Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида №111» Муниципального образования города Братска.
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей
группе «С кем дружит ель в лесу».
Подготовила воспитатель : Пучкова Ольга Александровна
МБДОУ «ДСОВ № 111»
г.Братск -2015
Задачи :
-Расширять представления детей о взаимосвязи растительного и животного мира.
-Объяснить детям, какую роль играет ель в жизни лесных зверей и птиц, как их
питание и безопасность связаны с сохранением живой ели;
-Развивать познавательную активность;
- Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, деревьям, елям.
Материал: изображение ели и животных, которые с ней дружат (клест, синица,
дятел, белка, лесная мышь. Еловые шишки, искусственная елка.
Ход.
Воспитатель: Ребята, а какой праздник скоро придет к нам?
Дети : Новый год.
Воспитатель: А какое дерево украшают на этом празднике?
Дети : Елку.
Воспитатель: Верно, к новому году украшают елку, потом играют и веселятся около
нее, кладут под нее подарки.
(Стук в дверь, входит задумчивый и невеселый Старичок-Лесовичок, здоровается с
детьми.)
Старичок-Лесовичок: У меня в лесу очень красиво, елочки стоят в снегу, точно в
серебр, но мне грустно. Дело в том, что скоро праздник, и люди могут прийти в лес и
срубить самые красивые и пышные елочки, чтобы нарядить их на Новый год. Ведь
они не задумываются , как плохо без елочек лесным зверям и птицам.
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, расскажи ребятам, какие лесные звери и птицы
дружат с елочкой. А чтобы нам лучше запомнить я приготовила картинки лесных
зверей и птиц и нарисовала ель. Ты будешь рассказывать, а ребята будут по очереди
находить зверей и птиц и помещать их на ель или около нее.
Старичок-Лесовичок: Хорошо. Ну что начнем? Ух, ты какая красивая ель, совсем как
настоящая! Послушайте загадку о лесном зверьке, который дружит с елью.
С ветки на ветку ,быстрый , как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
Кто это? (Ответы детей).
Найдите белочку и поместите ее на елку.
Дети находят изображение белки и помещают ее на ель.
Старичок-Лесовичок: Почему она дружит с елью? Ель ,как и все растения, цветет,
потом у нее появляются семена. Вот здесь ,в шишках.( Показывает шишку) Семена
маленькие , вкусные, маслянистые. Белочка берет шишку в лапки и грызет ее, потом
бросает на землю. Под елками всегда можно увидеть шишки. Кто же будет их
доедать, кто прибежит? (Дети отвечают)
Старичок-Лесовичок: Их доедают лесные мышки. Где у нас картинка с лесной
мышкой?
Дети находят изображение лесной мыши и помещают под елью.
Старичок-Лесовичок: Они просыпаются, выходят из своих норок, бегают по снегу,
ищут шишки. Еще семена елей любят птицы. И летом и зимой в лесу раздается
«стук-стук». Кто это стучит по дереву?
(Ответы детей.)
Старичок-Лесовичок: Найдите картинку с дятлом.
Дети находят изображение дятла и помещают на ель.
Старичок-Лесовичок: Дятел срывает шишку и несет в развилку между веточками.
Долбит клювом по шишке и достает семена. Синички тоже любят еловые семечки,
подбирают те, которые уронил дятел. Синица может даже на лету поймать семечко.
Посадите синичку на ель.
Старичок-Лесовичок: Есть в лесу необыкновенная птица, которая тоже дружит с
елью- это клест.(Показывает на картинке).У него необычный перекрещенный, клюв,
им очень удобно расклевывать шишки. У клестов в декабре появляются птенцы.
Гнездо птицы строят из веточек, а внутри выстилают пухом. Мама сидит на яйцах,
чтоб они не замерзли, а папа –клест приносит для нее еду. Поместите клеста на
елочку.
Дети помещают изображение клеста на ель.
Старичок-Лесовичок: А если люди придут и срубят елки, чем тогда будут питаться
дятлы, клесты, белки, мыши? Ведь они могут погибнуть! Весело нам будет без них?
Что же делать?
Новый год – такой чудесный праздник, ведь так здорово веселиться около живой
ели, она такая ароматная, красивая. Как поступить, чтобы и елочки не губить и
праздник весело провести?
Воспитатель вносит искусственную ель.
Старичок-Лесовичок восхищается ею. Какая красавица! Пушистая! Совсем как
живая! У меня таких елочек много в лесу.
Воспитатель: Ребята ,а эта елочка из леса?
Дети: Нет, эту елку купили в магазине.
Воспитатель: Верно, как вы догадались? откуда она появилась в магазине?
Дети: Ее сделали на фабрике игрушек .
Воспитатель: Чем же она отличается от живой елочки? Чего у нее нет?
У настоящего дерева обязательно должны быть корни. Они нужны елочке ,чтоб пить
воду из земли и добывать питательные вещества, а еще она держится за землю и
растет.
Старичок-Лесовичок: Чем вы украшаете елку к празднику? А можете сами сделать
игрушки?
Дети отвечают.
Старичок-Лесовичок: Значит можно встретить Новый год с искусственной елочкой.
У кого дома уже есть такая елка?
Воспитатель: А кто знает стихотворение про искусственную елку?
Ребенок читает стихотворение «Живи ,елочка!»
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили,
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень- и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто –ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!
Воспитатель : Ребята, а если у вас дома нет искусственной елки, что вы можете
сказать своим родителям? Можно попросить так: давайте вместо живой елки купим
искусственную .Она тоже красивая, может стоять сколько угодно, с нее не будут
осыпаться иголки, а живые елочки пусть растут в лесу и дружат со зверями и
птицами.
Старичок-Лесовичок: Мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали
и отвечали на мои вопросы. Вы еще маленькие дети, но можете сделать большое ,
доброе дело- помочь сохранить живые елочки в лесу.
Старичок-Лесовичок: благодарит детей и уходит.
Воспитатель: Ну что ребята , сделаем доброе дело? Сохраним лес .