"Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста"
Автор: Дурнева Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ с.Ольгино д/с "Журавленок" м.р. Безенчукский Самарской области
Населённый пункт: с.Ольгино Самарская область Безенчукский район
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста"
Описание:
Родителей знакомят со словесными играми. Рассказывают как они влияют на развитие речи детей. Приводят пример игр, в которые можно играть с ребенком дома.
структурное подразделение
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с.Ольгино
детский сад №24 «Журавленок»
муниципального района Безенчукский Самарской области
Консультация для родителей
«Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Дурнева Любовь Александровна
Ольгино, 2015 г.
Pоль игры сложно переоценить в
развитии детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом
деятельности дошкольника, необходимым
условием всестороннего развития
личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на
весь ход психического развития ребенка
она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей
следует постоянно побуждать к общению друг с другом и
комментированию
своих действий, что способствует закреплению навыков использования
инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению
словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Существует
множество концепций игры, созданных крупными психологами и педагогами,
стоящими на разных теоретических позициях и по-разному трактующими
игру.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием
которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые
игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи. А детям
дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения,
смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки.
В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента
распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения
конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны
конфликты. Выход из создавшейся ситуации невозможен без объяснения
точки зрения сторон, причины конфликта – «ты делаешь не так, а надо
так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений. Поиск
путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию
выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость,
ритмичность произношения.
Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять
каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи
ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой
существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под
влиянием развития речи.
Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением новых слов возникает
потребность называть предметы, делиться своими переживаниями
постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У
малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые
сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем
дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью
слова.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка
определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в
состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если
он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.
Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим
стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они
должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи
детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое
повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются,
запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому
действию присущ свой глагол.
В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка,
важно продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им
в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту
деятельность, и развивать их язык.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае,
если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к
разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают
специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность
совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это
способствует установлению соответствующего контакта между детьми и
воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным
поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи,
являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого
игрового процесса.
Есть игрушки,
значение которых
как стимулов для проявления речи детей
велико. Это игрушки, изображающие
одушевленные предметы: животные,
людей. Нет ни одной игры, которая
выдвигала бы столько поводов для
проявления речи детей, как игра в
куклы. «Обслуживая» их, дети
приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой
жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они
закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.
Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с
окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого
материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех
представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и
обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов
организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается
играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти
подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения,
животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе настольно-
печатных игр дети усваивают и
закрепляют знания в практических
действиях не с предметами, а с
изображением на картинках. К таким
играм относятся: лото, домино, парные
картинки, рассматривание картинок на
кубе. Занятия с кубом полезны для
тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной
речи.
Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и
дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить
о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в
данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на
представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по
описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по
различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому
придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание,
умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению
одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении
звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны
говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют
последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение
пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети
овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок
слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних ненужных слов, но
он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно
скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного,
развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной
речи.