Напоминание

"В мире природы"

Автор: Рыжкова Марина Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 119"

Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область

Наименование материала: Программа

Тема: "В мире природы"

Описание:

Программа "В мире природы" является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, она разработана на основе изучения регионального компонента и в соответствии с ФГОС.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2916

Опубликовано 15.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

"В МИРЕ ПРИРОДЫ"
Разработчик: Рыжкова Марина Александровна, воспитатель Череповец 2015-2016

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

"В мире природы"

1. Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе "В мире природы".
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы. 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. 1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. 1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). 1.7. Формы и режимы занятий. 1.8. Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам. 1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
2. Учебный план дополнительной образовательной программы "В мире

природы".
2.1. Учебный план. 2.2. Формы организации занятий. 2.3. Структура занятий.
3. Содержание дополнительной образовательной программы "В мире

природы".
3.1. Содержание образовательной программы. Учебно-тематический план.

4. Описание условий для реализации программы.

5. Работа с родителями.

6. Результаты апробирования программы.

7. Литература.

Приложение.

1. Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе "В мире природы"

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы
. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Данная программа направлена на формирование экологических начал детей средней группы посредством регионального компонента.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
·
Новизна данной программы
заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста посредством регионального компонента, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. ·
Актуальность данной программы
заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. ·
Педагогическая целесообразность:
Основой к структуре разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире природы » являются Федеральные государственные общеобразовательные стандарты и основная общеразвивающая программа дошкольного образовательного учреждения в средней группе.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
·
Цель:
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней посредством регионального компонента. ·
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать познавательный интерес детей к природе своего региона, желание активно изучать природный мир Вологодской области; - воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; - воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной

программы от уже существующих образовательных программ.
Данная программа отличается от других образовательных программ тем, что она разработана на основе изучения природы и природного мира посредством регионального компонента.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы.
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 4-5 лет (средняя группа).
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Данная программа будет реализовываться в течение 2015-2016 учебного года (с октября 2015г. по май 2016г.)
1.7. Формы и режим занятий.
Форма занятий - групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю - в среду (четверг), 4 раза в месяц во второй половине дня с 15.40 до 16.00, продолжительность занятия 20 минут.

1.8. Ожидаемые результаты реализации программы у детей средней группы.
·
Ожидаемый

результат



взаимодействия с детьми
: В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. УМЕТЬ Выполнять правила поведения на природе. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы.
В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера, а также диагностическое исследование определения уровней развития детей по реализации дополнительной образовательной программы « В мире природы » для детей средней группы (см.Приложение).
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми.
2. Учебный план дополнительной образовательной программы.

2.1. Учебный план.
Месяц Количество занятий Темы занятий октябрь 1 1 1 1 1 Диагностика «Наш дом-природа» Развлечение: «К нам осень пришла!» «Что нам осень подарила» «Сколько знаю я дождей» “За грибами мы пойдем” ноябрь 1 1 1 1 «Домашние животные» «Как звери к зиме готовятся!» Развлечение: «К нам гости пришли» “Перелетные птицы” декабрь 1 1 1 1 "Растения зимой" «Снежинка» опыт «Волшебная льдинка» опыт «Зимняя красавица — ель» Диагностика январь 1 1 1 «Зимующие птицы» «Жизнь птиц зимой» Развлечение «Синичкин праздник»
февраль 1 1 1 1 «Зимние явления в неживой природе» «Мороз – удивительный художник» опыт "Путешествие в зимний лес" Наблюдение «Снег» март 1 1 1 1 1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Сосульки». Звенит капель опыт «Птицы прилетели» «Первые цветы в природе» «Воздух» апрель 1 1 1 1 «Водичка – водичка» опыт «Как солнце жизнь дает земле» «Растения весной» Развлечение «Русская березка» май 1 1 1 «Лаборатория добрых дел» «Забота о здоровье» Итоговое развлечение: «В мире природы» Диагностика

