Напоминание

"Культурологическое воспитание - важный компонент социально-нравственного и личностного развития ребенка".

Автор: Платон Надежда Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад к/в №8 "Аистенок"

Населённый пункт: г. Мичуринск

Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ

Тема: "Культурологическое воспитание - важный компонент социально-нравственного и личностного развития ребенка".

Описание:

Прочувствовать сокровенное духовное родство со своим народом, ощутить свою сопричастность к истории родины ребенок может на основе познания истории предков, связи поколений, "погружения" в культурное наследие своего народа.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2894

Опубликовано 14.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ – ВАЖНЫЙ

КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНО-

НРАВСТВЕННОГО И ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(Консультация для воспитателей

ДОУ)
П
одготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад к/в №8

«Аистенок»

Платон Надежда Николаевна

Внутренний мир ребенка глубок и многогранен, и очень важно учитывать движения и развитие его души, которые нуждаются в духовной пище. А чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом, с историей своей страны. Привить ребенку любовь к родной земле, уважение к предкам невозможно без тех духовно-нравственных ценностей, которые закладываются в душу ребенка с рождения. Прочувствовать сокровенное духовное родство со своим народом, ощутить свою сопричастность к истории родины ребенок может на основе познания истории предков, связи поколений, «погружения» в культурное наследие своего народа. Одной из составляющих культурологического воспитания дошкольников является приобщение их к культуре. Для того чтобы определить воздействие культуры на организацию представлений ребенка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как одно из важнейших условий его жизни. Исследователи отмечают, что еще до рождения ребенок испытывает на себе влияние культуры и появляется на свет с определенным уровнем готовности к ее воспроизведению. Рассматривая составляющие культурного саморазвития ребенка, мы выделяем несколько уровней:  мир физического тела,  мир природы,  мир искусства. Физическая культура - средство созидания ребенком самого себя, своего тела и своего духа, это уникальный способ 2
самовыражения своего внутреннего мира и отношения к внешнему миру, проявляемого в самодвижении, направленном на самосовершенствование своей природной данности. Природа и общество всегда «очеловечены» и выступают лишь предпосылками становления будущей личности. Способ творческого постижения природы рождает в сознании ребенка систему культурно-экологических связей Природы и Человека. Интегрированными знаниями о мире природы можно назвать культурные формы (загадки, заклички, предания, легенды, сказки, календари, игры и т.п.), несущие в своем содержании опыт взаимодействия с природой, формирующие экологическое сознание ребенка. Феномен искусства заключается в его преобразующей функции, - приобщаясь к различным видам искусства, ребенок потенциально способен осуществлять собственное развитие в качестве духовной личности. Искусство создает условия для проявления социальной активности ребенка, вырабатывает ценностное отношение к действительности, эталоны способов общения с окружающими его людьми. Невидимые нити творческой мысли, фантазии и воображения погружают ребенка в «эстетический экстаз», плодом которого рождаются первые рисунки, четверостишья, мелодии, пластические движения и другие изобретения творческой мысли. Следует отметить, что особую роль в саморазвитии личности выполняет синтез искусств, способствующий более тонкому восприятию ребенком интеграции художественных образов. Важнейшей составляющей бытия ребенка является область его отношений с другими людьми, именно в диалоге с 3
миром интегрированы глубинные человеческие смыслы, пути и способы самореализации, самоутверждения личности, поскольку взаимодействие, осуществляясь в живом общении, носит социальный характер. Благодаря диалогу, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, систематизирует личный жизненный опыт, «оттачивает» познавательный интерес. Становление новой личности подразумевает обоюдное обогащение, как ребенка, так и взрослого, причем, первому отводится роль созидающего творца, а второй исполняет роль чуткого «ведуна» - посвященного в знания. Воспитание, по существу является определенным способом передачи этических норм старшего поколения младшему (отношения к самому себе, к другим и к миру). В данном процессе происходит развитие способности ребенка воспринимать, «напитываться» добродетельностью, это восхождение его к идеалу человека, как гармонии души, тела и духа. Получение же определенных знаний, умений, навыков (предметное обучение) представляет собой средство для достижения главной цели - образование человека. Благодаря способности ребенка конструировать свой собственный мир – образовательное пространство - и самого себя, как личности, каждое новое поколение обогащает человеческий потенциал новыми креативными способностями. Таким образом, культуросозидающий аспект воспитания заключается в творческом присвоении ребенком исторически сложившихся и исторически складывающихся форм человеческого бытия, что 4
подразумевает потенциальную способность каждого ребенка творить собственный духовный мир. Успешность воспитания в ребенке созидающего сознания зависит от нескольких факторов, сопутствующих этому процессу.
Первый
– вера в ребенка. Поддержка, поощрение, вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша устойчивое чувство солидарности и доверия, а значит, воспитывают уверенность и целеустремленность.
Второй
– надежность старших . Ощущение верного товарища, понимающего союзника, справедливого друга, помогает детям освоить нравственные и этические нормы, которые являются фундаментом последующих их отношений во взрослой жизни.
Третий
– свобода выбора в способах деятельности , мышления, высказывания.
Четвертый
– право на уважение личности. Взрослый должен понимать, что ребенок нуждается в территориальной свободе, ему необходимо иметь место уединения, пространство для игр, стол для занятий. Прекрасно, когда взрослые тактично и серьезно относятся к личностным переживаниям ребенка – сомнение, неуверенность, тревога, радость, восторг, стеснение, задумчивость и т.д. Развитие творческой индивидуальности ребенка-многогранный и многоаспектный процесс реализации, модификации и комбинирования задатков. Совокупность биологических, социальных и культурных факторов реализуется в ребенке при его взаимодействии с природой, средой и воспитанием, однако главный фактор развития его личностных качеств – свобода - возможность творческого «жизнесозидания». Проявляя свою природную активность, ребенок становится свободным 5
субъектом творческих свершений. Закон жизни, как считает К. Юнг (и к мнению которого следует прислушаться), в конечном счете, нацелен на индивидуально проживаемую жизнь. 6


Яндекс.Метрика