Выступление на тему
: « Игровые пособия для педагогов-практиков при обучении детей
второму государственному языку РТ».
Актуальность:
На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии
личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации
развивающей среды, компетентностного подхода в организации педагогической работы.
Как сделать каждое непосредственно образовательную деятельность с ребенком интересным и
увлекательным. Одним из популярных направлений в дошкольном воспитании является
театрализованная деятельность. Именно, театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся всестороннего познавательно-речевого развития, изучения
татарского языка, формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания, посредством приобщения к истокам национальной
культуры. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из
жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями,
способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим
человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть
проблемой творчески, был коммуникабельным, владел несколькими языками.
Цель:
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
•
Развивать устойчивый интерес к татарскому языку.
•
Посредством кукол-образов активизировать в речи слова, обозначающие предмет, признак,
действие, создавать необходимый для элементарного общения запас лексических единиц.
•
Формировать элементарные навыки построения несложных повествовательных и
вопросительных предложений.
•
Проявлять интерес к малым фольклорным жанрам, поощрять стремление использовать
татарский народный фольклор, наиболее употребительные слова и выражения в детских видах
деятельности.
•
Формировать умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке,
вступать в диалог и поддерживать его.
•
Учить эмоционально передавать содержание некоторых прозаических текстов и
выразительно читать наизусть стихи, драматизировать татарские сказки.
•
Познакомить детей с татарским народным юмором, развивать чувство юмора.
•
Воспитывать положительное отношение к окружающим, толерантность к детям и
взрослым, уважение к чувствам, взглядам других людей.
сада!»
Уважаемые коллеги! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут
забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то
были Светочками, Ирочками, Людочками… Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая
веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам
хочется туда вернуться. А почему? Да потому, что там остались наши самые милые, самые
любимые нами, самые преданные наши друзья – игрушки! А какие игрушки у вас были самые
любимые?
Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого
мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с
ними новую, «взрослую» науку жизни. Но вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих
детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не
вернуться!
Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные,
немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких
непосед познать азы этой непростой науки под названием «жизнь»!
Одни очень умные взрослые придумали и написали множество Программ (это и «Школа
2100», и «Детство», «Радуга» и другие), согласно которым, пройдя первую ступень образования и
воспитания – детский сад – должен выйти ребенок, готовый гармонично вписаться в окружающий
мир, стать его «положительной частичкой», будет вести себя так, как хотим этого мы, взрослые,
готовым к преодолению следующей главной ступеньки жизни – школы. И это верно! И мы
находим для этого важные, глубокие по смыслу, правильные слова, иногда забывая о самом
главном в жизни ребенка – игре и игрушках. А как разнообразен и увлекателен этот мир – мир
игрушек и игр! И он тоже является частью этих умных образовательных Программ, но если за
дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить
самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» - какие невзрачные
слова для маленьких друзей - становиться другим: необычным, впечатляющим, способным не
только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.
Давно, когда педагоги наших детских садов взяли в руки вот таких помощников
( мягких игрушек) Их очень приятно держать в руках, и детям они нравятся: милые, любимые,
уютные образы…Но руки взрослого заняты, а ведь на занятиях так много ими приходится
действовать! Надо брать предметы, погладить – похвалить, приобнять, взять за руку малыша и
подвести к чему- либо, танцевать и многое другое…
Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, позволяющих
заинтересовать в совместных действиях, выполнять их кукле и ребенку вместе. Так и у нас
создалась своя маленькая коллекция кукол – образов, каждая из которых является дидактическим
пособием, целой игрой. Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует
элемент новизны, сюрпризности. Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально,
по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка! И педагоги, и специалисты, и
воспитатели нашего сада давно поняли уникальность, неповторимость, важность игрушки, которая
придумана, продумана и выполнена с душой своими руками.
Куклы – образы, используемые в обучении и воспитании дошкольников, разнообразны,
привлекательны для детей, родителей, соответствуют современным педагогическим требованиям:
1.Расширяют кругозор ребенка, знакомя его с культурой, искусством, народным художественным
творчеством;
2.Способствуют социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
3.Создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях, досугах, способствуют накоплению
положительного нравственного опыта;
4.Вызывают интерес ребенка к активной деятельности и возбуждают ее.
Вы спросите: почему я так много говорю об этих куклах? Да потому, что каждая из них
используется во всех видах деятельности нашего сада: нет кукол только для математики или
экологии, только для музыки или для физкультуры! Они используются где угодно и кем угодно!
Использование пособий:
Пособия предназначены как для совместной деятельности с взрослым, так и для самостоятельной
игры. Куклы-образы применяются в работе специалистов ДОУ и воспитателей, как в
индивидуальной работе, так и подгрупповой, групповой. Педагоги могут использовать кукол в
режимные моменты, на занятиях, на праздниках и развлечениях.