Доклад
«Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
Н.Г. Москвичева
МДОАУ детский сад «Ёлочка»
воспитатель
Важным средством развития умений давать определения понятиям у
дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда,
когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же
вполне серьезное задание.
Загадки – один из древних жанров народного творчества. Своего рода
современное тестирование. Помните в сказках? Отгадаешь три загадки – отдам
царевну в жены и полцарства, а не отгадаешь – не сносить тебе головы.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и
результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение
выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать
правильность своего решения. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки
имел познавательно – развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка
определенные умения.
Научить выделять указанные в загадки признаки неизвестного предмета и
сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит
постепенно к отгадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно
сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш
просит об этом. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был
найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения.
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений
действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке: «Стоит
матрешка на одной ножке, закутана, запутана», иносказательно представлена
капуста. В загадке о реке: «Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит - не выбежит
есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, нет иносказания.
Есть загадки другого типа. Например: «Без чего человеку жить нельзя? Такие
загадки требуют хорошо развитого мышления. Ведь необходимо из огромного
количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.
Мало ли, например без чего не может жить человек: и без воды, и без воздуха, и
без еды. Но все – таки отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех.
Много есть загадок, имеющих шуточные отгадки, например: «Какой месяц
короче всех?» Ответ: «Февраль, но правильный ответ май ». (Всего три буквы)
Типы загадок:
загадки иносказания;
загадки – описания;
загадки – вопросы;
загадки – игры.
Есть еще один тип, загадки – задачки, они очень похожи на задачки из
учебников.
Семь маленьких котят.
Что дают - все едят,
А один сметаны просит.
Сколько же всего котят?
Загадки – задачки, загадки – вопросы, это действительно тесты на
сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную
деятельность. Все типы загадок носят познавательно – развивающий характер,
способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
Развивая мышление. Загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко»
познакомить ребенка с окружающим его миром, причем привлечь внимание к
таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз, привыкшего
схватывать, только внешние их признаки.
О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Хорошо
использовать такие загадки при «Путешествиях по реке времени». Они
помогают лучше запомнить истории жилища, транспорта, книги и т.д. Дети
принимают активное участие в придумывании загадок, дома с родителями
составляют книжки – самоделки.
Загадки помогают обобщить получаемую информацию, выделить основные
части, формировать представления о трудовой деятельности человека и
бережного отношения к предметам рукотворного мира.
В процессе познания природы используются загадки – вопросы или
«Почемучки», они способствуют активизации мыслительной деятельности,
развитию логического мышления, развитию речи.
Например:
Кто летом гуляет, а зимой засыпает?
Что шумит без ветра?
Во время прогулки детям дается задание «Я загадаю загадку, а отгадку вы
найдете на участке, около песочнице, на дереве и т. д. Такие загадки развивают
познавательно – исследовательскую деятельность, наблюдательность,
внимание, способствуют общению между детьми. Во время игры «Отгадай
загадку, нарисуй отгадку» можно определить, как дети запомнили материал
недели: мебель, транспорт, посуда и т. д.. Загадки можно использовать во время
образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Используются
следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,
познавательно – исследовательская, продуктивная.