Напоминание

"Мы ребята - казачата!"

Автор: Коленко Ирина Александровна

Должность: воспитатель высшей категории

Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад №60 "Ягодка"

Населённый пункт: с. Кулешовка, Азовского района, Ростовской области

Наименование материала: развлечение

Тема: "Мы ребята - казачата!"

Описание:

Развлечение создает бодрое, радостное настроение, снимает напряжение, оказывает влияние на певческие и двигательные навыки. Дети идентифицируют с культурными традициями казаков, проявляют любовь ко всему прекрасному. Формируем интерес детей к Родине, к родному селу, традициям и обычаям донских казаков.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2863

Опубликовано 13.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развлечение "Мы ребята - казачата!"

Цель:
приобщение детей к национальным ценностям (костюм, быт, танцы, песни), через чтение стихов способствовать формированию интонационной выразительности речи, сценического мастерства, через музыку активизировать эмоционально-чувственную сферу детей.
Задачи:
развлечение создает бодрое, радостное настроение, снимают напряжение, оказывают влияние на певческие и двигательные навыки; дети идентифицируют с культурными традициями казаков, проявляют любовь ко всему прекрасному; ребенок в процессе развлечений погружается в сферу культурных ценностей и смыслов, впитывает культуру своего народа, перенимает прошлые культурные традиции. В зале на центральной стене панно, на котором изображены: казачья горница, березка, перед панно стоит стол с самоваром, деревянная скамья, плетень. Дети входят в зал их под звуки казачьей песни встречают ведущие- хозяюшки.
1Вед.
Здравствуйте ребята! Приглашаю вас в наш казачий курень, проходите на лавки рассаживайтесь (дети проходят в зал в «воротики», сделанные ведущими). Хорошо ли вам ребята, удобно ли? Посидите и послушаете казачью песню
«Ой, при лужке, при лужке»
(в исполнении ведущих-хозяюшек).
2Вед.
Поглядите-ка на наших казачат. Приоделись они, приосанились. Поглядите, какие удалые, да нарядные, да молодые. Эй, казаки, что за праздник, не расскажите нам разве?
1Реб.
А сегодня казачье гулянье- Устроили песни, танцы, да состязания.
2Реб.
Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры – ястребы 1
Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.
3Реб.
Как у нас на Дону люди сильные, Прославляют землю изобильную.
4Реб.
Как у нас на Дону, дали синие, А казачки у нас все красивые.
5Реб.
Земля былинная моя, Люблю тебя до сладкой боли И эту степь, и это поле, И эту песню соловья.
6Реб.
Ай, Дон ты мой родимый, Дон, Для нас ты много значишь. Прими ты наш привет горячий. Земной поклон тебе – казачий.
7Реб.
В родной степи шумят поля и реки, Цветут сады, колышется трава. Очаровала ты меня на веки, Моя Донщина. Родина моя! Взрослые и дети исполняют казачью песню
«Ой, донские казаки».

2Вед.
Ребята, а к нам сегодня на наши казачьи посиделки приехал гость дорогой атаман Азовского юрта, есаул Комаров Сергей Анатольевич. Давайте встретим его по казачьему обычаю – хлебом с солью. Под музыку встречаем гостя со словами-преветствием.
1Вед.
От родной Донской земли Мы поклон Вам принесли. 2
Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Каравай мы Вам подносим, Поклонясь, отведать просим. (с поклоном вручаем хлеб, гость отведывает его, ставит на стол и начинает свой рассказ об истории казачества, его обычаях, нравах и т.д.)
8Реб. «Дон-Батюшка» И. Глаголева
Ой, да ты широкий и глубокий, Величавый Тихий Дон, Край казачий, край раздольный, Низкий мой тебе поклон! Ну и пусть себе Дон тихий И зимой, и по весне, Казаки зато, как вихри, В час веселья, и в труде. И не только тихий, плавный И широк среди всех рек. Дон привольный, необъятный, Дон наш – батюшка навек!
3Вед.
Про казаков в народе говорили «Донской казак хват, силой, удалью богат». Вот и наши ребята тоже знают пословицы о казаках.
1Реб.
Пусть знает ворог – казаку Дон дорог.
2Реб.
На Дону закон такой, всех врагов с земли долой.
3Реб.
Казак без коня, что солдат без ружья. 3

