Напоминание

"Организация предметно-пространственной развивающей среды, как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет"

Автор: Богдан Алина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"

Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск

Наименование материала: статья

Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды, как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет"

Описание:

В данном материале описан опыт работы по созданию предметно- развивающей среды, которая позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=29

Опубликовано 18.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Богдан Алина Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка»

ЯНАО г. Ноябрьск

«Организация предметно-пространственной развивающей среды. как

важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода

в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет»

В настоящее время вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С введением ФГОС появились новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды, которые выстроены в соответствии с принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Она должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора и дает возможность включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Коллектив нашего учреждения использует в своей работе технологии М.Монтессори . Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем. Одной из отличительных особенностей работы нашего коллектива является создание предметно-развивающей среды, называемой «подготовленной средой», как условия личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям. Мария Монтессори заметила, что ребенку легче чему-то научиться, если информация вокруг него упорядочена. Поэтому среда Монтессори - групп имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание. Материал расположен в определенной последовательности - от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Дидактические материалы побуждают ребенка развивать свою личность с помощью самостоятельной деятельности и в полном согласии с его собственным внутренним кодом развития. В построении подготовленной развивающей среды Монтессори — группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности. Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Чтобы свести до минимума вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить ее, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем - если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Разновозрастной подход к комплектованию группы позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача опыта от старших к младшим. Дети учатся друг у друга и помогают друг другу. Маленький ребёнок стремится участвовать во всём, что делают взрослые и старшие дети, что является мощным фактором обучения. В группе оставлено достаточно много места для движения и работы на полу, поскольку двигательная активность и личная свобода ребенка важны для полноценного его развития. Весь развивающий материал разделен на пять зон, в соответствии с пятью учебными разделами Монтессори-педагогики. 
Зона для упражнений в практической и повседневной жизни.

Сенсорная зона.

Зона развития речи, подготовки руки к письму.


Математическая зона.

Космическая зона.
Кроме того, в группах имеются центры продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, библиотека, игровой уголок, где имеется разнообразное игровое оборудование, учитывающее интересы и потребности детей, а так же атрибуты, дополняющие игровой материал. Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждая зона выполняла определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочеталась с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас более подробно с каждой зоной, ее значением.
Зона упражнений в практической жизни.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Работая в практической зоне, дети развивают глазомер, совершенствуют движения мелкой моторики, вырабатывает умение и желание доводить начатое дело до конца. Упражнения жизненной практики имеют особое значение для детей в возрасте 2,5 – 3,5 лет. Все предметы, которыми пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.


Сенсорная зона
оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп: материалы для развития зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, для различения температуры, для развития мускульной памяти. Работая с сенсорным материалом и обучаясь мыслить логично и точно, ребенок в дальнейшем без труда переводит уже хорошо знакомые ему понятия в математические термины. Таким образом, зона сенсорного воспитания является «ступенькой» для овладения математическими знаниями.
Обучение математике по системе Монтессори проходит очень естественно: ребенок просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Математическая зона
содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил счет, овладел операциями сложения, вычитания, умножения и деления – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
В зоне русского языка
ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.


Материалы космической зоны
нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, физики, астрономии. Эта зона помогает ребенку создать для себя целостную картину мира. Очень важно, что дети в ходе исследовательской деятельности учатся определять время, познают свойства воды, почвы, минералов. Самостоятельность в действиях непосредственно влияет на общее развитие эмоциональной, языковой, социальной сферы. Здесь же созданы мини-лаборатории. В ней наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными объектами. Каждый ребенок имеет возможность проводить опыт самостоятельно, испытывать при этом радость открытия и сравнивать результаты собственной работы с результатами других детей. Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Педагоги нашего учреждения стремились создать в группах условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Дети могут
посещать другие группы, кабинеты. Так, в оборудованном педагогами «Автогородке», дети имеют возможность познакомиться с различными дорожными знаками, с видами транспорта. Они с удовольствием организуют сюжетные игры, которые позволяют в доступной форме постичь им навыки поведения на улицах города, в общественном транспорте. Посещая музей А.С.Пушкина, организованный в нашем учреждении, воспитанники знакомятся с элементами биографии жизни и творчества А. С. Пушкина, приобщаются к богатствам русской художественной литературы. Свои впечатления дети отражают в продуктивной и театрализованной деятельности. Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой народов Севера, узнать историю родного города и края. Предметная среда создаваемая педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка: любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ. Таким образом, в нашем детском саду созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства.
Литература:
1. Афанасьева Т.И., Гребенников Л., Дробышевская Ю.Б., Сумнительный К.Е. «Я люблю Монтессори: Пособие для родителей» 2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2004. 3. Хилтунен Е.А. «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей»



Яндекс.Метрика