Напоминание

"Развитие общеречевых навыков ребенка первого года жизни"

Автор: Седова Елена Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГКУЗ ВО "Муромский дом ребенка специализированный"

Населённый пункт: город Муром Владимирской области

Наименование материала: Методические материалы

Тема: "Развитие общеречевых навыков ребенка первого года жизни"

Описание:

В данной работе изложены основные вопросы и рекомендации, а также представлены занятия и игры по развитию общеречевых навыков ребенка первого года жизни.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=2990

Опубликовано 18.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Муромский дом ребенка специализированный»
Методические материалы по развитию общеречевых

навыков ребенка первого года жизни.
Данная работа предназначена в помощь воспитателям при работе с детьми раннего возраста (первого года жизни) и родителям. Подготовила: воспитатель Седова Е.В. 2016
Первый год жизни ребёнка в плане речевого развития можно назвать «стадией крика и лепета». Несмотря на то, что и крик, и лепет лишены функции речи, этот период очень важен: он является подготовительным для всего последующего речевого развития, во время него происходит подготовка к овладению речью.
Этапы возникновения звукопроизношения.
Период 1-ого года жизни можно разделить на несколько этапов. Первый этап: длящийся от рождения до 1,5-2 мес., характеризуется младенческим криком и звуками. Крик новорождённого извещает о его появлении на свет. Крик возникает у ребёнка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого, т. е. рефлекторно. Даже обычные роды сопряжены для ребёнка с болевыми ощущениями, физическим страданием и дискомфортом, что и вызывает появление крика. В дальнейшим крик - это соматический сигнал о том, что ребёнок голоден, или у него что-то болит, или у него мокрые пелёнки, или он утомлён однообразной позой, т. е. с помощью крика малыш выражает состояние своего дискомфорта. В течении первого месяца жизни у младенца преобладают отрицательные эмоциональные состояния, выражающиеся в частом крике. По результатам исследований, малыш во время крика производит большие энергетические затраты, которые могут пагубно отразиться на его здоровье. Поэтому надо стараться вовремя успокоить малыша, не давать ему долго кричать, согревать его лаской, ласково разговаривать с ним, гладить, нежно на него смотреть. Все дети кричат одинаковою. Это врождённая реакция, не зависящая ни от пола, младенца, ни от особенностей языка его родителей. При форсировании голоса звуки получаются напряжёнными, при чём более низкие звуки становятся крикливыми, а более высокие – визгливыми. Напряжение передаётся и в артикуляционный аппарат, в частности отличается напряжение нижний челюсти. Таким образом, с криком начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного. С первого месяца кроме крика ребёнка начинает издавать другие звуки (тихие гортанные – например (аху); кричать по-разному при ощущении голода, боли. Типы крика начинают различаться по составляющим их звукам и ритму. Крик становится интонационного выразительным. Прибавляется крик ещё 2
одного типа, функция которого – привлечения внимания взрослого (у малыша нет никаких неприятностей, он просто требует, чтобы к нему подошли). С 1,5 месяцев появляется хныканье. Оценка крика ребёнка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорождённого крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. У детей с органическими поражением ЦНС (у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи) крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребёнок производит обычно на выдохе; крик может отсутствовать вообще. Ведущая роль в овладении речью принадлежит слуху, т. к. прежде всего от состояния слуха зависят возможность возникновения и дальнейшее развитие речи. Первая реакция на звук появляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем малыш начинает прислушиваться к звукам (с 1 месяца), чуть позже – отыскивать взглядом источник звучания и поворачивать голову к говорящему (с 2 месяцев). Если ребёнок не слышит, то речь без специального обучения развиться не может. Исследования Л.В. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных, окончаний слов и т. п.). Одно из самых негативных последствий имеет снижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, т.к. оно приводит к общему недоразвитию речи. У глухих от рождения детей подражание речи окружающих не развивается без специального обучения. Работы отечественных психологов и сурдопедагогов показывают, что не только подражание речи не развивается, но также происходит недоразвитие психических процессов. Такие же факты наблюдаются и в отношении практически здоровых детей, если они не слышат в своём окружении речи. Так бывает, например, в случаях, когда ребёнок с нормальным слухом воспитывается в семье глухонемых. Зрение также имеет существенное значение в развитии речи. Это подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий новорождённый ребёнок внимательно наблюдает за движением языка и губ говорящих, пытается имитировать их. Очень важны эмоциональный контакт и эмоциональное общение с новорождённым, которые обуславливают появления и развитие положительных эмоций ребёнка, стимулируют и поддерживают не только коммуникативное, но и речевое, а также психическое развитие. Развитию речи способствует речевое общение. 3
В общении с окружающими малыш на начальных этапах речевого развития подражает звуками и словам, которые произносит взрослый. Взрослый должен окружить малыша не просто безраздельной любовью и заботой, т.е. не только вовремя кормить, пеленать, укладывать спать, но и общаться с ним – пытаться поймать его взгляд, обращаться к нему, гладить, брать на руки, петь колыбельные, разговаривать – конечно понимая, что новорождённый не понимает ещё слов. Разговаривать с ребёнком нужно при пеленании, при кормлении, при купании и выполнении гигиенических процедур. Однако не всегда речевое общение стимулирует развитие речи. В связи с этим интересен случай, который произошёл с младенцем первых месяцев жизни. Обстоятельства складывались таким образом, что родители были вынуждены регулярно оставлять малыша одного, а чтобы он не скучал, включали радио, полагая, что слышимые ребёнком звуки компенсируют одиночество и тишину. Эта история закончилась весьма печально – не умея анализировать громкие и ненужные ещё звуки, малыш перестал воспринимать их вообще, оглох и тем самым защитил себя от непонятного ему шума. Следовательно, музыка и речь, не должны быть громкими, через мерно экспрессивными и должны быть дозированными по времени – надо оберегать сенсорику и нервно – психическую организацию малыша от перенапряжений и перегрузок. Важно также, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью. Например, если взрослый по одним жестам малыша легко распознаёт его потребности и тут же с радостью их удовлетворяет, то он может с запозданием начать излагать свои просьбы словами и, соответственно, позже начинает говорить. Второй этап речевого развития, продолжающийся с 2 до 5-6 месяцев, характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Около 2 месяцев у ребёнка появляются отчётливо артикулируемые звуки: становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, названное так по сходству со звуками издаваемыми голубями. В отличие от криков гуление и лепет стихийно не возникают: их появление обусловлено эмоциональным общением со взрослым. С 2 месяцев 3 недель преимущественно место в гулении занимают гласные звуки, например, [а-а], [а-у], [а-э], [у-у], [бу-у], [гу-у]. Как отмечают многие исследователи, не все звуки, произносимые в это время ребёнком, соответствуют звукам родного языка. Крик к тому времени становится интонационно выразительным: впервые появляются отчётливые голосовые 4