2.2. Формы организации занятий.
Занятия проводятся в разнообразной форме: - игра – путешествие; - занятия в игровой форме; -экскурсии в природу; - досуги; - экспериментальная деятельность;
Методы проведения занятий:
-рассматривание картин; -демонстрация фильмов; -труд в природе; -коллективный труд; -индивидуальные поручения. Наглядные Практические Словесные Наблюдения Игра Эксперименты Рассказывание Кратковременные Дидактические игры Беседа Длительные (настольно-печатные, Чтение Определение словесные), предмета Игры-занятия по определённым Подвижные игры признакам Творческие игры Восстановление картины целого по отдельным
2.3. Структура занятий.
Занятия проводятся с повышением статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. 1. Организационный момент: вовлечение детей в тему занятия посредством игры. 2. Объявление темы занятия. 3. Непосредственно-образовательная деятельность с использованием различных форм, методов и средств. 4. Итог занятия: на котором оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.

3. Содержание дополнительной образовательной программы "В мире

природы".
3.1. Содержание образовательной программы. Учебно-тематический план. № Тема занятия Программное содержание Формы работы Диагностика Выявить уровень формирования начал экологической культуры у детей средней группы Диагностирование (заполнение таблицы)
Октябрь
1 «Наш дом- природа» - экскурсия по экологической тропе Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе родного края, желание активно изучать природный мир региона. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 1. Наблюдение на экологической тропе « Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, неживая природа. 3.Беседа: « Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и « Природа – не природа» 5. Внести календарь природы. 2 Развлечение: «К нам осень пришла!» Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. 1.Беседа « Что происходит с природой осенью?» 2. Д/и «Найди листок» 3. Д/и « Найди дерево по описанию» 4. П/и « Кошка на дереве, собака на земле» 3 «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, 1. Беседа о пользе овощей и фруктов. Просмотр презентации « Что где растет» 2. Игра « Я — огородник» 3. Д/и «Принеси, что назову»
обозначающими овощи и трудовые действия. 4 «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. 1. Беседа « Какие бывают дожди?» 2. П/и «Солнышко и дождик» 3. Составление рассказа «Как я попал под дождь» 5 "За грибами мы пойдем" Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. 1. Беседа о грибах, рассматривание иллюстраций. 2. Знакомство с ядовитыми грибами. 3. Д/и « В лес пойду, грибы найду»
Ноябрь
1 "Домашние животные" Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. 1. Подготовка детьми и родителями сообщений о своих домашних питомцах. 2. Беседа «Как я ухаживаю за своим домашним питомцем» 3. Д/и «Назови детеныша» 2 «Как звери к зиме готовятся!» Формировать у детей представления о разновидностях диких животных Вологодской области и их подготовке к зиме ( меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких 1. Рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных. 2.Д/и «Где я живу» 3. П/и «Зайцы и волк» 4. Д/и «Назови детеныша»
животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. 3 Развлечение: «К нам гости пришли» Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. 1. Беседа « Что мы узнали о диких и домашних животных» 2. Д\и « Посели животного» 3. Д\и « Кто где живет» 4 «Перелетные птицы» Закреплять и расширять представления о птицах, прилетающих в Вологодскую область : дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа « Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах « Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».
Декабрь
1 "Растения зимой" Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа « Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. 2 «Снежинка» опыт Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления 1. Просмотр фильма « Что такое снежинка?» 2. Рассматривание снежинок на прогулке.
и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. 3. Вырезание снежинки из бумаги. 3 «Волшебная льдинка» опыт Познакомить детей с понятием –лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. 1. Опыт со льдом ( таяние льда). 2. Беседа «Что такое лед?» 3. Беседа о правилах поведения на льду. 4 «Зимняя красавица— ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формирование умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе края. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. 1. Рассматривание ели на прогулке. 2. Беседа « Зимняя красавица» 3. Просмотр мультфильма «Елочка для всех» Диагностика Выявление уровня формирования экологических начал у детей средней группы ( промежуточное тестирование)

