Напоминание

"Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке"

Автор: Чудинова Лариса Викторовна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 305"

Населённый пункт: г. Пермь

Наименование материала: статья

Тема: "Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке"

Описание:

В статье описывается как грамотно и точно анализировать детские рисунки дошкольников используя их с диагностической целью.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2802

Опубликовано 10.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Чудинова Лариса Викторовна, педагог-психолог,

МАДОУ «Детский сад №305»

г. Пермь
«Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке»
Детский рисунок современными исследователями рассматривается не только как показатель общего психического развития, сформированности тех или иных навыков и умений, а и с точки зрения проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Рисование участвует в формировании зрительных образов, четко отражает этапы развития зрительно - пространственно – двигательного опыта ребенка. Так, например дети до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид сверху и спереди. Обучение при этом малоэффективно: даже учась рисованию в художественных кружках дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые они считают более правильными. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, - рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Многие современные психологи рассматривают творчество детей с точки зрения выражения в нем эмоционально-личностной сферы ребенка. При этом они опираются на цветовые предпочтения детей. Однако связь цветов с эмоциональным состоянием проявляется не только в предпочтении тех или иных цветов в условиях выбора, но и непосредственно в детском творчестве. Цветовые предпочтения могут меняться в зависимости от возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста отдают предпочтение теплым тонам – красному и желтому цвету, дети старшего возраста тяготеют к использованию прохладных цветов – синего и зеленого, отдавая все меньше предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всей стадии жизни. Данный цвет является самым эмоциональным. Он свидетельствует об импульсивности и спонтанности самовыражения, указывает на потребность в одобрении со стороны важного лица или на агрессивность или ненависть, когда преобладает на рисунке. Оранжевый цвет рассматривается как эмоционально сдержанный. Он свидетельствует о сочувствие и дружелюбии, или указывает на противодействие чему- либо. Желтый цвет, кА и красный может указывать на спонтанность самовыражения или, при акцентировании использования, на враждебность и агрессию. По мнению исследователей желтого цвета он амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют интеллект, веру и доброту, темно-желтый цвет – недоверие, скрытость. Зеленый цвет указывает на ощущение уравновешенности. Синий цвет олицетворяет мудрость, постоянство, спокойствие. Черный и коричневый цвета олицетворяют торможение, подавление, а также депрессию. Конечно, имеют значения не цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке.
Злоупотребление цветом или цветовой комбинацией ребенком помогает глубже понять его эмоциональное состояние. Анализ детских рисунков это интуитивный эмпатический процесс, который приходит с опытом. Психотехника вживания состоит в том, чтобы свободно войти в сознание первому впечатлению. Это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций ребенка, степени его эмоциональной зрелости, наличие или не достатка внутреннего баланса. Устойчивость общего впечатления может проявляться при повторных выполнениях рисунка одним и тем же ребенком. Опора на общее впечатление часто помогает устранить многозначность отдельного признака ли деталей. Правильность выбора контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Рисунки могут быть как сюжетные, так и абстрактные, т.е. когда настроение передается через цвет, характер линий, композиции различных элементов. Последние в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций, развитию воображения, самовыражению личности. Это происходит потому, что здесь снимаются ограничения, накладываемые, с одной стороны, уровнем сформированности художественных навыков, а с другой – приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики одинаковые машинки). Именно поэтому при обсуждении рисунков следует избегать оценок «технического мастерства» автора, а следует обратить внимание на приемы (цвет, характер линий и т.д.), позволяющие передавать настроение, переживания ребенка. Картина или рисунок всегда передают настроение. И надо постараться обозначить это настроение одним словом, например, «счастье», «печаль», «страх» и т.д. Список литературы: 1. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М.: Пресс, Эксмо, 2002. 2. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2001. 3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Просвещение1996. 4. Психолог в детском саду № 4 – М.: Просвещение 2003.


Яндекс.Метрика