модуляции резкий визг. Радостное повизгивание; частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения. С 3 месяцев гуления достигает обычно максимума, становится певучим [а- а-а], [э-у], [о-о], [а-и-а]; гуление может возникнуть спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию; с 4 месяцев появляются первые цепочки слогов, которые постепенно приобретают характер трелей, или свирели – звуки произносятся «каскадом» - [аль-ле-е, лы-агы-аы]. Появляются первые согласные – гортанные звуки [кх, сх, ха, хы], которые можно вызвать и по подражанию, но в них ещё отсутствует напевность. Во время гуления ребёнок прислушивается к собственному голосу и тормозит все свои движения. Образуются первые условные связи между слуховыми и артикулярными действиями, формируется подражание собственным звукам. С 3-4,5 месяцев появляются звуки [н], [б], [в], [м], которые произносятся закрытым ртом; с 5 месяцев малыш покрикивает от нетерпения; на протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом может издавать неопределённые звуки. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции взрослого, если он положительно реагирует на издаваемые ребёнком звуки, улыбается в ответ, повторяет звуки, издаваемые малышом, гуление усиливается, приобретает всё более и более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое взрослым постепенно сходит на нет, затухает. У детей с органическим поражением ЦНС гуление обычно остаётся однообразным, без интонационной выразительности, звуки редкие и тихие. На этом же этапе появляется и первый смех-повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими; к 3 месяцам 3 недели смех становится продолжительным; с 4 месяцев малыш громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. У детей с органическим поражением ЦНС смех отсутствует. Третий этап длящийся от 5-6 до 9-10 месяцев – характеризуется появлением лепета. Лепетать ребёнок начинает в возрасте около полугода, иногда раньше, иногда позже. Сначала он издаёт короткие вокализации, представляющие собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный – гласный. Постепенно лепет усложняется по нескольким направлениям: появляются новые звуки, удлиняются звуковые, свойственные словам данного языка, однако в целях объективности надо сказать, что исследователи В.И. Бельтюков, и А.Д. Салахова отличают в лепете ребёнка звуки, которые отсутствуют в русском языке, например, разного рода носовые, гортанные, придыхательные и т. п. 5
Всего же они насчитали в лепете 77 звуков, из которых впоследствии было отброшено лишь 16, а все остальные продолжали функционировать в качестве вариантов тех или иных фонем. В лепете, как отличают исследователи, встречается даже [р], отсутствуют только шипящие. В.И. Бельтюков заметил интересную закономерность: последовательность появления звуков в лепете соответствует последовательности появления звуков в словесной речи – сначала появляются губные звуки, потом переднеязычные, мягкие и т.д. С 5 месяцев появляются ритмичные цепочки слогов: [м-ма, эт, кгх, хку, ха]. С 6-7 месяцев ребёнок произносит отдельные слоги разного вида, разной модуляции, разного тона [х-хэ, ули, або, авв, адэ, во-ва]. Произносимые в слогах звуки ещё недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях (короткие цепочки). Эти звуковые комплексы никак не связаны со смыслом и не являются осознанными словами, хотя внешне иногда и напоминают их. По мере развития лепета постепенно увеличивается количество повторений одного и того же слога (2-3 раза и более), а затем к нему присоединяются и другие слоги, которые употребляются в одной цепочке. С 7 месяцем малыш по долгу лепечет, произносит одни и те же слоги (ааа, э, аэ, ах, огу, эмл, у-у-у, дэ-дэ, адэ, о-оцо). Многократное повторение какого-то определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка. Вот почему важно поддерживать лепет! В дальнейшем путём подражания ребёнок принимает постепенно все элементы звучащей речи – не только фонемы, но и тон, ритм, мелодику, интонацию. Наиболее частым являются из гласных – [а], [э], из согласных – губные звуки [п], [пв], [б], [бь], [м], [мь], язычно-задненёбные [к], [г] и язычно- средненёбные [гв], [кв].К 8 месяцем к лепету добавляются слоги, имеющие характер междометий [ах, хэ]; малыш копирует слоги, подражает взрослому (шёпотом); громко, чётко и повторно произносит различные звуки, которые становятся всё более и более разнообразными. К 7-8 месяцам при правильном воспитании (если вы организовали специальные занятия) он может устанавливать связь некоторых слов с определёнными предметами (например, на вопрос «Где?» ищет или находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном и том же месте), т.е. возникает первичное понимание речи. К 8 месяцам понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам типа «дай ручку», «ладушки». С 8-9 месяцев ребёнок повторяет слоги с разнообразными интонациями. 6