4Реб.
Казаку конь дороже себя.
5Реб.
Казак донской, что карась озерный, и икрян да солон.
6Реб.
Казаку конь - отец родной и товарищ боевой.
1Вед.
Ой, что-то засиделись мы с вами, не пора ли нашим казачкам удаль свою показать!
9Реб.
Казаки лихие, ребята боевые, Вашей честью славной Край родной живет. Песней удалою, хваткой молодою Славится Донской весь наш народ.
1Вед.
Приглашаю вас на казачью забаву –
перетягивание каната.
Мальчики всех групп поочередно участвуют в состязании, можно пригласить нашего гостя возглавить судейство и определить победителей.
10Реб.
На Дону девчата есть, Что не можно глаз отвесть, А как песню запоют, Сразу ноги в пляс идут.
11Реб.
Поглядите-ка, какие Молодайки к нам идут И песню за собой ведут. Запевайте, девчата!» Выходят девочки – солистки с деревянными ложками и поют песню «Пчелочка златая».
3Вед.
Порадовали нас девоньки, своим пением, оставайтесь с нами. А давайте, казачата, в веселую игру поиграем. «Хлебец». 4
«Черный ворон». «Золотые ворота».
2Вед.
Ох, весело играли, Удовольствие показали. А теперь: Уж, я топну ногой, Да притопну другой Приглашаю всех сегодня Поплясать со мной. Всех детей приглашаем на хоровод
«На горе-то калина».
Гость прощается с ребятами, а на прощание дарит детям сладкое угощение – вкусные пироги и бублики.
Вед
. А теперь мы все отправляется в свои группы, чтобы отведать угощение за праздничным столом с самоваром. 5

Дополнительный материал

Стихи

Донской казак.
Люблю тебя я, степь родная, С твоей причудливой красой Ты колыбель моя святая, Ты гордость славы вековой. Люблю я скромные курганы… В них столько тайн века сокрыли… За них рубились атаманы… Они им дороги так были… Люблю смотреть, как серебрится На солнце море ковыля, И в небесах орел кружится, Над ширью степовой паря. И Дон стальною полосой, Что степь так смело рассекает, Что в бурю пенистой волной Казачий взор в степи ласкает. И где-то слышится в дали, Среди простора голубого, Напев протяжный старины О красоте пережитого. 6
П. Атаманцев. *** Дон могучий, Дон глубокий Темно-синею волною По степи бежит широкой Блещет яркою струей. И журча, катятся воды, Да валы о берег бьются И о днях былой свободы Песни смелые поются. Все поют о прошлой воле О наездах казаков, О пирах, о тяжкой доле, О бряцании оков… Все поют.… И песню эту Кто душой своей поймет, Пусть, как буйный Дон, поет, Пусть несет ее по свету. 7
*** Ну и храбрый же народ! Сколько сил в нем молодецких! Вот один казак ведет Целый полк солдат турецких! А народ, смеясь, глядит: Жалкий у злодеев вид, Тащатся как побирушки! Русских храбрецов-солдат Все благодарят: «Здравствуйте, братушки!» И. Вазов. 8

«Дон-Батюшка».
Ой, да ты широкий и глубокий, Величавый Тихий Дон, Край казачий, край раздольный, Низкий мой тебе поклон! Ну и пусть себе Дон тихий И зимой, и по весне, Казаки зато, как вихри, В час веселья, и в труде. И не только тихий, плавный И широк среди всех рек. Дон привольный, необъятный, Дон наш – батюшка навек! И. Глаголев. 9

Подвижные казачьи игры.

