Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Радость»
«Формы сотрудничества и взаимодействия с
семьей в соответствии с требованиями
ФГОС ДО»
Методист:
Петренко Е.В.
г.Губкинский
2016г.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья
в руки педагогов детского сада.
Здесь важен не принцип параллельности,
а принцип взаимопроникновения
двух социальных институтов…»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей.
Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности
ребёнка необходимо их взаимодействие.
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество в
организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении
их физического и психического здоровья. В развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушения их развития.
В соответствии с ФГОС
,
задача детского сада «повернуться» лицом к семье,
оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане
единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья
стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей
ребёнка. Поиск форм работы с родителями остаётся всегда актуальным.
Педагогический коллектив нашего детского сада проводит планомерную
работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
* Установление доверительных, партнёрских отношений с семьёй каждого
воспитанника;
* Объединение для развития и воспитания детей;
* Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
* Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ
решается в трех направлениях:
- Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьёй,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
В работе с родителями мы используем принципы взаимодействия:
* доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (педагог общается с
родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к
детскому саду в целом);
* дифференцированный подход (умение воспитателя чувствовать ситуацию,
настроение родителей, успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь
ребенку в какой - либо ситуации);
*
учитываем социальный статус, микроклимат семьи (анализ социального состава
родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду);
* родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ (наше дошкольное учреждение, предлагает родителям, как основные
образовательные услуги, так и дополнительные в виде кружковой деятельности);
* повышение культуры и педагогической грамотности семьи (повышаем
компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно
сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО, с использованием
различных форм).
Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно
выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей.
Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования,
представляя собой мобильную систему, быстро реагируем на изменения
социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы, от этого меняем формы и направления работы детского
сада с семьей. В своей работе мы используем как традиционные формы работы :
Оформление родительских уголков в группах, родительские собрания, работа с
родительским комитетом. Беседы, тематические консультации, объявления.
Открытые занятия для родителей, педагогические беседы, праздники и
развлечения, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Традиционные формы необходимы для работы с родителями, потому что часто у
педагога нет возможности свободно побеседовать с родителями на актуальные
темы по воспитанию детей. А новая, красиво оформленная информация быстро
привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.
Так и нетрадиционные: сайт детского сада и чаты групп
(группы№9 и №6
используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания
динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей), дни
открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности
детей, организация мини-уголков, библиотек: «Солдатский платок», «Мой край-
Ямал», «Книжки-малышки»; фотовыставок: «Памятные места нашего города»,
«Мы играем», «День Победы»; выставки работ родителей и детей: «Дары осени»,
«Город моей мечты»,
«Чудо – чудное, диво – дивное», «Мамочка –наше
солнышко»,
«Рождественская сказка», «Пасхальный вернисаж». Помогают
воспитателям в сопровождении детей во время экскурсий, посещения городского
музея освоения Севера. Родители, педагоги и воспитанники сада приняли
активное участие в организации и проведении благотворительной акции «Мир не
без добрых людей», приуроченной к Международному дню инвалида. Детям-
инвалидам, посещающие наш детский сад, родительский комитет ДОУ, на
вырученные средства приобрели и подарили развивающие игрушки.
Для повышения педагогической грамотности родителей, и помощь в решении
вопросов связанных с воспитанием и развитием детей, на протяжении многих лет
в нашем детском саду работают консультационные пункты специалистов: педагог-
психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, педагог по ИЗО
деятельности, музыкальные руководители. Родительский клуб: «Счастливая
семья», «Наш малыш», родители (законные представители), принимают
непосредственное участие в обсуждении тем «Воспитание добром»,
«Будущие первоклассники», «В игры играем - речь развиваем», «Культура
общения». Учителя-логопеды проводят для родителей открытый просмотр
занятий «Азбука логопеда».
На встречах с психологом, обсуждаются такие темы как: "Гендерное воспитание
дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей"; "Традиции семьи"; "Семейный
отдых".
В ДОУ работают органы управления: Наблюдательный совет, Родительский
комитет ДОУ, Родительские комитеты групп, Научно-методический Совет, в
состав которых входят представители родительской общественности. Родители
непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом. Одной из
основных форм работы стал Научно-методический Совет, который решает
следующие вопросы:
- вопросы создания комфортной и безопасной среды;
- участие в разработке документов;
- участие в аттестации педагогических работников (принимают участие в
анкетировании и написании отзывов об аттестуемом педагоге).
При участии родителей в нашем детском саду проводятся смотры – конкурсы
по созданию развивающей предметно-пространственной среде. Цель таких
мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных
условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и
безопасной развивающей предметно – пространственной среды. Выявление
творческих родителей и детей в каждой возрастной группе.
Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения. Для
формирования у детей и родителей здорового образа жизни организуем
совместные спортивные праздники и развлечения: «День здоровья», «Папа, мама,
я- спортивная семья», «Я играю с мамой», «Вместе с папой я герой».
Педагоги организуют мастер – классы, направленные на помощь в организации
детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в
вечерние часы.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс
является проектная деятельность. Так совместно с родителями были разработаны
проекты по темам «Книжки малышки», «Народные игрушки», «Птицы», «Мой
город». Разработка и реализация совместных проектов позволяет
заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и
вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие
родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании
предметно – пространственной среды не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А дети
активных родителей становятся увереннее в себе, проявляют инициативу, интерес
и активность. Чувствуют себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так
как видят тесное общение педагога с родителями.
Использование разнообразных форм работы дает положительные результаты:
*помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активным участником
образовательного и воспитательного процесса их детей;
* вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что
союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в детском
саду сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и
дружный коллектив родителей. А внедрение новых федеральных
государственных образовательных стандартов позволяет организовать
совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.