Лепет начинает носить социализированный характер; малыш использует интонационно выразительный лепет, как средство общения, а голосовые реакции – для привлечения внимания окружающих; слушает речь других. К 9 месяцам на просьбу «дай» малыш может найти неоднократно называемый предмет; знает своё имя, оборачивается на зов, подражает взрослым, повторяет за ним слоги, которые уже есть, в его лепете, произносит явные двойные слоги из одинаковых согласных и гласных, сказанные по подражанию (ба-ба, ма-ма, па-па, га-га, аля). Начинает произносить слоги, состоящие из разных гласных при одинаковых согласных (тётя). К 10 месяцам повторяет новые слоги за взрослым (ля-ля, ла-ма). Каждое вновь приобретённое слово сначала произносит по слогам (ка-тя), а затем слитно (Катя). У плохо слышащего ребёнка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5-7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребёнок замолкает. Некоторые исследователи считают, что по лепету можно судить о будущих умственных способностях: младенцы, которые активно лепечут, обычно вырастают в смышлёных детей. Правда, они же отличают, что дети, которые очень рано начинают говорить, не обязательно впоследствии отличаются богатой речью и выдающимися способностями, т.к. ранняя речь более напоминает имитацию, чем осмысленна самовыражение. Четвёртый этап охватывает период с 10 месяцев до 1 года и характеризуется появлением лепетных слов (сочетание слогов, имеющих определённое значение). Слоги состоят из разных согласных и гласных (Катя, Маня). С 10 месяцев возникает «диалог» между малышом и взрослым, малыш повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. Моделируя слог, малыш не просто играет, он вкладывает в него определённый смысл. Этот слог принадлежит какому – либо слову. Первые «слова» - это ударные слоги знакомых ему слов: «Ка» (каша), «Па» - (платье); с 11 месяцев увеличивается запас лепетных слов, ребёнок произносит первые упрощённые и сознательные слова, например, «Ав-ав», «Кис-кис», «Дай», «Мама», «Папа», «Баба», «Дядя». С 12 месяцев произносит 8-10 облегчённых слов (например, дать, Тётя, Ха), пользуется словами для коммуникации. К концу года в речи произносятся следующие звуки: [А], [У], [И], [М], [П], [Б], [Т], [Д], [К], [Г]. Интенсивно развивается понимание обращённой речи. Ребёнок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретных ситуациях, а с 10-11 месяцев – уже независимо от ситуации и интонации 7
говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия в которых формируется речь ребёнка (в частности, правильная речь окружающих). Эмоции ребёнка становятся дифференцированными, он стремится к эмоциональному речевому контакту. Появляется осознанный интерес к игрушкам, ко всему окружающему. Начинает усложняться и предметные действия – они направлены на определённый результат, связанный с изменением объекта, его звучанием, движением. Формируется память, возникает общение на основе предметно – действенных средств. Для детей с нарушением ЦНС характерно отсутствие лепета или его обеднённость, невыполнение простых словесных команд, отсутствие игровых подражательных действий. Пятый этап – длящийся от 1 года до 2 лет, характеризуется становлением активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. У большинства детей следующий порядок усвоения согласных (по данным С.Н. Цейтлин): губные появляются раньше язычных, твёрдые губные – раньше мягких губных, мягкие зубные – раньше шипящих. Подобный порядок наблюдается и в других языках мира – он универсален.
Рекомендации по развитию речи ребёнка 1-ого года жизни.
