Напоминание

"ПРОЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ"

Автор: Ерусланкина Галина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ Большеничкинский д/с

Населённый пункт: Большая Ничка, город Минусинск

Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: "ПРОЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ"

Описание:

Цель. Развивать речь, внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику рук. Вид проекта — комплексный. Продолжительность осуществления — один месяц. В основе проекта — работа с пособием, представляющим собой набор кубиков разной величины, на гранях которых изображены символы дидактических упражнений (заданий). Каждый кубик может быть использован по усмотрению педагога как самостоятельно, так и в сочетании с другими кубиками.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=309

Опубликовано 29.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


П

РОЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Проект «Кубигород»
Цель. Развивать речь, внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику рук. Вид проекта — комплексный. Продолжительность осуществления — один месяц. В основе проекта — работа с пособием, представляющим собой набор кубиков разной величины, на гранях которых изображены символы дидактических упражнений (заданий). Каждый кубик может быть использован по усмотрению педагога как самостоятельно, так и в сочетании с другими кубиками. Варианты использования кубиков. • Водящий ребёнок с закрытыми глазами стоит в центре круга, образованного детьми, и вращает кубик. Игроки идут по кругу со словами: Раз, два, три, четыре, пять — Будешь кубик ты вращать! По сигналу круг останавливается, и водящий указывает ладонью на одну из граней кубика. Дети выполняют обозначенное символом задание. • Игроки образуют круг (стоя или сим). Передают кубик по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребёнок, на котором считалка закончилась, по желанию выбирает грань кубика. Дети выполняют обозначенное символом задание. • Водящий ребёнок с кубиком в руках идёт по кругу, образованному детьми, и произносит считалку. Игрок, на котором считалка закончилась, берёт кубик, закрывает глаза, вращает его и указывает на одну из граней. Обозначенное символом на грани задание выполняет он сам или все дети вместе.
Варианты игр

Кубик «Фигуры».
Цель. Формировать знания о геометрических фигурах. Закреплять знание основных цветов и их опенков. Учить соотносить предметы и объекты по цвету, форме, величине. • «Подбери по цвету.»
Дети подбирают картинки с предметами (игрушками) такого же цвета, как у геометрической фигуры, изображённой на выпавшей грани кубика. • «На что похожа фигура?» Дети подбирают картинки с предметами, похожими на геометрическую фигуру, изображённую на выпавшей грани кубика, и называют их.
Кубик «Предлоги».
Цель. Учить правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с предлогом, написанным на выпавшей грани кубика. Педагог может задать тему, например придумать предложение про осень, в котором будет маленькое слово — предлог на.
Кубик «Приставочные глаголы».
Цель. Учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько существительных. • «Путешествие». Дети выполняют действие с игрушечной машинкой в соответствии с приставочным глаголом, схематично представленным на выпавшей грани кубика. Затем составляют с этим глаголом предложение. • «Подбери схему». Дети подбирают к картинке глагол (обозначают действие) и отыскивают на кубике схему этого глагола.
Кубик «Сосчитай-ка».
Цель. Закреплять счётные навыки. Развивать фонематический слух. Ребёнок бросает и ловит кубик, затем выполняет задание столько раз, сколько кружков на обращённой к нему грани. • Произнести изолированный звук, слог с этим звуком. • Произнести гласный (согласный) звук. • Назвать слово с заданным звуком.
Кубик «Звуковая дорожка».
Цель. Упражнять в автоматизации изолированного звука.
Дети выбирают одну из граней с изображением звуковой дорожки, произносят соответствующий звук на одном выдохе, проводя по дорожке пальцем, указкой или карандашом. • «Крутые горы» [р]. • «Змейка» [ш]. • «Улитка» — [с], [з], [ш], [ж], [р]. • «Чайник кипит» — [с]. • «Лабиринт» — [р]. • «Полянка» — [ц], [ч], [ж].
Кубик «Звуковой».
Цель. Развивать фонематический слух. Формировать умение выделять звук в слове, определять его позицию, подбирать слова с заданным звуком. • Назвать звук по условным обозначениям. • Подобрать слово, соответствующее условным обозначениям, и определить положение звука. • Найти в комнате и принести предметы (выбрать картинки в лото), в которых начальный звук соответствует условным обозначениям.
Кубик «Читай-ка».
• «Буквы» Цель. Познакомить с графическим изображением звуков (буквами). Педагог выясняет, на что похожа буква на грани кубика, читает о ней стихотворение. Дети прорисовывают букву в воздухе, выкладывают её из палочек, нитей, проволоки, пуговиц. • «Слоги». Цель. Формировать первоначальный навык чтения открытых слогов. Дети бросают кубик и читают слог на выпавшей грани. Затем подбирают слова с данным слогом.
Кубик «Всезнайка».
Цель. Организовать рациональное использование обучающего пространства за счёт мобильности кубика — сменяемости материала для решения поставленных задач (лексика, грамматика, связная речь и др.).
В соответствии с целью занятия логопед помещает в прозрачные пластиковые кармашки, наклеенные на грани кубика, обучающие игровые поля (картинки, буквы, схемы, сигналы). • «Найди лишнее». Лексика — одна из шести картинок не соответствует лексической теме. Грамматика — одна-две картинки не соответствуют пространственному значению заданного предлога.
Кубик «Времена года».
Цель. Уточнять и расширять знания о временах года. Учить устанавливать и описывать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Формировать связную речь. • Педагог указывает стрелкой, прикреплённой к кубику, на символическое изображение одного из времён года на грани кубика. Ребёнок называет данное время года и перечисляет его характерные признаки. • С помощью стрелки на кубике задаётся какое-либо время года. Дети вспоминают пословицы, поговорки о данном времени года.
Кубик «Умный рассказчик».
Цель. Развивать связную речь. Ребёнок выбирает грань кубика со схемой и составляет по ней описательный или сравнительный рассказ по предложенной лексической теме. Элементы схемы отражают основные свойства объектов (цвет, форму, величину, материал и т.д.) и действия с ними.
Игра «Времена года»
• Первый вариант. Цель. Расширять и уточнять представление детей о сезонных изменениях в природе. Активизировать словарный запас по данной теме. Развивать связную речь, внимание, мышление, логику. Формировать положительное отношение к природе. Материал. Четыре макета деревьев (по сезонам). Карточки с изображением деятельности людей, характерной для каждого времени года.
Ход игры

Дети по очереди берут по одной карточке и кладут к макету дерева, объясняя, для какого времени года характерна изображённая деятельность и почему. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибётся. Игру можно усложнить, если попросить каждого ребёнка рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать загадку о «своём» времени года. Также можно вместе с детьми составить рассказы о лете, осени, зиме, весне по выложенным карточкам. • Второй вариант. Цель. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. Развивать слуховое внимание. Формировать положительное отношение и интерес к русской поэзии. Материал. Четыре макета деревьев (по сезонам). Карточки со стихами, пословицами, поговорками и загадками о временах года. Фишки.
Ход игры
Педагог читает напечатанные на карточках короткие тексты о временах года и спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» Дети отгадывают. За каждый правильный ответ педагог даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Игра «Ёжик-грибник»
Материал. Панно «На лесной поляне». Картонные грибы, на которых изображеныь. предметы и животные, в названиях которых есть гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и] (мак апельсин, лиса, роза, шишка, арбуз; осы, ослик, дом, слон, роза, ведро; ива, ирис, гриб, игла, тигр, сыр, тыква, рыба, огурцы); согласные звуки [т], [т’], [р], [р’] и т.д. (зонт. лист, ракета, самолёт, крот, кот, стул, стол, тигр, квартира, телефон, дятел, роза, ворона, корова, топор, помидор, торты, рубанок; редька, орёл, верёвка, сухарь, календарь, рис). Картонный или игрушечный ёж. Картонные корзины с напечатанными на них слоговыми схемами. • Первый вариант. Цель. Закреплять навыки выделения заданного звука в слове, различения гласных звуков, определения места звука в слове.
Ход игры

Логопед выставляет на панно грибы (с изображением предметов и животных, в названиях которых есть или отсутствует изучаемый звук), ежа и корзину. Читает задание. Долго по лесу ёжик шагал: Вкусных грибов он к обеду искал. Только не всякий вкусный грибок Ежик спешил положить в кузовок. В корзину попали такие грибы, В которых есть звуки [а] ([о], [у], [ы], [и]). Дети по очереди подходят к панно, выбирают нужный гриб и кладут его в корзину. После того как грибы собраны, нужно их рассортировать. Логопед читает задание. Хозяй ка-ежиха грибы разделила: С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в начале слова — супчик варила, С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в середине слова — в запас насушила, С [а] ([о], [у], [ы], [и]) в конце слова — друзей угостила. Дети по цепочке сортируют грибы. • Второй вариант. Цель. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать навыки слогового анализа.
Ход игры
Дети по очереди выбирают грибы и кладут их в корзину с соответствующей слоговой схемой. После того как все грибы собраны, осуществляется проверка: каждое слово делится на слоги с помощью хлопков или шагов; проводится слоговой анализ.
Пособие «Подушка Шептунчик»
Цель. Развивать сенсомоторные навыки. Совершенствовать речевые и коммуникативные возможности дошкольников. Пособие представляет собой подушку с карманами, шнуровкой, замочком и косичками. При работе с цветными кармашками закрепляются знания о цветах и опенках, геометрических фигурах, звуковом и слоговом анализе, о сезонных изменениях в природе. Шнуровки, замочек и косички предназначены для развития мелкой моторики рук. Большой карман служит для вставки предметной или сюжетной картинки, иллюстрации, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по различным лексическим темам.
• Первый вариант. Цель. Уточнять и расширять знания детей о временах года. Учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Формировать связную речь.
Ход игры
Педагог загадывает загадку о каком-либо времени года. Ребёнок выбирает сюжетную картинку-отгадку и вставляет её в большой карман. Затем на карточках находит характерные признаки этого времени года и вставляет их в цветные кармашки. Заплетая косички, последовательно называет Шептунчику месяцы. Выигрывает тот кто ни разу не ошибся. • Второй вариант. Цель. Знакомить с многозначностью глаголов русского языка. Упражнять в подборе и употреблении в речи глаголов, имеющих одну форму, но разные смысловые опенки.
Ход игры
Педагог вставляет в большой карман карточку с глаголом «идёт». Дети подбирают к слову подходящие картинки (Например: «Трамвай идёт. Дождь идёт. Время идёт. Человек идёт») и вставляют их в кармашки.
Альбом «Дошкольная академия»
Пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Игровые задания альбома помогают уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные звуки по твёрдости — мягкости; определять артикуляционные и акустические характеристики изучаемого звука и соотносить с его зрительным образом (буквой); подбирать слова с заданным звуком или по готовой схеме и определять положение звука в слове; закреплять навыки звукового, звукобуквенного и слогового анализа; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; составлять предложения различных конструкций. Пособие состоит из 23 страниц, каждая из которых разделена на 5 карточек. На первой слева карточке в каждом ряду изображены буква или символ, обозначающие вид задания. Остальные карточки представляют собой предметные картинки
В конце альбома предлагаются варианты заданий. • Найди предмет, название которого начинается с заданного звука. • Подбери обобщающее слово. • Найди фрукты, овощи. • Продолжи ряд. • Четвёртый лишний. • Логические пары. • Найди предмет, в названии которого заданный звук находится в начале, середине или конце слова. • Найди предмет, название которого начинается на гласный звук (твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук). • Назови первый (второй, третий...) звук. • Назови первый (второй, третий...) слог. • Найди предмет, название которого состоит из одного слога (двух, трёх, четырёх слогов). • Найди слова-предметы, которые отвечают на вопрос «кто?» («что?»). • Подбери слова-действия. • Подбери слова-признаки. • Назови детёнышей. • Составь предложение. • Скажи правильно (согласование существительного и прилагательного в роде и числе). Педагог открывает карточку с буквой или символом и предлагает найти картинки в соответствии с игровым заданием. После выполнения задания ребёнок объясняет, почему он выбрал ту или иную картинку.


Яндекс.Метрика