Напоминание

"По родному краю"

Автор: Мадаева Светлана Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ Новонукутский детский сад №6 филиал "Ласточка"

Населённый пункт: Нукутский район п.Новонукутский

Наименование материала: педагогический проект

Тема: "По родному краю"

Описание:

Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом бурятского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, праздниками.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2968

Опубликовано 17.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новонукутский детский сад № 6

Филиал «Ласточка»

Педагогический проект

«По родному краю»
Подготовила: воспитатель старшей группы Мадаева С.Г. 2015 – 2016 уч. год 1

СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проекта…………………………………………………………….3 Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект………. ………………………………………………………………….4 - 5 Содержание реализации проекта…………………………………………….5 – 7 Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8 Литература, словарь терминов…………………………………………………..9 Приложения…………………………………………………………………..10 - 2

Актуальность проекта:
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных. Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности совсем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины. Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность? Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий: - взаимодействия с социальными партнерами; - компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края; - обогащение предметно-развивающей среды.
Цели и задачи проекта.

Цель проекта:
Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом бурятского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, праздниками.
Задачи проекта:
1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе; 2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине; 3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и традициям; 4. Формировать элементарные знания о правах человека. 5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др. 6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой. 3
7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания; Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно- образовательной деятельности, играх, труде, в быту.
Срок реализации проекта:
долгосрочный; 2015 – 2016 учебный год.
Участники проекта:
воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.
Образовательные области программы, содержание которых включено в

проект:
«Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:
Блок№1

«Ручеёк» -
знакомство с флорой и фауной родного края;
Блок №2

«Юрта – родные истоки» -
знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями бурятского народа;
Блок №3

«Народные умельцы»
- знакомство с промыслами Нукутского района, с умельцами п.Новонукутский
Блок №4

«Лира» -
знакомство с бурятским народным фольклором.
Блок №5

«Ехор» -
знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;
Блок №6

«Наш край» -
знакомство с героическим прошлым Нукутского района.
Блок №7

«Истоки» -
знакомство с бурятскими традициями, праздниками, играми, обрядами;
Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель:
определить основные направления работы.
Задачи:
подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап – организационно-практический.

Цель:
апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края. 4

Задачи:
Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. - воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю; - развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории; - приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.; - знакомить детей
трагическими и героическими событиями

минувшей войны, с
выдающимися людьми прошлого и настоящего времени; - развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.
Третий этап – заключительный.

Цель:
обобщение полученного опыта.
Задачи:
обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)
Содержание реализации проекта
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю. Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение. Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. 5
Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного поселка. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета) . Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «По родному краю». Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш поселок – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность поселка, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Новонукутском как и в других поселках, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России. Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; 6
- сформировать представление о своём поселке, как части Нукутского района, части России, об истории возникновения родного поселка, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.
Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок - информационно-аналитический.
Сбор и анализ сведений о родном поселке Новонукутский, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев бурятского народа, знакомство бурятскими праздниками, играми, знакомство с промыслами Нукутского района. Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с поэтами родного села, праздники, и многое другое.
Второй блок – практический
. Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родного поселка Новонукутский. В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родной край». В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.  Экскурсии по поселку, в музей, дом досуга, на природу  Знакомство с достопримечательностями поселка  Беседы с детьми, с родителями  Подбор художественной литературы, иллюстрации  Чтение стихов поэтов поселка и разучивание песен (В. С.Далбаева.)  Фольклорные праздники  Народные игры  Театрализованная деятельность  Работа с родителями  Знакомство с почетными гражданами поселка
Контрольно-оценочный блок.
7
Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.
Ожидаемые результаты проекта

У детей
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков; 2. Активизация представлений о бурятском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях; 3. Пробуждение национального самосознания; 4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
У родителей
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний; 2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ; 3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно- образовательного процесса.
У педагогов
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения; 2.Разработка методического материала по проекту «Юрта»; 3.Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
Словарь терминов
 Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.  Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании. 8
9


Яндекс.Метрика