Слышимая ребёнком речь имеет исключительное значение для последующего развития собственной активной речи. Однако речь, включённая в уход за ребёнком, сопровождающая все необходимые отправления, тем не менее не производит достаточно эффективного воздействия. Для действительно эффективного воздействия нужны определённые условия, а именно: восприятии ребёнка речи необходимо специальным образом организовать. Для того, чтобы вызвать у малыша желание говорить, соблюдайте следующие рекомендации. 1.) Установите психологический контакт с ребёнком: 1. Контакт «глаза в глаза»; 2. Отсутствие посторонних в комнате; 3. Доверительные отношения; 4. Думать только о ребёнке; 5. Ребёнок должен быть удовлетворён в своих потребностях (напоен, накормлен, спокоен, не очень устал, а также эмоционально- положительно настроен). 6. Обязательным условием является тихая обстановка, которая даёт возможность ребёнку прислушиваться к звукам, или же издаваемым, и повторять их. 8
«Дети, пребывавшие в шумной обстановке, среди грохота, разговора взрослых, крика других ребят, хаоса всевозможных звуков и шумов, не гулят и не лепечут». – писала в своей методике «Развития речи дошкольника» основоположник советской системы дошкольного воспитания Е.И. Тихеева. 2) Нужна хорошая наглядность. Покупайте малышу только интересные, яркие, разнообразные игрушки, соответствующие возрасту, и при этом соблюдайте чувство меры в отношении количества. При проведении специальных игр важен элемент новизны. Нельзя использовать игрушку, хорошо знакомую ребёнку. 3) Важна мера разговора – говорите с малышом чётко, достаточно громко, ясно, употребляйте одни и те же слова, старайтесь интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляйте сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, других длинных конструкций. Старайтесь строить предложения правильно, планировать их структуру, не перестраивать на ходу, не обрывать по середине – это облегчит ребёнку восприятие содержания. Важны также частые повторы, которые лучше сопровождать перестановкой компонентов предложения, например, «Мишка пришёл в гости! Какой Миша и Леночки! Мишка топ-топ! Большой Мишка. Дай мне Мишку!» 4)Важным условием являются позиции ребёнка взрослого при проведении игр. На первых этапах малыша держите на руках «под грудью»; затем на коленях; возможно использование неконтактных позиций; ребёнок на спине, на животе, на боку. 5)Вызывайте у малыша положительные эмоции – смех, радостные возгласы, оживлённые движения. Для этого играйте с ним в прятки, в «догоню- догоню», «идёт коза рогатая»; показывайте заводные игрушки.


Занятия с ребёнком от 1 до 6 месяцев.
Примерное описание занятий по развитию общих речевых навыков и звукопроизношения у ребёнка первого полугодия 1-ого года жизни может выглядеть следующим образом: 9
Развитие слуха, зрения, моторики, эмоций не зависимы друг от друга, а взаимосвязаны и взаимно обусловлены; одно влияет на другое и оказывает положительное или отрицательное воздействие. Недостаточная сенсорная стимуляция ребёнка (сенсорный голод), к примеру, деформирует эффективное (эмоциональное), а также умственное и моторное развитие и отрицательно влияет даже на физическое развитие ребёнка, приводя в отдельных случаях к детской смертности. Поэтому надо ориентироваться на развитие новорождённого. Не надо дожидаться, когда у ребёнка появится голосовые реакции. Старайтесь вызывать первые ответные голосовые реакции малыша – гуканье и гуление на основе имитационного заражения собственными эмоциями. Побуждайте малыша проявлять голосовую активность в ответ на тактильную стимуляцию (воздействие ванны, поглаживания, переодевание); вестибулярную стимуляцию (берите на руки, покачивайте на руках или в коляске); двигательную стимуляцию (стимулируйте ползание, переворачивание и т.