Наименование материала: КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: "Автоматизация звука [Р]"
Описание:
Задачи:
а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
б) КОРРЕКЦИОННАЯ развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по
образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места
звука в слове, мяч спички.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Задачи:
а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : способствовать обогащению словарного запаса;
продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать
уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать
числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в
предложения;
б) КОРРЕКЦИОННАЯ развивать артикуляционный аппарат; умения
произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях,
чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при
произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое
внимание, память, моторику;
в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать желание и стремление помочь другу;
интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика,
постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;
работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-
ласкательной формы существительных, согласованию числительных с
существительными.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Уточнение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие графомоторных навыков.
5. Автоматизация звука Р в слогах и словах
6. Словообразование, словоизменение
7. Развитие общей моторики.
Физминутка «Буратино»
Игра с мячом «Закончи слово».
8. Игра «Путаница».
III. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по
образцу, предметные картинки со звуком [Р, шнуровка.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Задачи:
а) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : способствовать обогащению словарного запаса;
продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать
уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать
числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в
предложения;
б) КОРРЕКЦИОННАЯ развивать артикуляционный аппарат; умения
произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях,
чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при
произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое
внимание, память, моторику;
в) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: интерес достижения результата от выполненной
работы. Умение выслушать и правильно повторить движения артикуляции ,
мелкой и общей моторики.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика,
постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;
работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-
ласкательной формы существительных, согласованию числительных с
существительными.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Уточнение артикуляции звука [Р].
3. Массаж пальцев.
4. Автоматизация звука Р в слогах и словах
5. Автоматизация звука Р в стихах.
6. Развитие фонематического анализа и синтеза, развитие фонематического
слуха.
7. Развитие общей моторики.
Физминутка «Буратино»
8. Развитие мелкой моторики.
« Шнуровка»
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание:
1. Развитие графомоторных навыков.
2. Словообразование, словоизменение.
3. Развитие мелкой моторики и определение звука в слове.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I . Оргмомент. Установка на занятие.
Сегодня к нам пришли гости и вместе с ними Буратино. Он очень расстроен.
Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А
Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему
гостю? Ведь ты уже научилась правильно выговаривать этот звук. А для этого
ты очень старалась и долго тренировалась.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Сказка о Веселом язычке»
2. Уточнение артикуляции звука [Р]:
-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, заведи мотор трактора.
-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении
звука [Р].
(Положение органов речи: рот широко раскрыт,губы в улыбке, зубы
разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует). Уточни, с какими
преградами мы сталкиваемся, когда произносим звук [Р] (зубы и язык).
3. Массаж пальцев.
«Пальцев дружная семья».
4. Автоматизация звука Р в слогах и словах .
Ра-ра-ра-снежная гора
Ро-ро-ро-новое перо
Ру-ру-ру- скачет кенгуру
Ры-ры-ры-вьются комары
Ар-ар-ар-тут живет комар
Ор-ор-ор-на стене узор
Ур-ур-ур-мы накормим кур
Ир-ир-ир-не война, а мир
Ря-ря-ря-синие моря
Ри-ри-ри-светят фонари
Рю-рю-рю-я обед варю
Ре-ре-ре-дети на горе
Арь-арь-арь-я хочу букварь
Орь-орь-орь- у Марины корь
Урь-урь-урь-не боимся бурь
Ирь-ирь-ирь-улетел снегирь
5. Автоматизация звука Р в стихах .
У моей сестры Марины
Щеки словно мандарины,
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотня в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. И т.д.
На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку-
Моряк любил зарядку.
Шарик курице подарит
Три рисунка ,и фонарик,
И парик! Прикрывши двери,
Курица парик примерит.
6. Развитие фонематического анализа и синтеза,развитие
фонематического слуха.
а) Определить место звука[Р] в слове.
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и определи правильно нахождение звука [Р] в слове.
(Предметные картинки: дорога, воробей, буратино, барабан, рубашка, радуга,
ромашка, телевизор, повар, топор, помидор, самовар).
б) Определить количество слогов в словах
-А теперь нужно определить количество слогов в словах (предметные
картинки).
7. Развитие общей моторики .
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой
золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Развитие мелкой моторики .
Шнуровка.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила
звук [Р] в слогах, словах, стихах, и этому научила Буратино. Наш гость тебе
благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук
[Р]. В тетради не забудь выполнить домашнее задание.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( Работа в тетради) :
1. Развитие графомоторных навыков.
2. Словообразование, словоизменение.
а) «Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например:
ракетка, розочка и т.д.
б) «Посчитай до 5».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета,
две ракеты,… пять ракет и т.д.).
3. Подобрать, вырезать и наклеить картинки со звуком [Р].