Чай-чай, выручай.
С помощью считалки или по желанию выбирают водящего. По команде играющие разбегаются, а водящий старается догнать «запятнать» как можно больше играющих. Тот, до кого дотронулись, останавливается и, расставив руки в стороны, кричит: «Чай-чай, выручай!».
Щука и рыбки
Дети (не менее 20 человек) становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается одна «щука» и несколько рыбок (3-5 человек). Щука садится в центре круга, а рыбки бегают вокруг нее. Остальные дети ходят по кругу и поют песню: Рыбки в озере гуляли И друг друга догоняли, А под камешком на дне Спала щука в тишине. Злая щука пробудилась И на рыбок напустилась.
Щука:
Как вы смели мне мешать, Когда я хотела спать? Как только щука произнесет эти слова, дети в кругу поднимают руки, а рыбки должны выскочить за круг, чтобы их не поймала щука. Та рыбка, которую поймают, становится щукой. 10

Заря-заряница
Играющие становятся в круг, руки за спиной. Ведущий - «заря» ходит сзади с лентой или веревочкой. Стоящие в кругу произносят слова: Заря – заряница, Красная девица, Возьми золотой жгут, Гони птиц с огорода на луг. После этого водящий, стоящий во внутренней части круга, кладет кому-то из играющих веревочку в руку, тот выбегает из круга и вдвоем с «зарей» разбегаются в разные стороны по кругу. Кто прибежал к свободному месту первый, тот занимает его. Кто не успел – становится «зарей».
Черный ворон
Считалкой выбирается «ворон». Все дети идут по кругу и говоря слова: Ай, ребята, та-ра-ра На Дону стоит гора. На следующие две строчки дети идут в середину круга, затем отходят, а ворон остается в центре: А на той горе дубок, А на дубе воронок. Следующие строчки дети стоят по кругу и вместе с вороном выполняют все движения по тексту: Ворон в красных сапогах, Позолоченных серьгах, 11
Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная, Труба ладная, песня складная. На последнем слове дети разворачиваются из круга. Ворон бежит в середине круга и пятнает одного из играющих. Затем все дети поворачиваются, и игра начинается сначала. Когда дети идут в центр круга (на 3 и 4 строчки), в середине остается запятнанный ребенок-ворон и игра продолжается.
Хлебец
Играющие, взявшись за руки, становятся попарно, на расстоянии от игрока, у которого нет пары – он хлебец. -Пеку, пеку хлебец! (выкрикивает хлебец) -А выпечешь? (спрашивают все) -Выпеку (отвечает хлебец) -А догонишь? (спрашивают все) -Посмотрю (отвечает хлебец). После последних слов, дети, стоящие в первой паре, бегут вдоль колонн. Хлебец старается запятнать одного из них. Если ему удается, он вместе с пойманным создает новую пару, а игрок, оставшийся без пары – новый хлебец. 12

Селезень и утка
Поди, утушка домой, Поди, серая домой, У тя семеро детей, Восьмой селезень, Девятая утка – Утка Марфутка Селезень Васютка Селезень, догони утку! Молодой, догони утку! Утушка ныряет, По полю летает Кия-кия поспевай Кря-кря, догоняй! Больше не балуйтесь, Лучше поцелуйтесь!
Папаха
Дети стоят в кругу. И говорят слова, передавая папаху их рук в руки. Ты ляти, ляти папаха Ты ляти, ляти в перед. У кого папаха встанить 13
Тот на круг нехай идеть! Взрослый спрашивает: - Люб вам этот атаман? Дети хором: - Не люб! Игра опять повторяется 2-3 раза, после чего дети отвечают: - Люб! Ведущий: Вот тебе атаман папаха, потанцуй для нас. Надевают папаху ребенку на голову, и он танцует. 14


Яндекс.Метрика