п.); звуковую стимуляцию давайте слушать записи шума листвы, пения птиц, колыбельные); зрительную стимуляцию (наклоняйте своё лицо над кроваткой, ловите взгляд новорождённого) и эмоционально-речевые воздействия (материнская забота, тесный эмоциональный контакт, эмоциональное общение). До 3 месяцев в тот момент, когда малыш сыт, спокоен, доволен, наклонитесь над кроваткой, дождитесь, когда он посмотрит на вас, и напевно, чётко артикулируя, произнесите: «А-а-а» или «агы», «гу», «у-у-у»; задавайте вопросы, например, «Ваня маленький? – и сами отвечайте на них. Если ребёнок не повторяет вслед за вами и не имитирует движения ваших губ и языка, то придётся пассивно вырабатывать подражательную реакцию: легко поглаживая губы младенца в момент произнесения гласных звуков, откройте ему рот. Стимулируйте его губы своими пальцами, легонько их пощипывайте, слегка похлопывайте. Губы можно стимулировать, дотрагиваясь до них кусочком льда или холодной тканью. Ему способствует подобное упражнение? Нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетического ощущений. Когда малыш подключится к «разговору», произносите звуки чуть тише, давая возможность ребёнку послушать самого себя. Поддерживайте произносимые малышом звуки, «перекликаясь» с ним. Звуки произносите с различной интонацией, чередуйте обычную речь с шёпотом, с беззвучным артикулированием (а-а-а) – рот широко открыт; (и-и-и) – губы в «улыбке»; (у-у- у) – губы «трубочкой». В разговоре делайте паузы, давайте возможность 10
ребёнку ответить. Все это доставляет малышу приятные переживания, поднимает его эмоциональный тонус. На первых порах он может оставаться безучастным, не реагировать на ваши воздействия, но со временем, обычно к концу 1-ого месяца – началу 2-ого, ребёнок во время такого общения становится спокойным, производит меньше движений, на лице его появляется довольное выражение, возникает ответная улыбка. Это свидетельствует о том, что ребёнок активно воспринимает ваше с ним общение и положительно реагирует на него. На 2-ом месяце увеличивается время бодрствования ребёнка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него с вашей стороны. Теперь вы можете организовать общение с ребёнком не только тогда, когда он находится у вас на коленях, но и когда лежит в кроватке или манеже. Здесь ваша задача состоит в том, чтобы уловить взгляд малыша, задержать его на себе и при этом заигрывать с ребёнком, воздействуя одновременно на его зрение, слух, поглаживания его. Возьмите крупную яркую сюжетную игрушку без многочисленных деталей, например уточку и, показывая игрушку малышу, вызвать её звучание. Двигайте игрушкой медленно слева на право и наоборот, одновременно декламируя какой-нибудь короткий стишок: Утя – утя, кря - кря – кря, Утя в гости к нам пришла. Так можно вызвать ответный взгляд малыша, широкую улыбку, при этом малыш будет энергично двигать ручками и ножками. Нам 3-ем месяце возникает новая реакция – ребёнок уже сам ищет вас взглядом для общения. Стоит вам появиться, как малыш останавливает на вас взгляд и начинает улыбаться, в ответ на ваше приветствие начнёт активно двигать руками и ногами, смеяться, взвизгивать, произносить звуки [а,а], [э,э], иногда высокие горловые звуки. Отечественные исследователи Н.А. Фигурин и М.П. Денисова назвали такое поведение «комплексом оживления». На 4-ом месяце жизни ребёнок самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ребёнком и вами посредством речевых звуков. Он начинает прислушиваться к вашему голосу, искать его, встретившись с вами взглядом, отвечает звуками, взвизгиванием, движениями всего тела. От 3 до 6 месяцев поддерживайте гуление малыша в ходе эмоционального общения с ним, стимулируйте появление лепета. Развивайте способность подражать звукам речи взрослого. Для этого: 1) Многократно и в разных вариантах повторяйте имя ребёнка (Соня, Санечка, Саша, Сашуля, Сашенька); 11