Январь
1 «Зимующие птицы» Учить распознавать зимующих птиц в Вологодской области по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой. 3. Беседа « Чем мы можем помочь птицам» 2 «Жизнь птиц зимой» Закрепить названия зимующих птиц, познакомить с жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. 1. Изготовление родителями кормушек для птиц. 2. Подкармливание птиц на участке для прогулок. 3 Развлечение «Синичкин праздник» Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры. 1. Д\и «Назови птиц» - перелетных - зимующих 2. П\и «Воробышки и кот» 3. Разгадывание загадок о птицах.
Февраль
1 «Зимние явления в неживой природе» Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы 2 «Мороз– Вызывать у детей интерес к 1.Загадывание загадок.
удивительный художник» опыт зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. 2. Наблюдения на прогулке. 3.Использование художественного слова. 4.Практическая работа (рисование морозных узоров) 3 «Путешествие в зимний лес» Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 3..Просмотр мультфильма «Следы невиданных зверей» 4 Наблюдение «Снег» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед 1.Просмотр мультфильма «Снегурочка» 2. « Каким бывает снег?» - эксперимент
Март
1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны. 4. Д\и "Когда это бывает"
исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. 2 «Сосульки». Звенит капель опыт Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель. 1. Беседа "Что такое сосулька?" 2. Опыт "Сосулька - это вода" 3. Рисование "Звенит капель" 3 «Птицы прилетели» Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами, скворцами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия. 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами 4 «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. 1. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике. 2. Загадывание загадок, чтение стихов. 3. Аппликация "Одуванчик"
Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. 5 «Воздух» Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 1. Закрепить знания детей о воздухе и его свойствах, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»
Апрель
1 «Водичка – водичка» опыт Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. 1. Просмотр фильма (презентации) "Для чего нужна вода?" 2. Опыт по очистке воды. 3. Д\и "На земле, в воздухе, в воде" 2 «Как солнце жизнь дает земле» Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. 1. Чтение и рассматривание иллюстраций 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» 3 «Растения весной» Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и 1. Наблюдение за деревьями. 2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников
расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. 4 Развлечение «Русская березка» Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. 1. Загадывание загадок. 2.Рассматривание иллюстраций. 3. Разучивание песни "Во поле береза стояла" (хоровод).
Май
1 «Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей 1. Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения). 2. Опыты с водой, воздухом. 3.Чтение познавательной литературы. 4. Беседы о добре и зле. 2 «Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; 1. Игра «Порадуйся солнышку», 2. «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.
развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. 3 Итоговое развлечение: «В мире природы» Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание "помогать" природе и окружающему миру. 1. Игры на экологической тропе. - д\и "Найди дерево по описанию", "Найди листок"и др. - п\и "Воробушки и кот", "Лохматый пес", "Кошка на дереве, собака на земле" и др. 4 Диагностика Выявить уровни формирования познавательного интереса у детей к концу учебного года
4. Описание условий для реализации программы.
Для реализации программы необходимо создать предметно-развивающую среду, которая позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволит решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды должно учитываться соответствие ее санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть должны быть учтены требования к участкам для прогулок, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде.
Поэтому для нормального развития дошкольника должно быть организовано его предметное окружение сомасштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых. Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобна для детей, могла быть безопасной и в то же время развивать, при ее организации должны учитываться два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей. Таким образом, предметная среда представляет собой систему предметных средств, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации творческой деятельности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность.
5. Работа с родителями.
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры дошкольников является и работа с семьей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому родители должны знать, что нового узнают их дети в дошкольном учреждении, каким образом воспитатели доносят знания до воспитанников и чем могут помочь родители в процессе экологического воспитания. Для этого оформляются папки-передвижки с консультациями, информационными листами, проводятся родительские собрания, родители привлекаются к проектной деятельности, к участию в различных акциях и мероприятиях ДОУ, города, области, страны.
6. Результаты апробирования программы.
В результате апробирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире природы" воспитанники должны будут: ЗНАТЬ Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. УМЕТЬ Выполнять правила поведения на природе. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
7. Литература.
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.





Яндекс.Метрика