Шалина Наталья Валерьевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №58, г. Кострома
ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда
привычными стали слова «насилие», «безнравственность»,
«бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши
дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не
имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам,
чтобы этого не произошло?...
Я думаю выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей
доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те
нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, какими методами воспитывать нравственность. Я предлагаю
познакомить детей с нашими традициями – русскими народными
традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для
этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами
России, мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям
почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою
страну, богатую славными традициями.
Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов
гармоничного развития личности. Посредством общения с народным
искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к
своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир
прекрасного, развивать у детей художественный вкус. Народное искусство
способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе
заложены все специфические закономерности декоративного искусства –
симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе
понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных
формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Мы живём тогда, когда нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-
прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписью,
дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Хотя интерес к
предметам декоративно-прикладного искусства, на мой взгляд, у детей есть
всегда. Они яркие, красивые, «живые».
Для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству можно
использовать выставки, наполненные подлинными предметами, где дети
могут рассмотреть, поиграть, соприкоснуться с миром искусства. В группе
можно организовать мини-музей с наборами гжельской керамики,
расписными самоварами , матрешками , свистульками и др.
Воспитательное воздействие произведений народного искусства
усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных
мастеров, но и после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по
мотивам того или иного промысла. Поэтому необходимо наполнять и зоны
самостоятельной деятельности детей. Это и игры на данную тематику, и
раскраски, и схемы для самостоятельного рисования, и конечно готовые
образцы декоративных изделий.
Таким образом
,
народное творчество- источник чистый и вечный. Он
благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями,
несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я стараюсь приобщать
детей к родной культуре, побуждаю потребность любить и радоваться
жизни.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством и
традициями, использование предметов декоративно-прикладного искусства
духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре.
Список литературы
Журнал « Народные узоры» №1(13), 2011
Крупин В. Дымка.- М.: Издательство « Малыш», 1987
Сурьянинова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Издательство «Малыш», 1987
Скорлупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-
прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного
возраста.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2006