовещенск

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование чувства ритма в процессе практической деятельности при помощи музыки, слова, движения, как способ гармоничного развития ребёнка младшего дошкольного возраста"

Описание:

в работе представлены особенности развития музыкально-ритмических навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе ННОД

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2772

Опубликовано 09.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Формирование чувства ритма в процессе практической

деятельности при помощи музыки, слова, движения, как способ

гармоничного развития ребёнка младшего дошкольного возраста».
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Б.М.Теплов пишет: «Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявить себя в музыкальной деятельности. Прежде всего, нужно воспитывать музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость - два важных компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в дошкольном возрасте надо развивать музыкальность у всех детей. Независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы». Психологи заметили, что ритмическое чувство первично, изначально, элементарно, поэтому является основным свойством музыкальности. Чувство ритма, это способность воспринимать, чувствовать, переживать и воспроизводить временные отношения в музыке. Оно формируется у детей в онтогенезе первым по отношению к другим компонентам музыкальности.
Ритмическое начало
. Рассматривая ребенка как единицу целого пространства. Космоса, природы, можно предположить, что пространство и природа подарили ребенку некий набор творческих способностей, и они уже развиты в определенной степени. Ребенок дошкольного возраста (здоровый!) наделен от природы способностью одновременно видеть, слышать и двигаться. Шаги человека, дыхание и удары сердца находятся в определенном ритме. Этот ритм, который подарила природа каждому при рождении, дети передают звуками своего тела (топ, хлоп, щлёп), ударами палочек, движениями рук и тела. Элементы ритмики, подвижные игры, танцы, игра на различных музыкальных инструментах помогают при помощи движений, моторики усвоить и закрепить в восприятии временные отношения в музыке. Ощущение музыкальной формы, темпа, метра, динамики и ритмического рисунка естественно выражается и подкрепляется различными движениями. Ритмика полезна детям и для развития координации движений, и для воспитания красивых и правильных движений в жизни. Для многих движение — одно из средств выражения своих впечатлений о музыке. Стремление постигать мир через активное действие одно из свойств детской психики.
Цель
моей работы; Научить ребенка находить способы гармонизации своего внутреннего мира в процессе практической музыкально-ритмической деятельности при помощи музыки, движения и слова.

Задачи:
• учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, ритмично и выразительно двигаться, • развивать чувство ритма: учить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движениях, • развивать художественно-творческие способности. В своей работе использую современные методики развития чувства ритма: А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика
»
- технология, в основе которой музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Картушиной М.Ю. логоритмика - комплексно-игровой метод, позволяющий решать коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения.
Условия организации занятий по ритмопластике, логоритмике:
1. Изменение роли педагога на основе игрового общения с детьми. Замена привычной ролевой ситуации в качестве авторитетного наставника детей. Педагог выступает как участник игры, занимая позицию играющего партнера. 2. Совместная творческая деятельность приводит к изменению в отношении между педагогом и воспитанниками, способствует присвоению воспитанниками диалогического стиля общения. Погружение в стихию игры приносит ребенку удовольствие. В результате достигается ситуация успеха, свободы и раскованности для естественного самовыражения детей. Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, чем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. В этом заключается основная идея программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». Главное достоинство программы

- приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных, в музыкальном и двигательном плане, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь, обрести чувство уверенности в своих силах. Ведь доказано, что занятия музыкальными движениями тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Приоритетные задачи:
- воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; - развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; - обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать, выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Методика работы.
Поскольку возраст детей, с которыми работаю, от 3 до 5 лет, осваиваем первый уровень работы с музыкально-ритмическим материалом, который условно называется тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Репертуар: «Веселые путешественники
»
муз. М.Старокадамского
,
«Плюшевый медвежонок» муз. В.Кривпова, «Рыбачок» муз. М.Старокадамского, «Чебурашка» муз. В. Шаинского
,
«Разноцветная игра» муз. Б.Савельева, «Лошадки», «Белочка» муз. В.Шаинского. Не добиваюсь непременно правильного и точного исполнения движений. Главная задача дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений. Облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут - все по-разному. На первом этапе дети исполняют композиции по подражанию, т.к. в этом возрасте способность к подражанию ярко выражена. В результате отмечаю, что дети: • могут использовать в импровизации разнообразные движения; • быстрее разучивают новые танцы; • владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении. Ритмические упражнения являются основой на каждом занятии, помогают ребенку естественным образом ощутить в себе ритм. Все дети должны быть заняты работой: все поют песни, все слушают музыку, если один играет, остальные слушают с каким-нибудь заданием. Значение этих заданий заключается в том, чтобы в дальнейшей музыкальной деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении. Комплексно-игровой метод логоритмика помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания. Логоритмические задания решают следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания; - увеличение объема памяти; - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие артикуляторного аппарата; - формирование двигательных навыков.
Методика работы:
У детей 3-5 летнего возраста большинство понятий только начинают формироваться, поэтому применяю наглядный пока;}, словесные инструкции и выполнение педагогом заданий вместе с детьми. В начале года использую метод опережающего показа для того, чтобы дети успевали переключаться на новое движение. Пальчиковые игры: «Лапушки-ладушки», «Царапки», «Бабушка очки надела», «Мы капусту рубим», «Тюшки-тютюшки». Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом «Ладушки» р.н.п., «Бобик», «Веселый танец» муз. Г.Левкодимова, «Кастрюля-хитрюяя» муз. ЕПопляновой, «Солнышко» муз.Т.Попатенко и др. Постоянно обращаю внимание па точность выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовываются с динамикой звучания музыки. В процессе исполнения песен при работе над дыханием особое внимание обращаю на развитие продолжительного выдоха у детей. Пение хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи. Песни подбираю эмоционально-выразительные, образные, с доступным текстом. Фразы в песнях должны быть коротким; мелодия находится в пределах до 1 - соль 1 , таким требованиям отвечают русские народные прибаутки, заклички и некоторые песни современных композиторов «Дождик» р.н.п., «Заинька» р.н.м., «Белые гуси» муз.М.Красева и др. Артикуляционная гимнастика с детьми младшего возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ, нижней челюсти. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом вес вместе. В ходе логоритмических занятий решаются коррекционпые задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию чувства ритма, эмоциональности, навыков общения. Дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других - осознанными. Эту стихийную моторно-
эмоциональную реакцию ребят стараюсь сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей. Музыкально- двигательные упражнения способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, координации речи с движением, позволяет добиваться его выразительности, будят в ребятах творческое воображение. При этом дети учатся петь хором, точно интонировать мелодию, подчиняться определенному темпу и ритму. У ребят формируются навыки самоконтроля. Диагностика является средством получения данных об успешности или не успешности деятельности.
Предполагаемый результат:
- потребность и интерес к движениям под музыку, - соответствие движений ритму, темпу, содержанию текста и форме музыкального произведения, - выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ, - лабильность (подвижность) нервных процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. - умение вести себя в группе, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Ритм объединяет вес компоненты синкретической деятельности (логоритмику, пение, движение, игру на музыкальных инструментах), наиболее адекватной гармоничному развитию ребенка. Дети любят не только узнавать все новое и разнообразное, они любят и повторять то, что им уж знакомо и послужило однажды источником радости. Это свойство детской психики является основой успешного обучения и развития.


Яндекс.Метрика