Напоминание

"Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Автор: Москвичева Надежда Григорьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОАУ детский сад "Ёлочка"

Населённый пункт: город Пыть - Ях, Тюменская область

Наименование материала: статья

Тема: "Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Описание:

Показать роль загадки в образовательной деятельности...Материал для воспитателей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2791

Опубликовано 09.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Н.Г. Москвичева МДОАУ детский сад «Ёлочка» воспитатель Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же вполне серьезное задание. Загадки – один из древних жанров народного творчества. Своего рода современное тестирование. Помните в сказках? Отгадаешь три загадки – отдам царевну в жены и полцарства, а не отгадаешь – не сносить тебе головы. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел познавательно – развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения. Научить выделять указанные в загадки признаки неизвестного предмета и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке: «Стоит
матрешка на одной ножке, закутана, запутана», иносказательно представлена капуста. В загадке о реке: «Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит - не выбежит есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, нет иносказания. Есть загадки другого типа. Например: «Без чего человеку жить нельзя? Такие загадки требуют хорошо развитого мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например без чего не может жить человек: и без воды, и без воздуха, и без еды. Но все – таки отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Много есть загадок, имеющих шуточные отгадки, например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Февраль, но правильный ответ май ». (Всего три буквы) Типы загадок:  загадки иносказания;  загадки – описания;  загадки – вопросы;  загадки – игры. Есть еще один тип, загадки – задачки, они очень похожи на задачки из учебников. Семь маленьких котят. Что дают - все едят, А один сметаны просит. Сколько же всего котят? Загадки – задачки, загадки – вопросы, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. Все типы загадок носят познавательно – развивающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Развивая мышление. Загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко» познакомить ребенка с окружающим его миром, причем привлечь внимание к
таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз, привыкшего схватывать, только внешние их признаки. О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Хорошо использовать такие загадки при «Путешествиях по реке времени». Они помогают лучше запомнить истории жилища, транспорта, книги и т.д. Дети принимают активное участие в придумывании загадок, дома с родителями составляют книжки – самоделки. Загадки помогают обобщить получаемую информацию, выделить основные части, формировать представления о трудовой деятельности человека и бережного отношения к предметам рукотворного мира. В процессе познания природы используются загадки – вопросы или «Почемучки», они способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, развитию речи. Например: Кто летом гуляет, а зимой засыпает? Что шумит без ветра? Во время прогулки детям дается задание «Я загадаю загадку, а отгадку вы найдете на участке, около песочнице, на дереве и т. д. Такие загадки развивают познавательно – исследовательскую деятельность, наблюдательность, внимание, способствуют общению между детьми. Во время игры «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» можно определить, как дети запомнили материал недели: мебель, транспорт, посуда и т. д.. Загадки можно использовать во время образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Используются следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная.


Яндекс.Метрика