2) Произносите издаваемые ребёнком звуки [а], [и], стремясь к тому, чтобы малыш, прислушиваясь, сам произносил их; 3) Произносите в разговоре с ребёнком отдельные слоги и пары слогов: (па), (ма), (ба), (да), сначала знакомые малышу, а затем новые; 4) Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду - поиграем во дуру! Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду – потерял пастух дуду! Ой, люли - люшеньки, Баиньки – баюшеньки… Сладко спи по ночам И расти по часам. Ой ладушки – ладушки, Испечём оладушки. Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели, Шшу -у – у – улетели! Ай, качи, качи, качи! Глянь – баранки, калачи! Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Ай, лады, лады Не боимся мы воды. Чисто умываемся Маме улыбаемся! Ай, тюшки, тюшки, тюшки! Вырастали лопушки. 5) Организовывайте переклички, ауканье, находясь в поле зрения ребёнка и вне его. 6) Организовывайте поисковую деятельность ребёнка по отношению к различным источникам звуков (речь, музыкальные, звучащие образные игрушки, часы). 7) Вызывайте слежение за собой в тот момент, когда говорите; окликайте малыша из разных мест комнаты, чередуйте шёпотную речь с громкой; 12
8) В эмоционально – игровой ситуации прячьтесь от ребёнка и неожиданно появляйтесь. 9) Для развития зрительного внимания в игре «прятки» прячьте за ширму игрушки (например – птичку) – пусть она неожиданно появляется вновь «ку-ку!» Для того чтобы гуление превратилось в лепет, т.е. в произнесение слогов, ребёнок должен произносить звуки большую часть своего свободного бодрствования, включая и время когда он занимается с игрушками он должен упражняться в произнесении звуков. А этого можно достигнуть, если поддерживать у ребёнка хорошее настроение, радость и вызывать его на «разговор». Пятый – шестой месяцы дают большой сдвиг в н/п развитии малыша: появляются звуки и движения, имеющие целенаправленный характер. Издаваемые ребёнком звуки адресованы взрослому, служат тому, чтобы заставить приблизиться к себе. Если взрослый не подходит, то малыш начинает плакать. Голодный ребёнок поднимает крик. Рука теперь функционирует как орган действия: ребёнок хватает подвешенную игрушку, трясёт её, прислушивается, если она издаёт звуки, вертит её в руках. Совершенно иной тип поведения проявляет 6 месячный ребёнок, с которым мало общались: общение взрослого вызывает у него плач, глаза бесцельно устремлены вдаль либо блуждают по сторонам, он мало двигается и не проявляет интереса к окружающему, поглощён, рассматриванием и ощупыванием своего тела, особенно рук, ничего не замечает вокруг.
Занятия с ребёнком от 6 до 12 месяцев.
От 6 до 10 месяцев, т.е. с появлением в речи ребёнка лепета, стимулируйте повторение звуков, слогов, имеющихся в речи взрослого. Развивайте звукоподражание. При этом показывайте ребёнку связь между реальными предметами и издаваемыми ими звуками – это способствует звукоподражанию и пониманию речи. Для этого: 1) При уходе за ребёнком привлекайте его к участию в этих действиях, говорите о них, называйте предметы, которые при этом употребляются; 2) Устраивайте демонстрации новых игрушек, например, при демонстрации куклы говорите: К нам пришла В нарядном платье, С белым бантом 13
Кукла Катя. Хочет с нами поиграть, Хочет с нами поплясать. при демонстрации птички прочтите рифмовку: Маленькая птичка прилетела к нам, Маленькой птичке зёрнышек я дам. Маленькая птичка зёрнышки клюёт, Маленькая птичка песенки поёт! при демонстрации зайца можно сказать: Зайка – зайка, длинные ушки Заинька – заинька, быстрые ножки, Зайка – трусишка, Саши боится!
