"Организация предметно-пространственной развивающей среды, как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет"
Автор: Богдан Алина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды, как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет"
Описание:
В данном материале описан опыт работы по созданию предметно- развивающей среды, которая позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
«Организация предметно-пространственной развивающей среды. как
важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода
в воспитании и обучении детей в разновозрастной группе с 3 до 7 лет»
В настоящее время вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольных
учреждений стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования. С введением ФГОС появились новые ориентиры в создании
развивающей предметно-пространственной среды, которые выстроены в соответствии с
принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти
занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Она должна быть насыщена тем
многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за
ребёнком свободу выбора и дает возможность включения в активную познавательно-творческую
деятельность всех детей группы. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не
взрослый, а предметный мир.
Коллектив нашего учреждения использует в своей работе технологии М.Монтессори
. Именно
возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем.
Одной из
отличительных особенностей работы нашего коллектива является создание предметно-развивающей
среды, называемой «подготовленной средой», как условия личностно-ориентированного подхода в
развитии ребенка. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания
для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с
возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой
ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям.
Мария Монтессори заметила, что ребенку легче чему-то научиться, если информация вокруг него
упорядочена. Поэтому среда Монтессори - групп имеет точную логику построения и до мелочей
продуманное содержание. Материал расположен в определенной последовательности - от простого
к сложному, от конкретного к абстрактному. Дидактические материалы побуждают ребенка
развивать свою личность с помощью самостоятельной деятельности и в полном согласии с его
собственным внутренним кодом развития.
В построении подготовленной развивающей среды Монтессори — группы предусматривается
возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми,
выбора самостоятельной или совместной деятельности. Такая специально подготовленная среда
дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться
независимым. Чтобы свести до минимума вмешательство взрослых в процесс развития ребенка,
Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить
ее, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только
устранять, но и предупреждать ошибки.
Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках
материалов только в одном экземпляре.
Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он
может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с
товарищем - если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Это помогает детям
научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться,
бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать.
Разновозрастной подход к комплектованию группы позволяет каждому ребенку чувствовать себя
уверенным, происходит передача опыта от старших к младшим.
Дети учатся друг у друга и
помогают друг другу. Маленький ребёнок стремится участвовать во всём, что делают взрослые и
старшие дети, что является мощным фактором обучения.
В группе оставлено достаточно много места для движения и работы на полу, поскольку
двигательная активность и личная свобода ребенка важны для полноценного его развития.
Весь развивающий материал разделен на пять зон, в соответствии с пятью учебными разделами
Монтессори-педагогики.
Зона для упражнений в практической и повседневной жизни.
Сенсорная зона.
Зона развития речи, подготовки руки к письму.
Математическая зона.
Космическая зона.
Кроме того, в группах имеются центры продуктивной творческой деятельности и
конструирования, уголки театрализованной деятельности, библиотека, игровой уголок, где имеется
разнообразное игровое оборудование, учитывающее интересы и потребности детей, а так же
атрибуты, дополняющие игровой материал.
Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждая зона выполняла определенную
функциональную роль и, в то же время, гармонично сочеталась с другими, образуя помещение
комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности.
Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас более подробно с каждой зоной, ее значением.
Зона упражнений в практической жизни.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими
вещами. Работая в практической зоне, дети развивают глазомер, совершенствуют движения мелкой
моторики, вырабатывает умение и желание доводить начатое дело до конца. Упражнения жизненной
практики имеют особое значение для детей в возрасте 2,5 – 3,5 лет.
Все предметы, которыми
пользуется ребенок, не игрушечные, а настоящие. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а
всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей
свободе.
Сенсорная зона оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который
тоже разделен на несколько групп: материалы для развития зрения, слуха, осязания, обоняния,
вкуса, для различения температуры, для развития мускульной памяти. Работая с сенсорным
материалом и обучаясь мыслить логично и точно, ребенок в дальнейшем без труда переводит уже
хорошо знакомые ему понятия в математические термины. Таким образом, зона сенсорного
воспитания является «ступенькой» для овладения математическими знаниями.
Обучение математике по системе Монтессори проходит очень естественно: ребенок просто
живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Математическая зона
содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил счет, овладел операциями
сложения, вычитания, умножения и деления – все то, что считается важным критерием готовности
ребенка к поступлению в школу.
В зоне русского языка
ребенок получает возможность расширить свой словарный запас,
познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также
научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Материалы космической зоны нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии,
физики, астрономии.
Эта зона помогает ребенку создать для себя целостную картину мира. Очень
важно, что дети в ходе исследовательской деятельности учатся определять время, познают свойства
воды, почвы, минералов. Самостоятельность в действиях непосредственно влияет на общее
развитие эмоциональной, языковой, социальной сферы. Здесь же созданы мини-лаборатории. В ней
наши воспитанники превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения над разными природными объектами. Каждый ребенок имеет возможность проводить
опыт самостоятельно, испытывать при этом радость открытия и сравнивать результаты собственной
работы с результатами других детей.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что
взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду
для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает
каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные
способности.
Педагоги нашего учреждения стремились создать в группах условия для совместной
деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая
особенности развития каждого ребенка.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения
ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Дети могут
посещать другие группы, кабинеты. Так, в оборудованном педагогами «Автогородке», дети имеют
возможность познакомиться с различными дорожными знаками, с видами транспорта. Они с
удовольствием организуют сюжетные игры, которые позволяют в доступной форме постичь им
навыки поведения на улицах города, в общественном транспорте.
Посещая музей А.С.Пушкина, организованный в нашем учреждении, воспитанники знакомятся с
элементами биографии жизни и творчества А. С. Пушкина, приобщаются к богатствам русской
художественной литературы. Свои впечатления дети отражают в продуктивной и театрализованной
деятельности.
Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма.
Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру
краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой народов Севера, узнать
историю родного города и края.
Предметная среда создаваемая педагогами, трансформируется ими в соответствии с
потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило
порядка: любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место,
они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что
дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в
первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в
украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих
художественных работ.
Таким образом, в нашем детском саду созданы условия,
соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у
детей в разные периоды дошкольного детства.
Литература:
1.
Афанасьева Т.И., Гребенников Л., Дробышевская Ю.Б., Сумнительный К.Е. «Я люблю
Монтессори: Пособие для родителей»
2.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2004.
3.
Хилтунен Е.А. «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей»