Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« ДСОВ № 111» города Братска
Конспект
по развитию осязания и мелкой моторики
«Камушки»
Вторая младшая группа
Воспитатель:
Фомина Е.П.
Цель :
- Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию
глазомера;
Формировать представления о массе (легкий – тяжелый), о форме
(овальный – круглый); количестве (один, один – два, один – много);
Развивать навык метания правой и левой рукой.
Общеразвивающие задачи:
Развивать интерес к окружающему миру;
Совершенствовать навык лепки круглых и овальных форм;
Формировать умение ориентироваться в пространстве;
Воспитательные задачи:
Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Материал и средства коррекции:
подставки, указка с ярким наконечником (для зрительной гимнастики);
Набор круглых и овальных речных камней; мячики-мякиши по числу
детей; корзина для мячей; набор раздаточных тарелок круглой и
овальной формы; доски для лепки; соленое тесто, подкрашенное серой,
коричневой, черной краской); салфетки; картинка-заготовка с
изображением реки и песчаного берега.
Ход :
Воспитатель:
Ребята, расскажите, что вы делаете, когда приходите на речку с родителями
или бабушкой и дедушкой?
-Ответы детей.
(плаваем, загораем, играем в воде и на берегу…)
В-ль: А еще вы можете собирать камушки. У меня много камушек, которые
я собрала летом. Они лежат в этой красивой коробке. Давайте послушаем, как
они гремят!
А теперь рассмотрим камушки!
(коробка ставится в центр стола, дети располагаются вокруг,
рассматривают камни, берут их в руки)
В-ль: Сколько здесь камушков?
- Ответы детей.
(много)
В-ль: Все камни разные, но похожи друг на друга по форме. Какой они
формы?
- Ответы детей.
(круглые и овальные)
(если дети затрудняются, задаются наводящие вопросы)
В-ль: А теперь переложите все овальные камни в овальную тарелочку, а
камни круглой формы – в круглую тарелочку.
В-ль: Камни, какой формы лежат в круглой тарелке? А в овальной?
В-ль: Теперь возьмем по одному камню, который вам понравился, круглому
или овальному. Сколько камушков в вас в руке?
-Ответы детей.
(один)
- В-ль: Какой камушек по весу?
- Ответы детей.
В-ль: Камушек тяжелый .
В-ль: А теперь возьмем из корзины мячики. В одной руке у нас мячик, а в
другой камушек. Сравним их по весу. Камушек – тяжелый, а мячик – легкий,
или тяжелый?
- Ответы детей.
В-ль: В группе можно бросать камушки?
- Ответы детей.
В-ль: Конечно, нельзя, потому что можно попасть в кого-то из нас или в
стекло. Давайте осторожно сложим камушки в коробку.
В-ль: А мячиками можно играть в группе?
- Ответы детей.
В-ль:
Встаньте вокруг корзины. Мячи возьмите в правую руку, теперь размахнемся
и бросим мяч в корзину.
А теперь возьмем мяч в левую руку и снова бросим!
Сколько мячей в корзине?
-Ответы детей.
-(много)
Зрительная гимнастика .
Я поеду к бабушке,
Прослеживание взглядом по часовой
стрелке
Побросаю камушки.
Прослеживание взглядом против часовой
стрелки
По песочку – бух-бух!
Прослеживание взглядом сверху-вниз,
снизу-вверх
По водичке – плюх-плюх!
Прослеживание взглядом слева - направо,
справа - налево
В-ль : Наши глаза сделали гимнастику, а теперь давайте сделаем
пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика :
Я поеду к бабушке,
Руками, согнутыми в локтях,
поступательно передвигаются вперед,
имитируя движение поезда.
Побросаю камушки.
Правую и левую руку поочередно
выбрасывают энергично вперед, имитируя
движения при метании мяча.
По песочку – бух-бух!
Руки, сжатые в кулаки, поочередно
опускают энергично сверху вниз, имитируя
падения при метании мяча.
По водичке – плюх-плюх!
Движение копируется, только вместо
кулаков ладошки в жесткой позиции
«дощечка».
В-ль : Сегодня мы рассматривали камушки, держал их в руках. А теперь мы
слепим камушки. У меня есть картина, на которой вода и песок, а камушков
нет! (картина устанавливается на мольберт)
Сядем за столы, на которых есть доска для лепки и кусочки теста. Какие
камушки мы будем лепить – круглые или овальные?
(уточняется способ лепки и уровень усвоения материала о форме предметов.
Пока дети разминают тесто, в-ль вслух проговаривает потешку. После
того как будет вылеплен первый камушек, предлагает закрепить его на
картинке-заготовке.)
В-ль : Сколько камушков на картинке?
- Ответы детей.
(один)
В-ль : Какой он формы? Круглой или овальной?
(когда на картинку прикрепляется еще один камень, вопрос повторяется.)
В-ль : Сколько теперь камушков на картинке?
- Ответы детей.
(два)
В-ль : Вы слепили по нескольку камушков. Скажите, сколько их стало на
нашей картинке?
- Ответы детей.
(много)
В-ль : Теперь мы вытираем руки салфетками.
Вам нравится наша работа? Посмотрите, как много камушек на нашей
картине и на песке, и в воде! Давайте громко расскажем о камушках нашим
куклам!
(стихотворение проговаривается хором «Мы поедем к бабушке…»)