Игра «Колыбельная»
Чему учится ребёнок: произвольному, ритмичному, распевному произнесению цепочки согласных и гласных звуков; эмоциональному общению. Материал: Кукла Ход игры: покажите ребёнку куклу, скажите: «Это Ляля. Ляля топ-топ» (продемонстрируйте как кукла ходит). Скажите: «Ляля пай, пай!» (продемонстрируйте, как гладите куклу по головке). Назовите малыша по имени и тоже погладьте его по головке («Пай, пай»). «Покачаем Лялю», - качая куклу, напевайте сначала знакомый напев с закрытым ртом: «М-м-м-м…». Затем напевайте ту же музыкальную фразу гласными: «А-а-а…», «О-о-о…», «У-у- у…», «Э-э-э…». Произносите рифмовку: Кукла-куколка, бай-бай, Спи спокойно засыпай: «а-а, а-а, а-а». На звук [у], укачивайте бычка: На кроватке спит бычок, Он улёгся на бочок: «у-у, у-у, у-у». На звук [о], укачивайте мишку: Мишка – Мишенька, бай-бай, Спи спокойно, засыпай: «о-о, о-о, о-о». На звук [и], укладывайте мышку: Захотела мышка спать И полезла на кровать: «И-и, и-и, и-и».
Игра «Паровоз»
14
Чему учится ребёнок: произвольному, ритмичному, напевному произнесению цепочки гласных звуков; эмоциональному общению. Материал: игрушечная машина Ход игры: покажите малышу машину (размер 17-20 см). Потрогайте колёса, покажите как они вертятся. Скажите: «Это машина. Машина гудит: «У- У-У». Как она гудит? «У-У-У»-гудит машина». Сами отвечайте на свой вопрос до тех пор, пока не получите ответа от малыша. Почитайте рифмовку: Машина наша едет, Колёса стучат, В машине детки едут, В окошки глядят.
Игра «Птички»
Чему учится ребёнок: произносить слоги по подражанию; эмоциональному общению. Материал: игрушка птичка 10-12 см на верёвочке, ширма. Ход игры: спрятав птичку за ширму, говорите: Кто там в домике живёт? Пи- пи- пи, пи- пи- пи. Кто там в домике пищит? Пи- пи- пи, пи- пи- пи. Там птичка сидит, (показать птичку из-за ширмы) Пи- пи- пи, пи- пи- пи. Там птичка пищит: Пи- пи- пи, пи- пи- пи.
Игра «Бубен»
Чему учится ребёнок : произносить слоги по подражанию; эмоциональному общению. Материал: бубен (игрушка) Ход игры : сначала сами постучите в бубен, приговаривая: «та-та-та…», затем помогите малышу постучать в бубен, на первых порах за него приговаривая «та-та-та, та-та-та…». Стуча в бубен, в такт стуку говорите: Буду в бубен я играть Та-та-та, та-та-та. Будет (имя ребёнка) танцевать, 15
Та-та-та, та-та-та.
Игра «Погремушка»
Чему учится ребёнок: произносить слоги по подражанию; эмоциональному общению; ползанью. Материал: погремушка Ход игры : показывая погремушку, и демонстрируя при этом, что можно делать с ней, а так же во время обучению ползанью, побуждайте малыша дотянуться до погремушки. Та-та-та, та-та-та, Вот такая красота! Та-та-та, та-та-та. Дотянись – ка до меня!
Игра «Мяч»
Чему учится ребёнок: произносить слоги по подражанию; эмоциональному общению. Материал: резиновый мяч (15см в диаметре) Ход игры: покажите малышу мячик скажите: «Это мяч». Постучите о мяч ладонью, произнося в такт движением: «Да-да-да-да…». Постучите ладошкой малыша по мячу, произнося: Да – да – да – да; До – до – до – до; Ду – ду – ду – ду; показывая мяч и играя с ним, произносите рифмовку: Мячик (имя ребёнка) покажу, И ладошкой постучу: Ду – ду – ду! Пам – пам, поскакал! Оп – па – и упал – бом!
Игра «Наши ручки»
Чему учится ребёнок: произносить слоги по подражанию; эмоциональному общению; подражанию движениям рук и ног; ходьбе. Материал: - 16
Ход игры: показывайте движения и говорите: Ручками мы хлопаем, Да - да - да. Ножками мы топаем, Да - да - да. Ручками помашем, Да - да - да. Ножками попляшем, Да - да - да. 17


Яндекс.Метрика