"Культурологическое воспитание - важный компонент социально-нравственного и личностного развития ребенка".
Автор: Платон Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад к/в №8 "Аистенок"
Населённый пункт: г. Мичуринск
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: "Культурологическое воспитание - важный компонент социально-нравственного и личностного развития ребенка".
Описание:
Прочувствовать сокровенное духовное родство со своим народом, ощутить свою сопричастность к истории родины ребенок может на основе познания истории предков, связи поколений, "погружения" в культурное наследие своего народа.
Внутренний мир ребенка глубок и многогранен, и очень
важно учитывать движения и развитие его души, которые
нуждаются в духовной пище. А чувство личности, чувство
человеческого достоинства немыслимо без национального
самосознания, основанного на ощущении духовной связи с
родным народом, с историей своей страны. Привить ребенку
любовь к родной земле, уважение к предкам невозможно без
тех духовно-нравственных ценностей, которые закладываются в
душу ребенка с рождения. Прочувствовать сокровенное
духовное родство со своим народом, ощутить свою
сопричастность к истории родины ребенок может на основе
познания истории предков, связи поколений, «погружения» в
культурное наследие своего народа.
Одной из составляющих культурологического воспитания
дошкольников является приобщение их к культуре.
Для того чтобы определить воздействие культуры на
организацию представлений ребенка о мире и о себе,
необходимо рассматривать культуру как одно из важнейших
условий его жизни. Исследователи отмечают, что еще до
рождения ребенок испытывает на себе влияние культуры и
появляется на свет с определенным уровнем готовности к ее
воспроизведению. Рассматривая составляющие культурного
саморазвития ребенка, мы выделяем несколько уровней:
мир физического тела,
мир природы,
мир искусства.
Физическая культура - средство созидания ребенком
самого себя, своего тела и своего духа, это уникальный способ
2
самовыражения своего внутреннего мира и отношения к
внешнему миру, проявляемого в самодвижении, направленном
на самосовершенствование своей природной данности.
Природа и общество всегда «очеловечены» и выступают
лишь предпосылками становления будущей личности. Способ
творческого постижения природы рождает в сознании ребенка
систему культурно-экологических связей Природы и Человека.
Интегрированными знаниями о мире природы можно назвать
культурные формы (загадки, заклички, предания, легенды,
сказки, календари, игры и т.п.), несущие в своем содержании
опыт взаимодействия с природой, формирующие экологическое
сознание ребенка.
Феномен
искусства заключается в его преобразующей
функции, - приобщаясь к различным видам искусства, ребенок
потенциально способен осуществлять собственное развитие в
качестве духовной личности. Искусство создает условия для
проявления социальной активности ребенка, вырабатывает
ценностное отношение к действительности, эталоны способов
общения с окружающими его людьми. Невидимые нити
творческой мысли, фантазии и воображения погружают
ребенка в «эстетический экстаз», плодом которого рождаются
первые рисунки, четверостишья, мелодии, пластические
движения и другие изобретения творческой мысли. Следует
отметить, что особую роль в саморазвитии личности выполняет
синтез искусств, способствующий более тонкому восприятию
ребенком интеграции художественных образов.
Важнейшей составляющей бытия ребенка является
область его отношений с другими людьми, именно в диалоге с
3
миром интегрированы глубинные человеческие смыслы, пути и
способы самореализации, самоутверждения личности,
поскольку взаимодействие, осуществляясь в живом общении,
носит социальный характер. Благодаря диалогу, ребенок
расширяет свои представления об окружающем мире,
систематизирует личный жизненный опыт, «оттачивает»
познавательный интерес.
Становление новой личности подразумевает обоюдное
обогащение, как ребенка, так и взрослого, причем, первому
отводится роль созидающего творца, а второй исполняет роль
чуткого «ведуна» - посвященного в знания.
Воспитание, по существу является определенным
способом передачи этических норм старшего поколения
младшему (отношения к самому себе, к другим и к миру). В
данном процессе происходит развитие способности ребенка
воспринимать, «напитываться» добродетельностью, это
восхождение его к идеалу человека, как гармонии души, тела и
духа. Получение же определенных знаний, умений, навыков
(предметное обучение) представляет собой средство для
достижения главной цели - образование человека. Благодаря
способности ребенка конструировать свой собственный мир –
образовательное пространство - и самого себя, как личности,
каждое новое поколение обогащает человеческий потенциал
новыми креативными способностями. Таким образом,
культуросозидающий аспект воспитания заключается в
творческом присвоении ребенком исторически сложившихся и
исторически складывающихся форм человеческого бытия, что
4
подразумевает потенциальную способность каждого ребенка
творить собственный духовный мир.
Успешность воспитания в ребенке созидающего сознания
зависит от нескольких факторов, сопутствующих этому
процессу. Первый – вера в ребенка. Поддержка, поощрение,
вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша
устойчивое чувство солидарности и доверия, а значит,
воспитывают уверенность и целеустремленность.
Второй –
надежность старших
. Ощущение верного товарища,
понимающего союзника, справедливого друга, помогает детям
освоить нравственные и этические нормы, которые являются
фундаментом последующих их отношений во взрослой жизни.
Третий –
свобода выбора в способах деятельности
,
мышления, высказывания. Четвертый – право на уважение
личности. Взрослый должен понимать, что ребенок нуждается
в территориальной свободе, ему необходимо иметь место
уединения, пространство для игр, стол для занятий. Прекрасно,
когда взрослые тактично и серьезно относятся к личностным
переживаниям ребенка – сомнение, неуверенность, тревога,
радость, восторг, стеснение, задумчивость и т.д. Развитие
творческой индивидуальности ребенка-многогранный и
многоаспектный процесс реализации, модификации и
комбинирования задатков. Совокупность биологических,
социальных и культурных факторов реализуется в ребенке при
его взаимодействии с природой, средой и воспитанием, однако
главный фактор развития его личностных качеств – свобода -
возможность творческого «жизнесозидания». Проявляя свою
природную активность, ребенок становится свободным
5
субъектом творческих свершений. Закон жизни, как считает К.
Юнг (и к мнению которого следует прислушаться), в конечном
счете, нацелен на индивидуально проживаемую жизнь.
6